В целях создания в Сахалинской области экономических и технологических условий устойчивого развития растениеводства, увеличения объемов производства овощей открытого грунта и картофеля:
1. Утвердить прилагаемую экономически значимую региональную программу "Развитие производства овощей и картофеля в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Назначить ответственным за реализацию Программы заместителя министра, директора департамента сельского хозяйства министерства А. В. Якушу.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области |
Н.И. Борисов |
Экономически значимая региональная программа
"Развитие производства овощей и картофеля
в Сахалинской области на 2013 - 2015 годы"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства,
торговли и продовольствия Сахалинской области
от 27 марта 2013 г. N 12-пр)
Паспорт
Экономически значимой региональной программы "Развитие
производства овощей и картофеля в Сахалинской области
на 2013 - 2015 годы"
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Программа направлена на создание экономических и технологических условий устойчивого развития овощеводства и картофелеводства и увеличение объемов производства товарной продукции для круглогодичного обеспечения населения овощами и картофелем.
Из-за особенностей природно-климатических условий растениеводство Сахалинской области специализируется на выращивании картофеля и распространенных овощных культур (капуста, морковь, свекла).
Современное состояние растениеводства не позволяет за счет собственного производства полностью удовлетворить потребности населения в овощах и картофеле.
Программа включает в себя мероприятия, направленные на увеличение производства овощей и картофеля и повышение их конкурентоспособности за счет расширения мощностей по хранению выращенной продукции и оснащения хозяйств современным оборудованием по первичной предпродажной подготовке продукции.
Низкий уровень применяемых технологий и технических средств, изношенность материально-технической базы производства и хранения не позволяют хозяйствам области получать и реализовывать конкурентоспособную продукцию.
Сложившийся в настоящее время технический и технологический уровень растениеводства, сложное финансовое состояние большинства хозяйств Сахалинской области не позволят без государственной поддержки обеспечить продовольственную безопасность региона по продукции растениеводства и осуществить переход на инновационный путь развития в ближайшей перспективе.
Увеличение производства товарных овощей и картофеля позволит преодолеть зависимость Сахалинской области от внешних поставок, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Сахалинской области, на реализацию которых направлена деятельность Министерства.
Потенциальные преимущества овощеводства и картофелеводства на рынке Сахалинской области, обусловившие необходимость разработки Программы, предусматривающей поддержку развития данного производства:
- исключительная значимость в круглогодичном обеспечении населения Сахалинской области овощами и картофелем, необходимыми в экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья сахалинцев;
- низкий уровень обеспеченности населения области овощной продукцией и картофелем во внесезонный период и, соответственно, высокий спрос на нее;
- повышение конкурентоспособности овощей и картофеля посредством осуществления их хранения в овоще- и картофелехранилищах оптимальных объемов, оснащенных современным оборудованием, позволяющим автоматически поддерживать заданные параметры микроклимата, а также оборудованием по предпродажной подготовке продукции;
- изменение потребительских преимуществ в пользу отечественной продукции, характеризующейся экологической чистотой, размером, цветом, плотностью, ценой, упаковкой.
Учитывая, что существующие мощности по хранению овощей и картофеля не позволяют обеспечить круглогодичную поставку данной продукции на потребительский рынок, ежегодно в Сахалинскую область поставляется до 10 тыс. тонн картофеля и до 20 тыс. тонн распространенных овощей.
В связи с отдаленностью от основных сельскохозяйственных районов России и затрудненностью транспортных связей, местное производство сельскохозяйственной продукции является значимым источником продуктов питания для жителей области.
Серьезную озабоченность вызывает качество поставляемых на сахалинский рынок дешевых овощей и картофеля, выращенных в соседних регионах мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья, так как при их выращивании зачастую применяются химические средства защиты растений и биостимуляторы, не внесенные в реестр допущенных к обороту агрохимикатов в России.
