Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Правительства Сахалинской области
от 31 декабря 2013 г. N 817
Подпрограмма N 5
к государственной программе Сахалинской области
"Охрана окружающей среды, воспроизводство
и использование природных ресурсов Сахалинской
области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением
Правительства Сахалинской области
от 6 августа 2013 г. N 415
Развитие водохозяйственного комплекса в Сахалинской области
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области |
|||
Соисполнители Подпрограммы |
Министерство строительства Сахалинской области. Министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области. Органы местного самоуправления |
|||
Цель Подпрограммы |
Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод |
|||
Задачи Подпрограммы |
Обеспечение достижения цели: 1. Строительство сооружений инженерной защиты. 2. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию. 3. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов |
|||
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели и решения соответствующих задач: 1. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях; 2. Протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; 3. Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; 4. Количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние; 5. Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) |
|||
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в один этап в период 2014 - 2020 годов |
|||
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы |
тыс. рублей |
|||
|
Общий итог |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
|
2014 |
339 020,5 |
319 800,9 |
19 219,6 |
|
2015 |
546 805,3 |
512 779,7 |
34 025,6 |
|
2016 |
448 062,8 |
417 119,5 |
30 943,3 |
|
2017 |
207 649,8 |
188 373,8 |
19 276,0 |
|
2018 |
327 777,3 |
305 387,3 |
22 390,0 |
|
2019 |
417 762,8 |
387 935,8 |
29 827,0 |
|
2020 |
312 007,9 |
293 857,9 |
18 150,0 |
|
Всего |
2 599 086,4 |
2 425 254,9 |
173 831,5 |
|
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализация Подпрограммы к 2020 году должна обеспечить: 1. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, на 33,3%*. 2. Строительство новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 5,5 км. 3. Увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности до 100%. 4. Приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности - 9 единиц. 5. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения - 47,5 км. * Данные указаны без учета водохозяйственных и водоохранных мероприятий, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета. |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы, основные проблемы и прогноз ее развития
Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят остров Сахалин с прилегающими небольшими островами Монерон и Тюлений, а также Курильские острова. Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв. км.
Основу области составляет о. Сахалин - первый по величине остров в России (76,6 тыс. кв. км), вытянутый по меридиану на 948 км при наибольшей ширине 160 км и наименьшей - 26 км. От материка остров отделен Татарским проливом Японского моря, проливом Невельского, Амурским лиманом и Сахалинским заливом. На юге отделен проливом Лаперуза от японского острова Хоккайдо. С востока омывается Охотским морем.
Речная сеть насчитывает более 65 000 рек, из которых на Курильских островах протекает около 4 000 небольших водотоков. Больших рек на Сахалине мало, что обусловлено близостью основных водоразделов к морскому побережью. К наиболее значительным относятся реки Тымь (длина 330 км) и Поронай (350 км), протекающие по центральной части острова. Речная сеть развита хорошо - коэффициент густоты сети в среднем по области равен 1,20 км/кв. км.
Озера в пределах Сахалинской области имеют значительное распространение, однако больших водоемов мало. Наиболее значительными по размерам являются озера: Невское (площадь зеркала 178 кв. км), Тунайча (площадь зеркала 174 кв. км), Большое Вавайское (площадь зеркала 44,1 кв. км), Буссе (площадь зеркала 39,4 кв. км). На Курильских островах наиболее значительным является озеро Кольцевое (площадь зеркала 26,0 кв. км), расположенное в кальдере вулкана Креницына.
В пределах области широкое распространение имеют пресные и значительно минерализованные, а также термальные подземные воды. Они встречаются на разных глубинах и характеризуются разнообразным химическим и газовым составом, степенью минерализации и температурой.
Запасы водных ресурсов в Сахалинской области составляют 56,6 куб. км в год, обеспеченность водными ресурсами - 82,8 тыс. куб. м на человека в год.
Годовой объем забора водных ресурсов составляет 284 млн. куб. м, из которых 60 млн. куб. м из поверхностных водных объектов, 61 млн. куб. м из подземных водных объектов, 163 млн. куб. м - морской воды.
Одной из характерных проблем является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
75% пресной воды используется в хозяйственно-питьевых и производственных целях, остальной объем - 25% составляют потери воды при транспортировке.
Сахалинская область относится к паводкоопасным районам территории Российской Федерации. Серьезной проблемой, требующей особого внимания, является возникновение чрезвычайных ситуаций в результате наводнений.
Сложная водохозяйственная ситуация складывается на реках Лютога, Красносельская. Периодически затоплению подвергаются жилые дома с приусадебными участками, объекты экономики и инфраструктуры г. Анива, с. Воскресенское, г. Южно-Сахалинска.
Наиболее крупные наводнения с высоким уровнем стояния вод произошли в последние десятилетия - в 1981, 2002, 2006, 2009, 2010 годах. За период с 1947 по 2011 годов на территории муниципального образования "Анивский городской округ" было зарегистрировано 14 случаев затопления территории. В 2009 году в г. Анива и с. Воскресенское от наводнения пострадало около 900 человек, было затоплено 110 жилых домов с приусадебными участками, 2 общеобразовательные школы, магазины, разрушено три моста, автодорожное покрытие, нарушено электроснабжение. В 2012 году в планировочном районе Ново-Александровск было затоплено 36 жилых домов, трансформаторные подстанции, водозабор подземных вод, размыто дорожное полотно, оборваны линии электропередач. Пострадало 135 человек.
