Приказ Министерства сельского хозяйства,
торговли и продовольствия Сахалинской области
от 29 мая 2013 г. N 23-пр
"Об утверждении экономически значимых региональных программ"
2 октября 2013 г.
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документе: Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 13 августа 2014 г. N 46-пр
В целях создания в Сахалинской области экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли свиноводства и птицеводства, увеличения производства свинины и куриного яйца:
1. Утвердить прилагаемые экономически значимые региональные программы "Развитие свиноводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы", "Развитие птицеводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программы).
2. Назначить ответственным за реализацию Программ заместителя министра, директора департамента сельского хозяйства министерства А. В. Якушу.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н.И. Борисов |
Экономически значимая региональная Программа
"Развитие свиноводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства,
торговли и продовольствия Сахалинской области
от 29 мая 2013 г. N 23-пр)
2 октября 2013 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 2 октября 2013 г. N 39-пр в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в действие с момента опубликования названного Приказа и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 6 августа 2013 г.
Паспорт
экономически значимой региональной программы "Развитие
свиноводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 год"
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Экономически значимая региональная программа "Развитие свиноводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) направлена на обеспечение потребности населения Сахалинской области в мясе свиней собственного производства, в том числе производства охлажденного мяса свиней.
Развитие отрасли свиноводства является частью достижения приоритетных целей развития сельского хозяйства Сахалинской области, на реализацию которых направлена деятельность министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области.
Свиноводство - отрасль сельскохозяйственного производства, позволяющая вести высокорентабельное промышленное производство свинины с применением интенсивных технологий и получением в короткий срок соответствующих экономических результатов.
Таблица 1
Поголовье свиней в Сахалинской области
на конец отчетного периода, голов
Категории хозяйств |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008, % |
Хозяйства всех категорий |
13768 |
14777 |
15974 |
17427 |
16677 |
121,1 |
Сельскохозяйственные организации |
7130 |
8884 |
9984 |
11508 |
11145 |
156,3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
1787 |
1527 |
1225 |
1292 |
1178 |
65,9 |
Хозяйства населения |
4851 |
4366 |
4765 |
4627 |
4354 |
89,8 |
Поголовье свиней в Сахалинской области на 1 января 2013 года составило 16677 голов. В сельскохозяйственных организациях поголовье свиней 11145 голов, что составляет 66,8% от общего поголовья свиней в области.
В настоящее время в подотрасли осуществляют деятельность 9 сельскохозяйственных товаропроизводителей (предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Наиболее крупными предприятиями являются: ООО ТФ "Сахалинский бекон-2", ООО "Продагро", ГУСП "Птицефабрика Островная", ЗАО "Совхоз "Заречное", ООО "КХ Сельхозпродукт".
Несмотря на существенную государственную поддержку подотрасли свиноводства из областного бюджета, поголовье свиней снизилось по сравнению с 2011 годом во всех категориях хозяйств.
С 2008 года по 2011 год рост поголовья обеспечен за счет расширения производства, реконструкции и переоснащения действующих помещений на предприятиях ООО ТФ "Сахалинский бекон-2" и ООО "Продагро".
Таблица 2
Анализ состояния свиноводства в Сахалинской области
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г., % |
Поголовье свиней во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. гол. |
13768 |
14777 |
15974 |
17427 |
16677 |
126,6 |
Валовое производство мяса свиней в живом весе |
тыс. тонн |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
150,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
- в сельскохозяйственных организациях |
тыс. тонн |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
1,0 |
1,5 |
в 2,5 р. |
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. тонн |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
33,3 |
- в личных подсобных хозяйствах |
тыс. тонн |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
100,0 |
Прирост показателя по производству мяса свиней во всех категориях хозяйств произошел за счет прироста производства в сельскохозяйственных организациях. За прошедшие 4 года производство свинины в Сахалинской области в сельскохозяйственных организациях увеличилось в 1,5 раза и составило 1,5 тыс. тонн мяса.
Однако этот рост крайне неустойчив. Это связано с тем, что основная масса фондов свиноводческой отрасли физически и морально устарела, селекционно-генетическое обеспечение отрасли практически прекратило развитие и даже имеющийся биологический потенциал животных используются далеко не в полной мере.
В личных подсобных хозяйствах показатель с 2008 года - на уровне 100%, в КФХ наблюдается сильный спад производства (минус 67% к 2008 году). При этом доля мяса свиней в общем производстве мяса в 2012 году составила 53,8%, в том числе сельскохозяйственными предприятиями производится 69% свинины в области.
В Сахалинской области потребление мяса составляет около 44 тыс. тонн ежегодно или более 88 кг на душу населения. За счет собственного производства в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ обеспечивается потребление 2,8 тыс. тонн мяса (6%), из них мяса свиней 1,6 тыс. тонн (4%).
За счет программы предполагается создать предпосылки для импортозамещения свинины, ввозимой на территорию Сахалинской области.
Существующие производственные предприятия в свиноводстве нуждаются в модернизации и реконструкции, в результате которых планируется увеличение производительности имеющихся мощностей, снижение себестоимости выпускаемой продукции и за счет этого повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также увеличение объемов производства и рынков сбыта. Медленное обновление технической базы ведет к росту затрат, связанных с технологическим процессом производства, и снижению качества продукции.
Техническое и технологическое состояние оборудования, которое бессменно эксплуатируется в условиях агрессивной среды, предельно изношено и морально устарело, не обеспечивает требуемых технологических условий содержания, что существенно влияет на снижение продуктивности и иммунитета животных.
Важнейшим условием для устойчивого развития свиноводческих хозяйств области является снижение затратной части при подготовке существующих помещений к модернизации и строительстве новых помещений.
При выращивании свиней необходима узкая специализация, в побочном или подсобном хозяйстве данное производство невыгодно. Стратегия развития свиноводства возможна в двух направлениях - строительство индустриальных свинокомплексов с поголовьем свыше 30 тыс. голов и строительство небольших автоматизированных модульных свинарников на 3 -12 тыс. голов.
Также развитие свиноводства зависит от наличия отраслевой инфраструктуры - племенной работы, забоя и переработки.
Главным препятствиями для устойчивого развития свиноводства в области являются:
- отсутствие зернового производства и комбикормовой промышленности;
- отсутствие квалифицированных специалистов;
- отсутствие племенной базы свиноводства;
- недостаточный уровень технического и технологического оснащения;
- высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов в предприятиях.
В то же время, для увеличения объемов производства свинины в области существуют следующие возможности:
- стабильно развивающаяся подотрасль свиноводства;
- наличие площадок под строительство комплексов;
- наличие действующих мощностей по переработке свинины.
Наращивание объемов производства в свиноводстве является
сложной и многоуровневой задачей. Высокая зависимость экономических результатов от генетического потенциала животных, от качества кормов, применяемых технологий производства не позволяют при развитии отрасли в полной мере полагаться только на регулирование рыночной экономики, делают актуальными и необходимыми меры действенной финансовой и организационной поддержки отрасли со стороны государства и субъектов федерации в рамках правил Всемирной торговой организации (далее - ВТО).