Анализ существующих статистических данных по производству овощей открытого грунта показывает, что обеспеченность населения Сахалинской области овощами и картофелем за счет собственного производства не соответствует нормам, рекомендуемым Минздравсоцразвития РФ. Недостаток на потребительском рынке овощей и картофеля собственного производства восполняется за счет внешних поставок.
Средний уровень товарности овощей и картофеля, выращиваемых сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - КФХ) за последние 3 года составляет по овощам - 56,8%, по картофелю - 41,5%, что подтверждает необходимость принятия мер по выходу из сложившейся ситуации.
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. в % к 2010 г. |
Валовое производство в хозяйствах всех категорий: - овощей открытого грунта - картофеля |
тыс. тонн |
24.7
90.7 |
27,9
96,5 |
27,8
97,7 |
107,7
112,6 |
Уровень обеспечения потребности населения Сахалинской области согласно нормам, рекомендуемым Минздравсоцразвития РФ: - по овощам открытого грунта - по картофелю |
% |
56,3
98 |
64
99 |
63,8
97 |
+ 7,5
- 1,0 |
Средний уровень товарности продукции в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ: - овощей открытого грунта - картофеля |
% |
63,2
41,5 |
53.3
42.4 |
54,1
40,6 |
-9,1
-0,9 |
Причины, сдерживающие повышение конкурентоспособности продукции:
- физический и моральный износ мощностей по хранению овощей и картофеля (более 70%);
- низкий уровень оснащения современным высокотехнологичным оборудованием по предпродажной подготовке продукции;
- недостаток собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей для строительства современных овоще- и картофелехранилищ и реконструкции и модернизации существующих, а также на приобретение современного оборудования;
- ввоз на областной рынок овощей с материковой части России по низким ценам.
Суровые, аномальные для данных широт природно-климатические условия Сахалинской области обуславливаются охлаждающим воздействием сибирского континентального муссона зимой и холодных вод Охотского моря летом. Летний муссон приносит на Сахалин влажный океанический воздух, вызывая летний максимум осадков. Избыток почвенной и особенно атмосферной влаги, недостаток суммы положительных температур, малое количество безоблачных дней не дает возможности выращивать зерновые культуры, в том числе и из-за сильного их поражения грибковыми заболеваниями. В связи с этим, в сельском хозяйстве выращиваются лишь картофель и распространенные холодоустойчивые овощи: морковь, свекла столовая, зеленные, капуста белокочанная, брокколи, кольраби, цветная капуста, редька и другие подобные.
Для обеспечения сохранности картофеля и овощей требуются определенные условия по температурному режиму и режиму воздухообмена, которые возможно создать лишь в картофеле- и овощехранилищах. Особенно это актуально, учитывая ранние сроки перехода в Сахалинской области температуры воздуха через порог +50С и продолжительности такого периода.
Климатические параметры Сахалинской области |
Ед. изм. |
Север |
Юг |
Продолжительность солнечного сияния |
час |
1800 |
1900 |
Осадки |
мм |
850 |
1200 |
Среднегодовая температура |
0С |
-2 |
5,2 |
Сумма активных (положительных) температур |
0С |
700 |
2400 |
Суммарная солнечная радиация |
Ккал/см2 |
90 |
100 |
В настоящее время в Сахалинской области осуществляют деятельность 25 сельскохозяйственных предприятий и 138 крестьянских (фермерских) хозяйств. Всего в хозяйствах области числится 82 хранилища общей емкостью 53410 тонн.
Фактически этих объемов достаточно для закладки картофеля и овощей в получаемых объемах. Но во многих хозяйствах картофель и овощи хранятся в одном помещении на компромиссных условиях, что не позволяет обеспечить оптимальные параметры микроклимата для хранения продукции, в результате чего существенно снижается уровень ее товарности.
