Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А, Пластинина И.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-207/2020 по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества "Карасаари" на решение Ленинградского областного суда от 29 сентября 2020 года, которым в удовлетворении его административного иска о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29 октября 2013 года N 42 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя садоводческого некоммерческого товарищества "Карасаари" Коваля В.А, поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 года N 46 утверждены изменения в правила землепользования и застройки части территории муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (за исключением деревни Керро), в том числе утверждена в новой редакции Карта градостроительного зонирования (часть 2 Правил).
Садоводческое некоммерческое товарищество "Карасаари" обратилось Ленинградский областной суд с административным иском о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29 октября 2013 года N 42 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в редакции приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области от 9 декабря 2015 года N 46, в части отнесения Картой градостроительного зонирования земельных участков с кадастровыми номерами NNNNN и территории бывшего земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне "В" - зона военных и режимных объектов (земель обороны и безопасности).
В обоснование административного иска садоводческое некоммерческое товарищество "Карасаари" ссылалось на то, что оспариваемое территориальное зонирование установлено произвольно и препятствует использованию территории садоводства, включающей перечисленные земельные участки, в целях ведения садоводства и огородничества как это предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Ленинградского областного суда от 29 сентября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе садоводческое некоммерческое товарищество "Карасаари" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29 октября 2013 года N 42 утверждены Правила землепользования и застройки на части территории муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Частью 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 82, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 1 части 2 статьи 1 областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, относится осуществление полномочий по утверждению правил землепользования и застройки и по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
Согласно подпункту 10 пункта 2.1 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утверждённого постановлением правительства Ленинградской области от 10 февраля 2014 года N 16, комитет в сфере архитектуры и строительства уполномочен на утверждение правил землепользования и застройки поселений и на внесение в них изменений.
Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 года N 46, опубликованном на сайте Администрации Ленинградской области "lenobl.ru", утверждены изменения в правила землепользования и застройки части территории муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (за исключением деревни Керро).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 33 данного Кодекса).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемые изменения в Правила землепользования и застройки приняты Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в пределах его полномочий с соблюдением процедур, предусмотренных в том числе статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности процедуры публичных слушаний, и порядка введения в действие, что не оспаривается.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из генерального плана муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области следует, что вся территория садоводства располагается в функциональной зоне размещения военных объектов. Правилами землепользования и застройки в редакции приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 9 декабря 2015 года N 46, данная территория отнесена к территориальной зоне "В" - зона военных и режимных объектов (земель обороны и безопасности).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расположение названного земельного участка в территориальной зоне В соответствует функциональному назначению территории, установленному генеральным планом.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта существующему землепользованию, а также о невозможности ведения садоводства и огородничества несостоятельны.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих определять территориальные зоны в документах градостроительного зонирования в соответствии с фактическим использованием территории.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования. Между тем градостроительное законодательство основывается на принципе обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и предусматривает правовые средства по согласованию частных и публичных интересов на всех этапах ведения такой деятельности.
Отнесение спорного земельного участка к территориальной зоне В, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено ведения садоводства и огородничества, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение Ленинградского областного суда от 29 сентября 2020 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Карасаари" ? без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.