Принятие Россией обязательств в соответствии с членством в ВТО требует больше внимания к отрасли при одновременном отказе от прямых дотаций на производство мяса свиней. Сокращение возможностей таможенного регулирования, позволившее ранее, с 2008 года, стимулировать появление и развитие новых современных технологических производств, в условиях ВТО требует разработки новых решений для косвенной поддержки предприятий.
Конечная цель таких мер - обеспечение устойчивого, конкурентоспособного развития свиноводческого подкомплекса, повышение доступности свинины для потребителя.
Реализация Программы позволит с помощью мер государственной поддержки увеличить производство свинины в живом весе и обеспечить имеющиеся мощности по переработке, создать новые рабочие места, увеличить численность занятого в производстве и в переработке населения, тем самым обеспечив устойчивое развитие сельских территорий.
Раздел 2. Цель и задачи программы
Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий устойчивого развития конкурентоспособной отрасли свиноводства и увеличение производства мяса.
Достижение поставленной цели обеспечит эффективное развитие отрасли, направленное на производство высококачественной свинины и постепенное замещение импортной продукции на территории Сахалинской области.
Достижение цели планируется посредством следующих задач:
1. Активизация процессов инвестирования в строительство промышленных свиноводческих комплексов с применением инновационных технологий содержания, кормления и воспроизводства стада;
Финансовое содействие в рамках данной задачи будет оказываться свиноводческим предприятиям, осуществляющим реализацию хорошо проработанных и получивших одобрение государственной экспертизы инвестиционных проектов, с жестким соблюдением ветеринарных и природоохранных норм и требований.
Все проекты реконструкции и нового строительства должны предусматривать применение безопасных и гигиеничных условий длительной эксплуатации строительных материалов, исключающих их быстрое биологическое старение с применением высокопроизводительной автоматизированной техники и оборудования.
2. Увеличение объемов производства свинины с высокими потребительскими качествами при снижении затрат на ее производство.
Увеличение производства свинины потребует приобретения дополнительного объема кормов. Задачей здесь является не только обеспечение поголовья свиней качественными кормами и минимизация использования дробленого зерна, но и значительное снижение их себестоимости. В целях решения этой задачи планируются мероприятия по субсидированию затрат на приобретение высококачественных белково- и энергетически насыщенных кормов.
Эффективное решение задач планируется обеспечить за счет использования государственной поддержки в рамках региональной программы и привлечения внебюджетных инвестиций.
Решение поставленных задач позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования отрасли свиноводства, а также повысить уровень обеспечения потребности населения региона в свинине.
С учетом целей и поставленных задач Программа является экономически значимой для Сахалинской области.
Раздел 3. Ожидаемые результаты программы и целевые индикаторы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Реализация всех программных мероприятий обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам.
В период реализации Программы будет созданы предпосылки для устойчивого развития отрасли свиноводства, что решит проблему обеспечения населения мясом за счет собственного производства.
Важнейшую роль в процессе ускоренного развития свиноводства в области будет выполнять активизация строительства новых современных комплексов, с комплектованием стада лучшими зарубежными и отечественными племенными ресурсами.
При этом решение задачи по созданию новых производств, сметной стоимостью более 100 млн. рублей, предусматривается в рамках закона Сахалинской области от 31.03.2010 N 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской области".
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы программы
Показатели |
Ед. изм. |
2012 факт |
2013 |
2014 |
2015 |
% 2015 к 2012 |
Валовое производство мяса свиней на убой в живом весе в сельхозпредприятиях и КФХ |
тыс. тонн |
1,6 |
1,7 |
3,1 |
3,2 |
200 |
Поголовье свиней во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
12,3 |
13,3 |
22,5 |
23,8 |
193,5 |
в том числе основных свиноматок |
тыс. голов |
0,7 |
0,8 |
1,4 |
1,4 |
200 |
Выручка от реализации свинины в сельхозпредприятиях и КФХ в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
247,7 |
258,3 |
457,8 |
480,2 |
193,9 |
Прирост выручки от реализации свинины в сопоставимых ценах |
% |
|
104,3 |
177,2 |
104,9 |
|
Прирост численности работающих в свиноводстве |
чел. |
0 |
23 |
13 |
2 |
|
Значения целевых индикаторов определены исходя из объемов финансирования Программы, указанных в таблице 5 и дополнительного привлечения финансовых средств из федерального бюджета при условии прохождения отбора экономически значимых региональных программ.
При снижении объемов финансирования или его отсутствии, значения целевых индикаторов уменьшаются пропорционально объему финансирования.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы планируется осуществлять путем реализации следующего комплекса программных мероприятий:
1. Строительство новых и реконструкция существующих помещений для содержания свиней с предоставлением государственной поддержки на возмещение части затрат хозяйств на выполнение мероприятий.
Государственная поддержка предусматривается посредством предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидии на возмещение затрат на строительство и реконструкцию помещений для содержания свиней и птицы.
Размер субсидии определяется ежегодно и утверждается нормативным правовым актом Правительства Сахалинской области.
Получатели субсидии определяются по результатам отбора бизнес-планов инвестиционных проектов, проводимого в году, предшествующему году начала реализации проекта (в 2013 году - по проектам 2013 года).
Под инвестиционным проектом понимается строительство и реконструкция помещений для содержания свиней и птицы в соответствии с разработанной и прошедшей экспертизу проектной документацией. Результатом реализации инвестиционного проекта является ввод в эксплуатацию объектов капитального характера и их регистрация в соответствии с установленными требованиями.
Исполнителями настоящего мероприятия выступают Координатор Программы и сельскохозяйственные товаропроизводители.
2. Приобретение высококачественных комбикормов, используемых для кормления свиней, с предоставлением государственной поддержки на возмещение части затрат хозяйств на выполнение мероприятий с учетом доставки до региона.
Размер (ставка) субсидии определяется ежегодно и утверждается нормативным правовым актом Правительства Сахалинской области.
Мероприятия, реализуемые в рамках настоящей Программы, не дублируют другие программные мероприятия, финансируемые на территории области.
Софинансирование вышеуказанных расходных обязательств Сахалинской области предполагается за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, устанавливаемых федеральными нормативными актами.
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Сахалинской области.
Возможность привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе за счет государственной поддержки, стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей привлекать средства (внебюджетные источники финансирования) на реализацию объемов вышеуказанных мероприятий, в том числе и сверхплановых.
Раздел 5. Оценка социально-экономической эффективности программы
Реализация программных мероприятий позволит к 2015 году увеличить объем производства свинины в стоимостном выражении на 233 млн. рублей.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности свиноводства.
Кроме увеличения свинины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест в сельских территориях.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы приведен в таблице.