Только 13% мощностей или 3 хранилища на 7000 тонн были построены в последние 5 лет и оснащены современным оборудованием. Остальные хранилища - это сооружения 20-40-летней давности, подлежащие замене или глубокой реконструкции, оборудованные морально и физически устаревшим оборудованием, не обеспечивающим необходимые параметры хранения.
В настоящее время картофель и овощи во многих хозяйствах хранятся в одном хранилище, что недопустимо из-за разных требований к температурным режимам и режимам вентиляции.
В отдельных хозяйствах выращенную продукцию приходится размещать в приспособленных помещениях, не оснащенных необходимым оборудованием для вентиляции и поддержания температуры, с нарушениями закладки предельной высоты насыпи, что ведет к увеличению потерь при ее хранении. При этом потери за время хранения капусты, хранящейся навальным способом, могут достигать 50%.
В связи с тем, что в настоящее время перед отраслью растениеводства стоит задача по наращиванию производства продукции растениеводства в объемах, определенных параметрами Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, в области требуется построить до 2020 года 18 хранилищ общей вместимостью 32,3 тыс. тонн, в том числе в рамках настоящей Программы (в период с 2013 по 2015 годы) - 11,3 тыс. тонн.
В настоящее время продукция растениеводства зимнего хранения поставляется на потребительский рынок в период с августа до первой декады июня. Перерыв составляет 50- 60 дней.
Замена оборудования, реконструкция существующих и строительство новых хранилищ, имеющих низкую теплопроводность, позволит значительно увеличить срок присутствия на сахалинском рынке продукции местного производства, а также увеличить объемы ее производства и продаж.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей Сахалинской области - это возможность улучшить свои экономические показатели за счет получения дополнительных доходов, повысить уровень оплаты труда работников.
На сегодняшний день строительство нового хранилища емкостью 3 тыс. тонн, оснащенного современным технологическим оборудованием, обеспечивающим климат-контроль, в условиях транспортной удаленности Сахалинской области от основных поставщиков оборудования составляет в среднем около 43 млн. рублей.
Для создания условий, способствующих ускоренному наращиванию производства овощей и картофеля, повышению конкурентоспособности продукции местного производства и достижению продовольственной безопасности региона, в том числе за счет обеспечения хозяйств необходимыми мощностями для хранения продукции, необходима существенная поддержка со стороны государства. На решение указанных проблем и направлена Программа.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Целями Программы являются:
- обеспечение населения области овощами и картофелем местного производства на уровне рекомендуемых рациональных норм потребления;
- повышение конкурентоспособности сахалинской растениеводческой продукции, сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках, в целях импортозамещения и наращивания экспортного потенциала.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- увеличение объемов производства овощей и картофеля за счет расширения емкости помещений для хранения продукции;
- повышение уровня товарности продукции за счет создания оптимальных параметров микроклимата при хранении продукции;
- повышение конкурентоспособности продукции за счет оснащения хозяйств оборудованием для ее первичной (предпродажной) доработки.
Решение поставленных задач позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования отрасли растениеводства в целом, а также повысить уровень обеспечения потребности населения региона в овощах и картофеле в течение круглого года.
С учетом целей и поставленных задач Программа является экономически значимой для Сахалинской области.
Программу предусматривается реализовать в 2013 - 2015 гг.
Раздел 3. Целевые индикаторы
Основными целевыми показателями Программы являются:
- валовое производство овощей и картофеля;
- ввод в эксплуатацию новых мощностей по хранению овощей и картофеля;
- прирост выручки от реализации овощей и картофеля в ценах предыдущего года;
- прирост численности работающих в растениеводстве.
Показатели и целевые индикаторы в динамике по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Реализация мероприятий направлена на создание экономических и технологических условий для устойчивого развития производства продукции растениеводства и увеличения объемов производства и поставки товарной продукции за счет повышения уровня товарности овощей и картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ.