Таблица 3
Показатели |
Ед. изм. |
2012 факт |
2013 |
2014 |
2015 |
% 2015 к 2012 |
Валовое производство мяса свиней на убой в живом весе в сельхозпредприятиях и КФХ |
тонн |
1,6 |
1,7 |
3,1 |
3,2 |
200 |
Поголовье свиней во всех категориях хозяйств на конец отчетного периода |
тыс. голов |
12,3 |
13,3 |
22,5 |
23,8 |
193,5 |
в том числе основных свиноматок |
тыс. голов |
0,7 |
0,8 |
1,4 |
1,4 |
200 |
Выручка от реализации свинины в сельхозпредприятиях и КФХ в действующих ценах |
млн. руб. |
247,7 |
274,1 |
479,8 |
506,1 |
204,3 |
Выручка от реализации свинины в сельхозпредприятиях и КФХ в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
247,7 |
258,3 |
457,8 |
480,2 |
193,9 |
Прирост выручки от реализации свинины в сопоставимых ценах |
% |
|
104,3 |
177,2 |
104,9 |
- |
Полная себестоимость |
млн. руб. |
268,6 |
280,1 |
494,3 |
518,8 |
193,2 |
Прибыль от реализации мяса по отрасли с учетом господдержки |
млн. руб. |
92,7 |
131,7 |
206,7 |
227,1 |
245,0 |
Рентабельность с учетом господдержки |
% |
14,5 |
23,0 |
20,7 |
22,3 |
153,8 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, занятого в свиноводстве |
тыс. руб. |
24,0 |
27,5 |
31,3 |
32,3 |
134,5 |
Численность работников, занятых в свиноводстве сельскохозяйственных предприятий и КФХ |
чел. |
86 |
109 |
122 |
124 |
144,2 |
Прирост численности работающих в свиноводстве |
чел. |
0 |
23 |
13 |
2 |
- |
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности показывает увеличение численности поголовья животных и прироста объемов производства свинины практически в два раза.
Реализация программы создаст условия и предпосылки для дальнейшего устойчивого развития свиноводства, что позволит в перспективе снизить импортную зависимость в снабжении населения данным видом продукции.
Кроме роста производства мяса и наполнения внутреннего рынка, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест в сельских территориях и рост налоговой отдачи.
Мероприятия по подключению вновь построенных мощностей к инженерным сетям (газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным сетям, сетям связи), а также по прокладке дорог к сети дорог общего пользования будут выполняться в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года, утвержденной Законом Сахалинской области от 27.07.2011 N 85-ЗО, предусматривающей развитие социальной и инженерной инфраструктуры при строительстве производственных и социальных объектов, а также в соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.04.2011 N 158 "О стратегическом планировании в Сахалинской области".
В рамках областной целевой программы "Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 15.09.2009 N 370-па, разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Сахалинской области, которая включает в себя схемы газификации муниципальных районов, предусматривающая газоснабжение производственных мощностей, в том числе объектов сельского хозяйства.
Кроме того, в настоящее время Правительством Сахалинской области разрабатывается региональная программа по социальному развитию села на 2014 - 2020 годы, которая будет предусматривать мероприятия по обеспечению жильем сельскохозяйственных работников, проживающих в сельской местности, на льготных условиях.
Проведенный Министерством мониторинг предварительных заявок на участие в реализации Программы показал, что привлекательные условия поддержки строительства, реконструкции и модернизации мощностей по свиноводству побудили интерес субъектов бизнеса к данным мероприятиям. Среди заявок имеются предложения по строительству в 2013 году современных мощностей в с. Дальнее, с. Березняки г. Южно-Сахалинска, с. Таранай Анивского района, на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", городского округа "Охинский".
Реализация мероприятий Программы на территории области, учитывая наличие в Сахалинской области соответствующей нормативно-правовой базы, будет способствовать социально-экономическому развитию региона, в том числе развитию сельских территорий.
Отбор проектов для финансирования из областного бюджета будет осуществляться с учетом рационального и равномерного размещения производительных сил, расселения, диверсификации сельской экономики, достижения более полной занятости сельского населения в соответствии со схемой территориального планирования Сахалинской области, утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.07.2012 N 377, и генпланами поселений.
Поддержка в рамках Программы мероприятий по развитию свиноводства обеспечит условия для ускоренного развития подотрасли, что имеет существенное значение для социально-экономического развития отрасли в целом.
Предложенные меры поддержки позволят привлечь инвестиции для создания новых или модернизации имеющихся свиноводческих комплексов, что будет обеспечивать повышение занятости в сельских населенных пунктах и развитие социальной инфраструктуры.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе приведен в таблице.
Таблица 4
Показатель |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
За 3 года |
|
Выручка от реализации (ТП) |
млн. руб. |
247,7 |
274,1 |
479,8 |
506,1 |
|
|
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины (ДТП) |
млн. руб. |
|
26,4 |
205,7 |
26,4 |
258,5 |
|
Финансирование программы за счет средств областного бюджета |
всего (Ф) |
млн. руб. |
|
46,3 |
106,3 |
97,4 |
250 |
Показатели эффективности |
|
% |
|
57,0 |
24,8 |
211,2 |
103,4 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
, где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
дельтаТП - ежегодный прирост товарной продукции свинины в стоимостном выражении;
Ф - объем бюджетного финансирования производства продукции по программе.
За период реализации программных мероприятий, эффект от вложенных бюджетных средств будет получен в виде прироста выручки от реализации свинины в среднем по 103 руб. на каждые 100 руб. вложенных бюджетных средств, что окупает государственные вложения в виде субсидий.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем повышения плодородия земель при утилизации навоза.
Приказом Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 2 октября 2013 г. N 39-пр в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в действие с момента опубликования названного Приказа и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 6 августа 2013 г.
Раздел 6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан с учетом: средних по Сахалинской области затрат на комбикорма за 2012 год с индексацией на последующие годы;
планируемых затрат на строительство и реконструкции помещений для содержания свиней на период реализации Программы.
Таблица 5
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
Итого |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Экономически значимая региональная программа "Развитие свиноводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы |
Всего |
557582 |
156869 |
192109 |
208604 |
областной бюджет |
286029 |
82292 |
97444 |
106293 |
||
федеральный бюджет |
271 |
271 |
|
|
||
внебюджетные средства |
271282 |
74306 |
94665 |
102311 |
||
1 |
Стимулирование строительства и реконструкции помещений для содержания свиней (возмещение затрат на строительство и реконструкцию помещений для содержания свиней) |
Всего |
36190 |
19285 |
6949 |
9956 |
областной бюджет |
25333 |
13500 |
4864 |
6969 |
||
внебюджетные средства |
10857 |
5785 |
2085 |
2987 |
||
2 |
Стимулирование развития свиноводства (приобретение комбикормов, используемых для кормления свиней) |
Всего |
521392 |
137584 |
185160 |
198648 |
областной бюджет |
260696 |
68792 |
92580 |
99324 |
||
федеральный бюджет |
271 |
271 |
|
|
||
внебюджетные средства |
260425 |
68521 |
92580 |
99324 |
Объемы средств федерального бюджета определяются по результатам отбора программ, проводимого Минсельхозом РФ.