Для достижения поставленной цели и решения задач Программы будут осуществляться следующие мероприятия:
- строительство новых и реконструкция существующих овощехранилищ и картофелехранилищ с предоставлением государственной поддержки на возмещение части затрат хозяйств на выполнение мероприятий;
- модернизация существующих овощехранилищ и картофелехранилищ за счет оснащения их современным технологическим оборудованием, обеспечивающим климат-контроль, а также оборудованием по предпродажной доработке продукции, с предоставлением государственной поддержки на возмещение части затрат хозяйств на выполнение мероприятий;
Предусмотренная в рамках Программы государственная поддержка на указанные цели стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию возможности данной поддержки и направлению собственных и заемных средств на выполнение мероприятий по строительству и реконструкции хранилищ, оснащению существующих мощностей высокоэффективным технологическим оборудованием, обеспечивающим применение современных технологий хранения продукции.
Государственная поддержка из бюджета Сахалинской области предусматривается в виде субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных предприятий и КФХ в размере 70%.
Предоставление средств областного бюджета на мероприятия Программы осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Сахалинской области.
Получатели субсидии определяются по результатам отбора бизнес-планов инвестиционных проектов, проводимого в году, предшествующему году начала реализации проекта (в 2013 году - по проектам 2013 года). Под инвестиционным проектом понимается строительство или реконструкция овоще- и картофелехранилищ (включая оснащение технологическим оборудованием), в соответствии с разработанной и прошедшей экспертизу проектной документацией.
Современные овощехранилища представляют собой комплексы зданий и сооружений по приемке, послеуборочной и предреализационной обработке и хранению продукции. Овощехранилища в настоящее время строятся на базе прямостенных и арочных зданий ангарного типа.
Овощехранилище должно быть оборудовано: кондиционером, воздушными каналами и вентиляторами, обеспечивающими круговое движение охлажденного воздуха.
Преимущества такого хранилища: легко оборудовать, содержать и эксплуатировать; легкий контроль температуры воздуха; быстрое охлаждение урожая в теплые дни, удлинение сроков хранения.
Недостатки: дорогостоящее оборудование, которое однако окупается за 1-2 года за счет сокращения потерь хранимой продукции.
Мероприятия, реализуемые в рамках настоящей Программы, не дублируют другие программные мероприятия, финансируемые на территории области.
Раздел 5. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программы
Реализация мероприятий Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития производства овощей и картофеля в Сахалинской области. Реализация мероприятий позволит обеспечить:
- увеличение валового производства овощей и картофеля за счет расширения емкости хранилищ;
- равномерное снабжение населения картофелем и овощами в течение всего года, сокращение длительности "мертвого периода", а в перспективе и полную его ликвидацию за счет повышения товарности продукции;
- повышение доходов и рентабельности деятельности хозяйств;
- повышение заработной платы работников.
Показатели эффективности реализации Программы
Показатели |
ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 г. в % к 2012 г. |
Валовое производство: - овощей открытого грунта - картофеля |
т |
27,8
97,7 |
30,7
99,7 |
31,6
101,9 |
32,4
104,7 |
116,5
107,2 |
Уровень обеспечения потребности населения согласно рекомендуемым медицинским нормам: - в овощах открытого грунта - в картофеле |
% |
68,1
90 |
72,1
95 |
75,9
98 |
79,5
100 |
+ 11,4
+ 10 |
Выручка от реализации овощей открытого грунта и картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ в действующих ценах |
млн. руб. |
544,6 |
656,8 |
789,5 |
983,3 |
180,5 |
Выручка от реализации картофеля и овощей в сопоставимых ценах 2012 года |
млн. руб. |
544,6 |
621,0 |
703,8 |
847,6 |
155,6 |
Прирост выручки от реализации картофеля и овощей в сопоставимых ценах 2012 года |
% |
|
14 |
13 |
12 |
|
Полная себестоимость |
млн. руб. |
418,6 |
488,1 |
569,5 |
702,4 |
167,7 |
Прибыль от реализации овощей открытого грунта и картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ |
млн. руб. |
126,0 |
168,6 |
220,0 |
280,9 |
В 2,2 р |
Рентабельность |
% |
30 |
35 |
39 |
40 |
+ 10 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, занятого в растениеводстве сельскохозяйственных предприятий и КФХ |
руб. |
22450 |
23040 |
24954 |
30487 |
135,8 |
Численность работников, занятых в растениеводстве сельскохозяйственных предприятий и КФХ |
чел. |
1063 |
1069 |
1081 |
1102 |
103,7 |
Создание новых рабочих мест |
чел. |
- |
6 |
12 |
21 |
|
Анализ показателей эффективности реализации мероприятий Программы показывает, что меры по созданию дополнительных мощностей для хранения продукции растениеводства позволят создать условия и предпосылки для дальнейшего устойчивого развития производства овощей и картофеля.
Государственная поддержка мероприятий настоящей Программы обеспечит расширение мощностей хранения и прирост производства продукции, за счет чего будет увеличиваться доходная база сельхозтоваропроизводителей области, повышаться заработная плата работников подотрасли, создаваться дополнительные рабочие места, что имеет существенное значение для социально-экономического развития растениеводства в целом.
Предложенные меры поддержки позволят привлечь инвестиции для создания новых или модернизации имеющихся мощностей по хранению продукции, что будет обеспечивать повышение занятости населения и рост налоговой отдачи.
Уровень обеспечения потребности населения в продукции растениеводства согласно рекомендуемым медицинским нормам повысится по картофелю с 90% в 2012 году до 100% в 2015 году, по овощам с 68,1% в 2012 году до 79,5% в 2015 году.
В период реализации Программы за счет строительства и реконструкции помещений для хранения продукции будет введено дополнительных мощностей емкостью 11,3 тыс. тонн (+ 21%). За счет реконструкции и модернизации действующих хранилищ будут улучшены условия хранения в помещениях емкостью 13,2 тыс. тонн, что позволит хозяйствам с низкой обеспеченностью мощностями по хранению увеличить объемы производства продукции.
Показатели |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2015 в % к 2012 |
Вместимость действующих мощностей по хранению овощей и картофеля |
тыс. тонн |
53,4 |
55,4 |
59,4 |
64,7 |
121,2 |
Ввод современных мощностей по хранению овощей и картофеля |
тыс. тонн |
- |
2 |
4 |
5,3 |
|
Объем оснащенных современным оборудованием действующих помещений для хранения продукции в результате выполнения мероприятий по реконструкции и модернизации |
тыс. тонн |
- |
8,7 |
3,5 |
1 |
|
Уровень товарности продукции - овощей открытого грунта - картофеля |
% |
54
41 |
58
45 |
61
51 |
67
60 |
+13
+19 |
За счет улучшения условий хранения продукции и приобретения оборудования по ее первичной предпродажной доработке в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ повысится уровень товарности продукции: по овощам открытого грунта с 54% до 67%, по картофелю с 41% до 60%. Увеличение выручки от реализации овощей открытого грунта и картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ в действующих ценах в 2015 году ожидается на 80,5% против 2012 года. За период реализации Программы будет создано 39 дополнительных рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы позволит снизить затраты предприятий на ручную переборку продукции, что в совокупности с увеличением доли товарной продукции, ростом объемов производства овощей и картофеля, увеличением выручки от реализации продукции будет способствовать повышению рентабельности производства с 30% до 40% и, в свою очередь, созданию привлекательных условий труда в хозяйствах. Увеличится прибыль и налоговая отдача в хозяйствах.