Информация о соответствии положений Программы критериям отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, приведена в приложении к Программе.
Раздел 7. Описание системы управления реализацией программы
Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области планирует и осуществляет мероприятия программы, ведет отчетность о своевременном их выполнении и достижении заявленных результатов. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области на основе отчетов департамента сельского хозяйства министерства. Мониторинг реализации программы, а также оценку ее результативности и эффективности осуществляет министерство экономического развития Сахалинской области в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Таблица 6
N п/п |
Наименование |
Ответственные |
1 |
Реализация Программы в целом, достижение целей, задач Программы индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе |
Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
2 |
Координация деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, согласование действий участников Программы по реализации программных мероприятий |
Департамент сельского хозяйства министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
3 |
Финансирование программных мероприятий |
Департамент экономического анализа, прогноза и исполнения бюджета министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
4 |
Мониторинг реализации Программы, формирование отчетности о реализации Программы |
Департамент экономического анализа, прогноза и исполнения бюджета министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
5 |
Оформление заключения о целесообразности начисления субсидий заявителями - участниками Программы |
Департамент сельского хозяйства министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
Раздел 8. Оценка рисков реализации программы
Экологические негативные последствия реализации программы крайне незначительны. Благодаря современным технологиям очистки и утилизации (компостирования, производство биогаза и т. д.) навозных отходов будет реализован косвенный эффект в повышении продуктивности растениеводства, поддержании плодородия почв.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
- недостаточный уровень финансирования из бюджетных источников;
- недостаточный уровень финансирования из внебюджетных источников;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов свинины отечественного производства.
К числу внутренних рисков относятся прежде всего организационный риск, демографический риск (нехватка подготовленной рабочей силы), а также производственные риски (кормообеспечение, ветеринарная защита и т. д.). Технологические риски, обычно связываемые с освоением новых техники и оборудования, в свиноводческой отрасли практически отсутствуют, к тому же они полностью устраняются мероприятиями по подготовке и переподготовке кадров и развитию человеческого потенциала отрасли.
Управление внешними рисками в рамках реализации Программы должно сводиться к точному и своевременному обеспечению финансирования ее мероприятий из всех источников, при этом особое внимание предполагается уделять обеспечению плановых пропорций финансирования из внебюджетных источников с финансированием по линии бюджета действующих обязательств.
Эффективное управление внутренними рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы, их отраслевых объединений и Министерства в рамках имеющихся полномочий.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов свинины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства свинины на голову и поголовья свиней.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
- использования мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
- проведения мониторинга угроз развитию отрасли и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;
- подготовки и представления в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" в Правительство Сахалинской области ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы.
Экономически значимая региональная программа
"Развитие птицеводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства,
торговли и продовольствия Сахалинской области
от 29 мая 2013 г. N 23-пр)
2 октября 2013 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 2 октября 2013 г. N 39-пр в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в действие с момента опубликования названного Приказа и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 6 августа 2013 г.
Паспорт
экономически значимой региональной программы "Развитие
птицеводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы"
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа направлена на создание экономических и технологических условий устойчивого развития птицеводства, способствующих обеспечению продовольственной безопасности Сахалинской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Сахалинской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 29 декабря 2012 г. N 696.
Птицеводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, призванной обеспечить население Сахалинской области диетическими продуктами питания: яйцами и мясом птицы, характеризующимися большим содержанием белка животного происхождения при низкой калорийности. Устойчивый спрос на продукцию птицеводства объясняется как ее потребительскими свойствами, так и низким уровнем потребительских цен по сравнению с другими видами животноводческой продукции.
Реализация курса рыночных преобразований АПК в Сахалинской области осуществлялась медленно и в трудных условиях. Из-за неготовности отрасли к работе в новых экономических условиях произошел спад производства.
Состояние экономики птицеводства резко ухудшилось в условиях дороговизны ресурсов и острой конкуренции со стороны завозной продукции. Из-за гиперинфляции доходы от реализации сельскохозяйственной продукции только частично покрывали потребность в сырье, кормах и материалах.
К 2000 году объем производства мяса всех видов в области снизился против 1990 года в 10,6 раза, в том числе мяса птицы
- на 48%, яиц - в 3,4 раза. Численность поголовья птицы сократилась в 5,8 раза.
Сокращение объемов производства отразилось на финансовых результатах хозяйств. Не смогли преодолеть финансовый кризис такие крупные птицеводческие предприятия области как птицефабрика имени 50-летия СССР, птицефабрика "Первомайская" и другие. Эти хозяйства подверглись процедуре банкротства и были ликвидированы.
Процесс спада производства продолжался до 2006 года.
Производство продукции птицеводства в хозяйствах всех категорий
|
Годы |
||||||
Показатели |
1990 |
1995 |
2000 |
2000 в % к 1990 |
2005 |
2012 |
2012 в % к 2005 |
Мясо всех видов (в ж.в.), тыс. т. |
44,7 |
16,7 |
4,2 |
9,4 |
3,5 |
4,5 |
128,6 |
Мясо птицы (в ж.в.), тыс. т. |
12,5 |
9,9 |
3,5 |
52,0 |
0,3 |
0,5 |
166,7 |
В т. ч. мясо бройлеров (в ж.в.), тыс. т. |
10,1 |
9,3 |
3,3 |
62,4 |
- |
- |
- |
Доля мяса птицы в общем объеме производства мяса, % |
27,9 |
55,7 |
83 |
|
8,5 |
11,1 |
|
Яйцо куриное, млн. шт. |
238,7 |
122,5 |
69,4 |
29,1 |
101 |
108,8 |
107,7 |
Поголовье птицы, тыс. голов |
2906 |
1489 |
504,4 |
17,4 |
492,7 |
574,3 |
116,5 |
Финансовое состояние многих сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность в настоящее время, характеризуется как неустойчивое. По-прежнему велика дебиторская и кредиторская задолженность. Это связано с продолжающимся диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые сельхозпредприятиями промышленные товары, постоянным ростом тарифов на энергоресурсы и услуги. Данными факторами обусловлен хронический недостаток собственных оборотных средств, что негативно отражается на уровне эффективности производства.
В настоящее время в области осуществляют деятельность 25 сельскохозяйственных предприятий, 135 КФХ и 23931 ЛПХ.
Производство яиц сосредоточено в большей степени в сельскохозяйственных организациях (87,7%), основным поставщиком из которых является специализированное предприятие по производству яиц ГУСП "Птицефабрика Островная". На долю крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) приходится 12,3% производства яиц.