Расчет эффективности использования бюджетных средств
Показатели |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего за 3 года |
Выручка от реализации овощей открытого грунта и картофеля в действующих ценах (ТП) |
млн. руб. |
544,6 |
621,0 |
703,8 |
847,6 |
2172,4 |
Ежегодный прирост выручки от реализации овощей открытого грунта и картофеля (ДТП) |
млн. руб. |
- |
76,4 |
82,8 |
143,8 |
303 |
Расход средств всего (Ф) |
млн. руб. |
- |
40,6 |
70,1 |
102,6 |
213,3 |
в том числе финансирование программы из областного бюджета |
млн. руб. |
- |
28,5 |
49,0 |
71,8 |
149,3 |
Показатели эффективности - Эобщ. |
% |
- |
188 |
118 |
140 |
142 |
Показатели эффективности бюджетного финансирования - Эб.ф. |
% |
- |
268 |
169 |
200 |
203 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
, где:
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
Дельта ТП - ежегодный прирост товарной продукции;
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
За три года реализации программных мероприятий, показатель прироста выручки от реализации продукции в действующих ценах на 42% превысит вложенные средства. На показатель эффективности расходов на реализацию мероприятий Программы в период 2013 - 2015 годы в определенной степени оказывает влияние мультипликативный эффект совокупности факторов (уровень товарности продукции, ценовая политика, благоприятные погодные условия)
Показатель прироста выручки по отношению к объемам бюджетного финансирования за 3 года превысит затраты бюджета в 2 раза, что свидетельствует об эффективном использовании средств бюджета на предусмотренные Программой мероприятия.
Методика оценки эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий.
Проведенный Министерством мониторинг предварительных заявок на участие в реализации Программы показал, что привлекательные условия поддержки строительства, реконструкции и модернизации мощностей по хранению продукции растениеводства побудили интерес субъектов бизнеса к данным мероприятиям. Среди заявок имеются предложения по строительству в 2013 году современных мощностей в с. Красногорск Томаринского района (ЗАО "Совхоз Заречное"), на территории п. Луговое городского округа "Город Южно-Сахалинск" (ГУСП "Комсомолец"), в крестьянских хозяйствах Углегорского района, Анивского района и других.
Отбор проектов для финансирования из областного бюджета будет осуществляться с учетом рационального и равномерного размещения производительных сил, расселения, диверсификации сельской экономики, достижения более полной занятости сельского населения в соответствии со схемой территориального планирования Сахалинской области, утвержденной Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.07.2012 N 377, и генпланами поселений.
Мероприятия по подключению вновь построенных мощностей по хранению овощей и картофеля к инженерным сетям (газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным сетям, сетям связи), а также по прокладке дорог к сети дорог общего пользования будут выполняться в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года, утвержденной Законом Сахалинской области от 27.07.2011 N 85-ЗО, предусматривающей развитие социальной и инженерной инфраструктуры при строительстве производственных и социальных объектов, а также в соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.04.2011 N 158 "О стратегическом планировании в Сахалинской области".
В рамках областной целевой программы "Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 15.09.2009 N 370-па, разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Сахалинской области, которая включает в себя схемы газификации муниципальных районов, предусматривающая газоснабжение производственных мощностей, в том числе объектов сельского хозяйства.
Кроме того, в настоящее время Правительством Сахалинской области разрабатывается региональная программа по социальному развитию села на 2014 - 2020 годы, которая будет предусматривать мероприятия по обеспечению жильем сельскохозяйственных работников, проживающих в сельской местности, на льготных условиях
Реализация мероприятий Программы на территории области, учитывая наличие в Сахалинской области соответствующей нормативно - правовой базы, будет способствовать социально-экономическому развитию региона, в том числе развитию сельских территорий.
Оценка рисков реализации Программы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- неблагоприятная рыночная конъюнктура в части товаров и услуг (рост цен на энергоресурсы), что может ограничить возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в реализации инновационных проектов, приведет к удорожанию строительных материалов и оборудования и трудностям с реализацией мероприятий Программы.
б) внутренние риски:
- организационные риски, связанные с недостатком квалифицированных кадров;
- производственные и технологические риски (перебои в поставках, проблемы со своевременным обеспечением строительными материалами и оборудованием).
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение эффекта от недостижения прогнозируемых показателей повышения товарности и выручки от реализации продукции по году. В качестве критерия недостижения плановых показателей принят уровень предыдущего года по объему реализации продукции, отношение факта к плану - 99% (минус 1% к плану).
Расчеты показали, что риски недостижения плановых показателей по выручке от реализации продукции в год чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
Виды рисков |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Недостижение планового объема реализации продукции, тыс. тонн - овощей открытого грунта - картофеля |
1,0 1,8 |
1,8 4,3 |
3,3 8,3 |
Недополучение выручки от реализации овощей, млн. руб. |
61,8 |
144,5 |
287,5 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
- использования мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
- проведения мониторинга угроз по развитию отрасли и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления агропромышленным комплексом;
- подготовки и представления в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" в Правительство Сахалинской области ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы.
Раздел 6. обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование Программы осуществляется за счет собственных средств предприятий и средств областного бюджета. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется на основании закона Сахалинской области о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Объем средств на реализацию Программы в 2013 - 2015 годах составит 213,3 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 149,3 млн. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета предусмотрен исходя из потребности в средствах на основное мероприятие Программы, за счет которого достигается увеличение мощностей по хранению овощей и картофеля - реконструкция и строительство хранилищ, с целью обеспечения инвестиционной привлекательности растениеводства.
Кроме того, предусматривается возмещение затрат сельскохозяйственных предприятий на приобретение оборудования для модернизации действующих мощностей, обеспечивающего применение современных технологий хранения осуществление предпродажной доработки продукции, что также стимулирует развитие производства овощей и картофеля.
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации Программы, а также сроки и источники финансирования программных мероприятий по годам и в целом за весь период реализации, приведены в Приложении N 3 к настоящей Программе.
Софинансирование расходных обязательств Сахалинской области предполагается также за счет средств федерального бюджета по результатам отбора экономически значимых региональных программ в порядке и размерах, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами.
Раздел 7. Описание системы управления реализацией программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет Министерство.
Министерство планирует и осуществляет мероприятия программы, ведет отчетность о своевременном их выполнении и достижении заявленных результатов. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области на основе отчетов департамента сельского хозяйства и департамента экономического анализа, прогноза и исполнения бюджета. Мониторинг реализации Программы, а также оценку ее результативности и эффективности осуществляет министерство экономического развития Сахалинской области в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
N п/п |
Наименование |
Ответственные |
1 |
Реализация Программы в целом, достижение целей, задач Программы индикаторов и показателей, предусмотренных Программой |
Министерство |
2 |
Координация деятельности организаций, участвующих в реализации Программы, согласование действий участников Программы по реализации программных мероприятий |
Департамент сельского хозяйства Министерства |
4 |
Мониторинг реализации Программы, формирование отчетности о реализации Программы |
Департамент экономического анализа, прогноза и исполнения бюджета Министерства |
5 |
Оформление заключения о целесообразности начисления субсидий заявителями - участниками Программы |
Департамент сельского хозяйства Министерства |
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Законом Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2013 год и на плановый период на 2014 - 2015 годы" на соответствующие мероприятия.
Министерство несет ответственность за решение задач, запланированных в рамках реализации Программы и за достижение приведенных значений целевых индикаторов.
Представляет в министерство экономического развития Сахалинской области ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о результатах реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области".
Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, Министерство готовит отчет о реализации Программы и направляет его в министерство экономического развития Сахалинской области.
В течение 45 дней после окончания срока реализации Программы Министерство готовит доклад об итогах реализации Программы за весь период и направляет его в Правительство Сахалинской области и в министерство экономического развития Сахалинской области.