Участие птицеводческих предприятий яичного направления в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", а также меры по развитию сельского хозяйства, принятые в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 13.10.2008 N 327-па, способствовали проведению реконструкции двух производственных помещений птицефабрики с заменой старого технологического оборудования на современное ресурсосберегающее оборудование испанской фирмы "Зуками". За счет данных мероприятий поголовье птицы в цехах с новым оборудованием увеличено в 2 раза и затраты на кормление птицы снижены на 20%. Кроме того, прямая государственная поддержка на производство яиц, удешевление комбикормов, приобретение техники и оборудования позволила увеличить производство яиц к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 9%.
Вместе с тем, неблагоприятные погодные условия 2010 и 2012 годов, в результате которых значительно возросли цены на корма, а также ежегодный рост цен на потребляемые ресурсы (электроэнергия, топливо, бензин) отрицательно отразились на финансовом состоянии птицеводческих организаций. При этом покупательная способность населения не позволяет повышать отпускные цены на яйца. В результате, финансовое состояние птицеводческих хозяйств ухудшилось. Уровень рентабельности деятельности ГУСП "Птицефабрика Островная" составляет менее 5%, что не позволяет предприятию осуществлять расширенное воспроизводство без государственной поддержки.
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Производство яиц в хозяйствах всех категорий, в т. ч. |
тыс. шт. |
108455 |
110091 |
108781 |
102,9 |
- сельскохозяйственные организации (СХП) |
- "- |
92724 |
95512 |
95414 |
102,9 |
- крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) |
- "- |
281 |
535 |
447 |
159,1 |
- личные подсобные хозяйства (ЛПХ) |
- "- |
15450 |
14044 |
12920 |
83,6 |
Доля в общем объеме производства |
% |
|
|
|
|
СХП |
|
85,5 |
86,7 |
87,7 |
|
КФХ |
|
0,3 |
0,5 |
0,4 |
|
ЛПХ |
|
14,2 |
12,8 |
11,9 |
|
Уровень обеспечения потребности населения Сахалинской области в яйцах согласно нормам, рекомендуемым Минздравсоцразвития РФ |
% |
84 |
85,5 |
84,5 |
+0,5 |
Показатель обеспеченности потребности населения Сахалинской области в яйцах согласно нормам, рекомендуемым Минздравсоцразвития РФ, остается на уровне 85%. Недостаток на потребительском рынке яиц собственного производства восполняется за счет внешних поставок.
Программа включает в себя мероприятия, направленные на увеличение производства яиц за счет наращивания численности поголовья птицы посредством строительства, реконструкции производственных помещений а также мероприятия, направленные на обеспечение птицеводства полноценной кормовой базой за счет удешевления высококачественных концентрированных кормов, с целью повышения продуктивности птицы.
Увеличение производства яиц позволит преодолеть зависимость Сахалинской области от внешних поставок, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Сахалинской области, на реализацию которых направлена деятельность Министерства.
Потенциальным преимуществом производства яиц, обусловившим необходимость разработки Программы, предусматривающей поддержку развития данного производства, является исключительная значимость в обеспечении населения Сахалинской области качественной сельскохозяйственной продукцией собственного производства, необходимой в экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья сахалинцев.
Отсутствие собственного производства концентрированных кормов на Сахалине, по причине экономической нецелесообразности, обусловило необходимость предоставления государственной поддержки на удешевление кормов, завозимых с материковой части России.
В настоящее время на территории Сахалинской области отсутствуют специализированные птицеводческие хозяйства мясного направления. Мясо птицы является побочной продукцией птицеводства яичного направления.
В связи с отдаленностью от основных сельскохозяйственных районов России и затрудненностью транспортных связей, местное производство сельскохозяйственной продукции является значимым источником продуктов питания для жителей области.
Несмотря на то, что объем выделяемых средств областного бюджета ежегодно возрастает, к сожалению, уровень государственной поддержки не обеспечивает поступательного развития отрасли, а лишь позволяет сохранять его на достигнутом уровне.
Учитывая изменения экономических условий для развития сельского хозяйства области в связи со вступлением России в ВТО, и вероятностью негативного их влияния на эффективность отрасли, значение государственной поддержки многократно возрастает.
По причине отдаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (техника, оборудование, сырье, материалы, комбикорма), и постоянного роста тарифов на транспортные услуги, себестоимость продукции местных товаропроизводителей значительно увеличивается. Вероятность высокой конкуренции со стороны иностранных компаний, допуск которых на отечественный рынок возрастет в результате снижения ставок импортных пошлин и снятия административных барьеров, осложнит функционирование островных товаропроизводителей, что может поставить под угрозу продовольственную безопасность островного региона.
Для снижения отрицательных последствий необходимо в 2013 - 2015 годы увеличить прямую государственную поддержку отраслей (субсидии, льготы по уплате электроэнергии и. т. д.) в 2-3 раза по сравнению с предусмотренным уровнем финансирования, с последующим ее снижением к 2018 году, в соответствии с условиями вступления в ВТО, до текущего финансирования и перенаправлением высвобождаемых средств на развитие инфраструктуры отраслей, научные исследования, информационное и консультационное обслуживание товаропроизводителей.
На создание условий, способствующих ускоренному развитию птицеводства, повышению конкурентоспособности продукции местного производства и достижению продовольственной безопасности региона, направлена настоящая Программа, которая представляется в Минсельхоз России на отбор экономически значимых региональных программ для софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Сахалинской области по реализации мероприятий.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Целями Программы являются:
-создание экономических и технологических условий для устойчивого развития птицеводства;
-обеспечение населения Сахалинской области яйцами на уровне рекомендуемых рациональных норм потребления за счет собственного производства.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
-увеличение объемов производства и реализации яиц;
-обеспечение птицеводства полноценной кормовой базой;
-увеличение численности поголовья промышленного стада птицы.
Решение поставленных задач позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования птицеводства, а также обеспечить на 100% потребность населения региона в яйцах.
С учетом целей и поставленных задач Программа является экономически значимой для Сахалинской области.
Программу предусматривается реализовать в 2013 - 2015 гг.
Раздел 3. Целевые индикаторы
Основными целевыми показателями Программы являются:
- объем производства яиц в хозяйствах всех категорий;
- прирост выручки от реализации яиц в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в ценах предыдущего года;
- создание новых рабочих мест.
Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Реализация мероприятий направлена на создание экономических и технологических условий для устойчивого развития производства продукции птицеводства и увеличения объемов ее производства.
Для достижения поставленной цели и решения задач Программы будут осуществляться следующие мероприятия:
- приобретение комбикормов, используемых для кормления птицы, с предоставлением государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям, специализирующимся на производстве яиц, на возмещение части затрат на выполнение мероприятия;
- строительство и реконструкция птицеводческих помещений с предоставлением государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением ЛПХ) на возмещение части затрат на выполнение мероприятий.
В результате реализации мероприятий планируется:
- увеличение поголовья птицы за счет строительства и реконструкции и последующей модернизации производства;
- повышение продуктивности за счет создания сбалансированной кормовой базы;
- увеличение производства яиц и объемов их реализации на внутрирегиональном рынке.
Государственная поддержка предоставляется:
- сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением ЛПХ), специализирующимся на производстве яиц, в виде субсидии на возмещение затрат на приобретение комбикормов, используемых для кормления птицы, исходя из 40% затрат на их приобретение с учетом доставки до региона;
- сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением ЛПХ) на строительство и реконструкцию помещений для содержания птицы в размере не более 70% стоимости затрат на выполнение мероприятий.
Получатели субсидии на строительство и реконструкцию птицеводческих помещений определяются по результатам отбора бизнес-планов инвестиционных проектов, проводимого в году, предшествующему году начала реализации проекта (в 2013 году
- по проектам 2013 года).
Под инвестиционным проектом понимается строительство и реконструкция помещений для содержания птицы в соответствии с разработанной и прошедшей экспертизу проектной документацией. Результатом реализации инвестиционного проекта является ввод в эксплуатацию объектов строительства (реконструкции) и их регистрация в соответствии с установленными требованиями.
В связи с отсутствием на территории Сахалинской области специализированных хозяйств по производству мяса птицы, решение задачи по созданию новых производств, в том числе и бройлерных птицеферм, предусматривается в рамках Закона Сахалинской области от 31.03.2011 N 16-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской области".
Меры государственной поддержки, оказываемые инвесторам при создании новых производств в рамках данного Закона, осуществляются в виде предоставления льгот по налогам, инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных инвестиций, а также в виде государственных гарантий Сахалинской области, организационного и информационного сопровождения инвестиционных проектов.
Государственная поддержка в виде государственных гарантий Сахалинской области, может быть предоставлена в рамках Постановления Администрации Сахалинской области от 24.04.2009 N 158-па "Об утверждении Порядка организации работы по рассмотрению, предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий Сахалинской области" и Постановления Правительства Сахалинской области от 18.02.2010 N 49 "Об утверждении Перечня документов для предоставления государственных гарантий Сахалинской области".
В рамках настоящей Программы государственная поддержка развития птицеводства мясного направления может быть оказана в виде субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство птицефермы. Поддержка на приобретение технологического оборудования, сельскохозяйственной техники и прочие виды поддержки предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках долгосрочной целевой программы развития отрасли на 2013 - 2020 годы.
Предусмотренная в рамках Программы государственная поддержка на указанные цели стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию возможности данной поддержки и направлению собственных и заемных средств на выполнение мероприятий по строительству и реконструкции помещений для содержания птицы, а в дальнейшем - оснащению высокоэффективным технологическим оборудованием, обеспечивающим применение современных технологий ее содержания.
Предоставление средств областного бюджета на мероприятия Программы осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Сахалинской области.
Мероприятия, реализуемые в рамках настоящей Программы, не дублируют другие программные мероприятия, финансируемые на территории области.
Раздел 5. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программы
Реализация мероприятий Программы создает условия и предпосылки для дальнейшего устойчивого развития птицеводства в Сахалинской области.
Анализ показателей эффективности реализации Программы
показатели |
ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 в % к 2012 |
Производства яиц в хозяйствах всех категорий |
тыс. шт. |
108781 |
113398 |
118088 |
128712 |
118,3 |
Производства яиц в сельскохозяйственных предприятиях (СХП) и КФХ |
тыс. шт. |
95860,6 |
101119 |
106422 |
117629 |
122,7 |
Численность поголовья птицы в СХП и КФХ на конец периода |
тыс. голов |
471,0 |
493,4 |
515,8 |
568,0 |
120,6 |
Среднее поголовье кур-несушек в СХП и КФХ |
тыс. голов |
315,6 |
330,6 |
345,6 |
380,6 |
120,6 |
Яйценоскость на 1 среднегодовую курицу-несушку в СХП и КФХ |
шт. |
304 |
306 |
308 |
309 |
101,7 |
Реализация яиц в СХП и КФХ |
тыс. шт. |
95429 |
100663 |
105943 |
117099 |
122,7 |
Уровень обеспечения потребности населения в яйцах согласно рекомендуемым медицинским нормам |
% |
84,5 |
88,3 |
92,1 |
100,5 |
+ 16 |
Выручка от реализации яиц в СХП и КФХ в действующих ценах |
тыс. руб. |
495087 |
554178 |
610979 |
711589 |
143,7 |
Выручка от реализации яиц в сопоставимых ценах 2012 г. |
тыс. руб. |
495087 |
522242 |
549634 |
607511 |
122,7 |
Прирост выручки от реализации яиц в сопоставимых ценах 2012 г. |
% |
|
5,5 |
5,2 |
10,5 |
|
Полная себестоимость |
тыс. руб. |
560369 |
610500 |
661830 |
751401 |
134,1 |
Прибыль от реализации яиц в СХП и КФХ с учетом господдержки |
тыс. руб. |
21575 |
92447 |
104370 |
122713 |
в 5,6 р. |
Рентабельность |
% |
3,9 |
15,1 |
15,8 |
16,3 |
+ 12,4 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, занятого в птицеводстве СХП и КФХ |
руб. |
31219 |
34776 |
38156 |
44332 |
142 |
Численность работников, занятых в птицеводстве СХП и КФХ |
чел. |
411 |
411 |
417 |
417 |
+6 |
Прирост численности работающих в птицеводстве |
чел. |
|
|
6 |
- |
|
Экономический эффект от реализации мероприятий Программы к 2015 году выразится:
- в увеличении производства яиц в хозяйствах всех категорий на 22,7% против 2012 года за счет роста среднего поголовья кур-несушек в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ на 20,6% и повышения продуктивности птицы в среднем на 1,7%.
Увеличится выручка от реализации яиц в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ, повысится рентабельность деятельности хозяйств и их налоговая отдача.
Социальный эффект будет получен в виде:
- повышения среднемесячной заработной платы работников птицеводства в 2015 году на 42% против 2012 года, создании 6 дополнительных рабочих мест.
Государственная поддержка мероприятий настоящей Программы на возмещение затрат по приобретению концентрированных кормов обеспечивает возможность птицеводческих хозяйств создать прочную кормовую базу для обеспечения полноценного, сбалансированного кормления птицы.
Обеспеченность высококачественными комбикормами во многом определяет уровень развития и экономику птицеводства, так как в структуре себестоимости продукции птицеводства стоимость кормов составляет до 60%.
В птицеводстве Сахалинской области применяется сухой способ кормления. Комбикорма для птицы в область поставляются в основном из Амурской области. Для производства яиц высокого качества, обеспечения птицы кормами, сбалансированными по всем показателям питательности, ГУСП "Птицефабрика Островная" заказывает у поставщика комбикорма по определенной рецептуре. Создание полноценных рационов для кормления птицы обеспечивает высокую яйценоскость и обогащение яиц полезными микроэлементами.