Приложение N 1
Основные целевые индикаторы программы
показатель |
ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Валовое производство: - овощей открытого грунта - картофеля |
т |
27,8
97,7 |
30,7
99,7 |
31,6
101,9 |
32,4
104,7 |
Уровень обеспечения потребности населения согласно рекомендуемым медицинским нормам: - в овощах открытого грунта - в картофеле |
% |
68,1
90 |
72,1
95 |
75,9
98 |
79,5
100 |
Выручка от реализации овощей открытого грунта и картофеля в сопоставимых ценах 2012 г. |
млн. руб. |
544,6 |
621,0 |
703,8 |
847,6 |
Прирост выручки от реализации овощей открытого грунта и картофеля в сопоставимых ценах (+,- к предыдущему году) |
млн. руб. |
|
76,4 |
82,8 |
143,8 |
Прирост выручки от реализации овощей открытого грунта и картофеля в сопоставимых ценах (+,- к предыдущему году) |
% |
|
14 |
13 |
12 |
Численность работников, занятых в растениеводстве |
чел. |
1063 |
1069 |
1081 |
1102 |
Прирост численности работников, занятых в растениеводстве |
чел. |
|
6 |
12 |
21 |
Приложение N 2
Методика
оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется субъектом бюджетного планирования путем сравнения фактически достигнутых в результате ее реализации индикаторов и показателей с запланированными, сравнения фактического объема финансирования мероприятий с запланированным, фактического выполнения мероприятий Программы с запланированным Программой.
Оценка осуществляется по следующим критериям:
1. Оценка достижения запланированных результатов по каждому расчетному и базовому показателям за отчетный период проводится на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
,
где:
О - оценка достижения запланированных результатов, %;
Цф - фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
Цпл - плановые значения.
2. Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы проводится на
основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
,
где:
СТ - степень выполнения мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
Мпл - количество мероприятий Программы, запланированных на отчетный период.
3. Уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования по каждому мероприятию за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период, по следующей формуле:
где:
Ф - оценка уровня финансирования мероприятий;
Фф - фактический уровень финансирования мероприятий;
Фп - объем финансирования мероприятия, предусматриваемый Программой.
На основе проведенной оценки эффективности реализации Программы могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность реализации Программы снизилась;
- эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне;
- эффективность реализации Программы повысилась.
Приложение N 3
Ресурсное обеспечение Программы
(тыс. рублей)
Источники финансирования, направление расходов |
Всего за период реализации программы |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего: |
213301 |
40636 |
70051 |
102614 |
в том числе: |
|
|
|
|
Бюджет Сахалинской области |
149311 |
28445 |
49036 |
71830 |
Внебюджетные источники |
63990 |
12191 |
21015 |
30784 |
Из общего объема: |
|
|
|
|
- реконструкция и строительство |
|
|
|
|
овоще- и картофелехранилищ |
184289 |
27802 |
57510 |
98977 |
в том числе: |
|
|
|
|
Бюджет Сахалинской области (возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей) |
129002 |
19461 |
40257 |
69284 |
Внебюджетные источники |
55286 |
8340 |
17253 |
29693 |
- Модернизация действующих овоще- и картофелехранилищ, приобретение оборудования по предпродажной доработке продукции |
29012 |
12834 |
12541 |
3637 |
в том числе: |
|
|
|
|
Бюджет Сахалинской области (возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей) |
20308,4 |
8983,8 |
8778,7 |
2545,9 |
Внебюджетные источники |
8703,6 |
3850,2 |
3762,3 |
1091,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 27 марта 2013 г. N 12-пр "Об утверждении экономически значимой региональной программы"
Текст приказа опубликован в газете "Губернские ведомости" от 3 августа 2013 г. N 140
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 31 декабря 2014 г. N 70-пр
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 13 августа 2014 г. N 46-пр
Изменения вступают в силу с 27 августа 2014 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 29 ноября 2013 г. N 45-пр
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2013 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 17 октября 2013 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 2 октября 2013 г. N 39-пр
Изменения вступают в действие с момента опубликования названного Приказа и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 6 августа 2013 г.