Предоставление государственной поддержки мероприятий настоящей Программы на возмещение затрат на строительство и реконструкцию производственных корпусов для содержания птицы позволит провести реконструкцию действующих производственных корпусов птицефабрики с целью замены старого на современное технологическое оборудование по содержанию птицы, что позволит увеличить среднюю численность промышленного стада птицы без строительства дополнительных объектов. Всего за счет реконструкции и строительства птицеводческих помещений среднее поголовье продуктивного стада птицы увеличится в 2013 году - на 15 тыс. голов, в 2014 году - на 15 тыс. голов, в 2015 году - на 35 тыс. голов.
Государственная поддержка мероприятий по модернизации производства, в том числе объектов птицеводства, предусмотрена в рамках долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства Сахалинской области на 2013 - 2020 годы.
Предложенные в настоящей Программе меры поддержки позволят привлечь инвестиции для создания новых или реконструкции имеющихся мощностей по содержанию птицы, что будет обеспечивать повышение занятости населения.
Увеличение выручки от реализации яиц в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ в действующих ценах в 2015 году ожидается на 43,7% против 2012 года.
С увеличением выручки будет повышаться заработная плата работников (в 2015 году размер среднемесячной заработной платы достигнет 44332 рублей против 31219 в 2012 году. С расширением производства и повышением его доходности повысится рентабельность (с 3,9% в 2012 году до 16,3% в 2015 году), будут создаваться привлекательные условия труда в хозяйствах, вводиться дополнительные рабочие места, что имеет существенное значение для социально-экономического развития сельского хозяйства в целом.
Уровень обеспечения потребности населения в яйцах согласно рекомендуемым медицинским нормам повысится с 84,5% в 2012 году до 100,5% в 2015 году.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
, где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
Дельта ТП - ежегодный прирост товарной продукции;
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
Расчет эффективности использования бюджетных средств
Показатели |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего за 3 года |
Выручка от реализации яиц в действующих ценах (ТП) |
млн. руб. |
495,1 |
554,2 |
611 |
711,6 |
1876,8 |
Ежегодный прирост выручки от реализации яиц в действующих ценах (ДТП) |
млн. руб. |
|
59,1 |
56,8 |
100,6 |
216,5 |
Расход средств всего (Ф) |
млн. руб. |
- |
150,7 |
324,6 |
353,6 |
828,9 |
в том числе финансирование программы из областного бюджета |
млн. руб. |
- |
61,9 |
131,9 |
144,4 |
338,2 |
Показатели эффективности - Эобщ. |
% |
- |
39,2 |
17,5 |
28,4 |
26,1 |
Показатели эффективности бюджетного финансирования - Эб.ф. |
% |
- |
95,4 |
43,1 |
69,7 |
64,0 |
За период реализации программных мероприятий, эффект от вложенных бюджетных средств будет получен в виде прироста выручки от реализации яиц в среднем по 64 рубля на каждые 100 рублей вложенных бюджетных средств.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий.
Проведенный Министерством мониторинг предварительных заявок на участие в реализации Программы показал, что привлекательные условия поддержки строительства, реконструкции птицеводческих помещений побудили интерес субъектов бизнеса к данным мероприятиям.
Намерения воспользоваться государственной поддержкой на реконструкцию птицеводческого помещения выразило ООО "Углегорскптица" (Углегорского района), ранее занимавшееся птицеводством, но в 2012 году приостановило данный вид деятельности, в связи с высоким износом производственного помещения для содержания птицы. Также имеется предложение по строительству птицеводческого помещения на 15 тыс. голов ООО "Агросах", занимающегося разведением крупного рогатого скота, в с. Мицулевка Анивского района.
Отбор проектов для финансирования из областного бюджета будет осуществляться с учетом рационального и равномерного размещения производительных сил, расселения, диверсификации сельской экономики, достижения более полной занятости сельского населения в соответствии со схемой территориального планирования Сахалинской области, утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.07.2012 N 377, и генпланами поселений.
Мероприятия по подключению вновь построенных мощностей по содержанию птицы к инженерным сетям (газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным сетям, сетям связи), а также по прокладке дорог к сети дорог общего пользования будут выполняться в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года, утвержденной Законом Сахалинской области от 27.07.2011 N 85-ЗО, предусматривающей развитие социальной и инженерной инфраструктуры при строительстве производственных и социальных объектов, а также в соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.04.2011 N 158 "О стратегическом планировании в Сахалинской области".
В рамках областной целевой программы "Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 15.09.2009 N 370-па, разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Сахалинской области, которая включает в себя схемы газификации муниципальных районов, предусматривающая газоснабжение производственных мощностей, в том числе объектов сельского хозяйства.
Кроме того, в настоящее время Правительством Сахалинской области разрабатывается региональная программа по социальному развитию села на 2014 - 2020 годы, которая будет предусматривать мероприятия по обеспечению жильем сельскохозяйственных работников, проживающих в сельской местности, на льготных условиях
Реализация мероприятий Программы на территории области, учитывая наличие в Сахалинской области соответствующей нормативно - правовой базы, будет способствовать социально-экономическому развитию региона, в том числе развитию сельских территорий.
Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг (рост цен на энергоресурсы), что может ограничить возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации инновационных проектов, приведет к удорожанию строительных материалов и оборудования и трудностям с реализацией мероприятий Программы.
б) внутренние риски:
- организационные риски, связанные с недостатком квалифицированных кадров;
- производственные и технологические риски (перебои в поставках комбикормов в зимнее время).
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение эффекта от недостижения прогнозируемых показателей повышения выручки от реализации продукции по году. В качестве критерия недостижения плановых показателей принят уровень предыдущего года по объему реализации продукции, отношение факта к плану - 99% (минус 1% к плану).
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей по выручке от реализации продукции в год чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
Виды рисков |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Недостижение планового объема реализации яиц, тыс. шт. |
1006 |
1059 |
1170 |
Недополучение выручки от реализации яиц, млн. руб. |
5,542 |
6,110 |
7,116 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
- использования мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
- проведения мониторинга угроз по развитию отрасли и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;
- подготовки и представления в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" в Правительство Сахалинской области ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы.
Раздел 6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование Программы осуществляется за счет собственных средств предприятий и средств областного бюджета. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется на основании закона Сахалинской области о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Объем средств на реализацию Программы в 2013 - 2015 годах составит 828,9 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 338,3 млн. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета предусмотрен исходя из 40% стоимости комбикормов, исчисленной согласно потребности птицеводческих предприятий в средствах на эти цели, а также исходя из возможностей бюджета на мероприятия по реконструкции и строительству птицеводческих помещений.
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации Программы, а также сроки и источники финансирования программных мероприятий по годам и в целом за весь период реализации, приведены в Приложении N 3 к настоящей Программе.
Софинансирование расходных обязательств Сахалинской области предполагается также за счет средств федерального бюджета по результатам отбора экономически значимых региональных программ в порядке и размерах, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами.
Раздел 7. Описание системы управления реализацией программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет Министерство.
Министерство планирует и осуществляет мероприятия программы, ведет отчетность о своевременном их выполнении и достижении заявленных результатов. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области на основе отчетов департамента сельского хозяйства и департамента экономического анализа, прогноза и исполнения бюджета. Мониторинг реализации Программы, а также оценку ее результативности и эффективности осуществляет министерство экономического развития Сахалинской области в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Законом Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2013 год и на плановый период на 2014 - 2015 годы" на соответствующие мероприятия.
Министерство несет ответственность за решение задач, запланированных в рамках реализации Программы и за достижение приведенных значений целевых индикаторов.
Министерство представляет в министерство экономического развития Сахалинской области ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о результатах реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области".
N п/п |
Наименование |
Ответственные |
1 |
Реализация Программы в целом, достижение целей, задач Программы индикаторов и показателей, предусмотренных Программой |
Министерство |
2 |
Координация деятельности организаций, участвующих в реализации Программы, согласование действий участников Программы по реализации программных мероприятий |
Департамент сельского хозяйства Министерства |
4 |
Мониторинг реализации Программы, формирование отчетности о реализации Программы |
Департамент экономического анализа, прогноза и исполнения бюджета Министерства |
5 |
Оформление заключения о целесообразности начисления субсидий заявителями - участниками Программы |
Департамент сельского хозяйства Министерства |
Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, Министерство готовит отчет о реализации Программы и направляет его в министерство экономического развития Сахалинской области.
В течение 45 дней после окончания срока реализации Программы Министерство готовит доклад об итогах реализации Программы за весь период и направляет его в Правительство Сахалинской области и в министерство экономического развития Сахалинской области.
Приложение N 1
Основные целевые индикаторы программы
Показатель |
ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Объем производства яиц в хозяйствах всех категорий |
тыс. шт. |
108781 |
113398 |
118088 |
128712 |
Объем производства яиц в сельхозпредприятиях и КФХ |
тыс. шт. |
95860,6 |
101119 |
106422 |
117629 |
Уровень обеспечения потребности населения Сахалинской области в яйцах согласно рекомендуемым медицинским нормам |
% |
84,5 |
88,3 |
92,1 |
100,5 |
Выручка от реализации яиц в сельхозпредприятиях и КФХ в сопоставимых ценах 2012 г. |
млн. руб. |
495087 |
522242 |
549634 |
607511 |
Прирост выручки от реализации яиц в сельхозпредприятиях и КФХ в сопоставимых ценах (+, - к предыдущему году) |
млн. руб. |
|
27155 |
27392 |
57877 |
Прирост выручки от реализации яиц в сельхозпредприятиях и КФХ в сопоставимых ценах (+, - к предыдущему году) |
% |
|
5,5 |
5,2 |
10,5 |
Численность работников СХП и КФХ, занятых в птицеводстве |
чел |
411 |
411 |
417 |
417 |
Прирост численности работников СХП и КФХ, занятых в птицеводстве |
чел. |
|
- |
6 |
|
Приложение N 2
Методика
оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется субъектом бюджетного планирования путем сравнения фактически достигнутых в результате ее реализации индикаторов и показателей с запланированными, сравнения фактического объема финансирования мероприятий с запланированным, фактического выполнения мероприятий Программы с запланированным Программой.
Оценка осуществляется по следующим критериям:
1. Оценка достижения запланированных результатов по каждому расчетному и базовому показателям за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
,
где:
О - оценка достижения запланированных результатов, %;
Цф - фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
Цпл - плановые значения.
2. Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы проводится на
основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
,
где:
СТ - степень выполнения мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
Мпл - количество мероприятий Программы, запланированных на отчетный период.
3. Уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования по каждому мероприятию за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период, по следующей формуле:
,
где:
Ф - оценка уровня финансирования мероприятий;
Фф - фактический уровень финансирования мероприятий;
Фп - объем финансирования мероприятия, предусматриваемый Программой.
На основе проведенной оценки эффективности реализации Программы могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность реализации Программы снизилась;
- эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне;
- эффективность реализации Программы повысилась.
Приказом Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 2 октября 2013 г. N 39-пр настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в действие с момента опубликования названного Приказа и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 6 августа 2013 г.
Приложение N 3
Ресурсное обеспечение Программы
2 октября 2013 г.
тыс. рублей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
Итого |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Экономически значимая региональная программа "Развитие птицеводства в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы |
Всего |
1055914 |
377659 |
324642 |
353613 |
областной бюджет |
459706 |
183332 |
131942 |
144432 |
||
федеральный бюджет |
7209 |
7209 |
|
|
||
внебюджетные средства |
589000 |
187118 |
192700 |
209182 |
||
1 |
Стимулирование строительства и реконструкции птицеводческих помещений (возмещение затрат на строительство и реконструкцию птицеводческих помещений) |
Всего |
66465 |
49560 |
6949 |
9956 |
областной бюджет |
46526 |
34692 |
4865 |
6969 |
||
федеральный бюджет |
7209 |
7209 |
|
|
||
внебюджетные средства |
12731 |
7659 |
2085 |
2987 |
||
2 |
Стимулирование развития птицеводства (приобретение комбикормов, используемых для кормления птицы) |
Всего |
989449 |
328099 |
317693 |
343658 |
областной бюджет |
413180 |
148640 |
127077 |
137463 |
||
внебюджетные средства |
576269 |
179459 |
190616 |
206195 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С целью создания технологических и экономических условий развития свиноводства и птицеводства приняты региональные программы.
Срок реализации программ 2013 - 2015 годы.
Планируемый объем финансирования программы по развитию отрасли свиноводства составляет 484387,9 тыс. рублей.
Объем финансирования программы по развитию отрасли птицеводства составляет 828945,4 тыс. рублей.
Реализация программ обеспечит увеличение поголовья свиноматок и валового производства мяса, а также увеличение объема производства яиц и средней численности поголовья промышленного стада птицы.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 29 мая 2013 г. N 23-пр "Об утверждении экономически значимых региональных программ"
Текст приказа опубликован в газете "Губернские ведомости" от 3 августа 2013 г. N 140
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 31 декабря 2014 г. N 70-пр
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 13 августа 2014 г. N 46-пр
Изменения вступают в силу с 27 августа 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 27 декабря 2013 г. N 46-пр
Изменения вступают в силу с 11 января 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 29 ноября 2013 г. N 45-пр
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2013 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 17 октября 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 2 октября 2013 г. N 39-пр
Изменения вступают в действие с момента опубликования названного Приказа и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 6 августа 2013 г.