С 2008 по 2012 годы за счет субвенций из федерального бюджета проводились работы по расчистке от карчей и наносов, дноуглублению, берегоукреплению реки Лютога в г. Анива, р. Сусуя в г. Южно-Сахалинске.
На участках водных объектов увеличена пропускная способность русел рек за счет расчистки от древесно-кустарниковой растительности, карчей, иловых наносов, предотвращен размыв и обрушения берега, на котором произведено некапитальное крепление наброской из несортированного камня. Однако регулирование и расчистка русел рек не решит проблему защиты населения и объектов экономики от паводков более редкой повторяемости 1%, 2% вероятности превышения. Например, паводковыми водами 1% обеспеченности в Анивском районе затапливается 470 га территорий.
Учитывая тот факт, что г. Анива, с. Воскресенское располагаются в пойме реки Лютога, без строительства защитных сооружений случаи затопления территории поселений будут повторяться ежегодно.
Мероприятиями Подпрограммы предусматривается строительство сооружений инженерной защиты на р. Лютога в муниципальном образовании "Анивский городской округ" в г. Анива, с. Воскресенское; строительство дамбы на р. Красносельская в п.р. Ново-Александровск.
В периоды половодий и паводков также наибольшее развитие получает боковая эрозия. Более интенсивному размыву подвергаются вогнутые берега речных излучин и меандр, где проявляется действие центробежных сил. Вдоль таких берегов наблюдаются более глубоководные участки русла, большие скорости течения. Подмываемые берега четко выделяются в рельефе высоким обрывистым уступом, вдоль бровки которого наблюдаются оползневые смещения. Размыв берегов увеличивает неустойчивость русла рек и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты.
В с. Ныш Ногликского района вследствие изменения русла р. Тымь береговая линия смещается в стороны жилых построек до 1,0 м в год. Удаленность жилых домов от откоса берега составляет 15 м, хозяйственные постройки расположены непосредственно на берегу. Дальнейшее разрушение берега создает угрозу и подвергает опасности разрушения жилых домов по улице Набережной. В Подпрограмме запланировано строительство сооружений инженерной защиты на р. Тымь в с. Ныш.
Важной задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Спад производства во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привел к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.
К объективной причине снижения уровня безопасности ГТС относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается. А большинство из них было построено в 50-70-е годы XX века, а некоторые из них и на основе японских сооружений.
Гидротехнические сооружения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, расположенные на территории Сахалинской области, находятся исключительно в муниципальной собственности (14 гидротехнических сооружений, 7 из которых внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений). ГТС, находящиеся в собственности Сахалинской области, и бесхозяйные ГТС на территории региона в сфере жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют.
За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений.
Анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации ГТС, находящихся на территории муниципальных образований Сахалинской области, позволяет в большинстве случаев сделать вывод об их неудовлетворительном состоянии, что является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах и в населенных пунктах, расположенных в нижнем бьефе.
За период с 2006 по 2011 год за счет субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом бюджету области, и средств областного бюджета выполнен капитальный ремонт гидротехнических сооружений в г. Холмске на р. Тый, капитальный ремонт лотка аварийного сброса на плотине р. Козулинка, профинансированы работы по разработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений на 4 объектах в следующих муниципальных образованиях: Корсаковский городской округ, "Холмский городской округ", городской округ "Охинский" и Шахтерское городское поселение.
В 2013 году за счет средств областного бюджета разрабатываются проектные документации по наиболее значимым объектам, имеющим важное социально-экономическое значение для Сахалинской области.
В настоящее время в неудовлетворительном техническом состоянии находятся 9 единиц ГТС в населенных пунктах Сахалинской области: Холмске, Корсакове, Шахтерске, Макарове, Бошняково, Томари, Лесогорское Шахтерского городского поселения, что может привести к значительным ущербам и катастрофическим последствиям для жителей и объектов инфраструктуры.
По предварительным данным величина прогнозного ущерба в результате непринятия мер составит более 4 000 млн. рублей.
ГТС, представляющие, по оценочным данным, наибольшую потенциальную опасность и расположенные на территории Сахалинской области, предложены к финансированию в рамках мероприятий Подпрограммы.
Мероприятия Подпрограммы по разделу "Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия)" направлены на сохранение и восстановление водных объектов за счет экологической реабилитации водных объектов, а также за счет расчистки водных объектов (природоохранные мероприятия) с целью ликвидации их загрязнения и засорения и дальнейшего предотвращения негативного воздействия вод.
Планируется проведение мероприятия по восстановлению и экологической реабилитации озера Тунайча.
Озеро Тунайча является памятником природы регионального значения. С каждым годом экологическое состояние озера ухудшается.
В 2012 году Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт озероведения Российской академии наук (ИНОЗ РАН) проведена оценка гидролого-морфологического состояния озера Тунайча и разработаны предложения по его экологической реабилитации.
При проведении оценки сделаны выводы и предложения, которые имеют два направления:
1. Увеличение водообмена между озером Тунайча и заливом Мордвинова путем восстановления поперечного сечения пролива Красноармейский в створе автомобильного моста (разбор дамбы, замена пролетами моста, расчистка пролива Красноармейский) и прокладки сквозного открытого канала через косу южнее автомобильного моста под дорогой.
2. Второе направление, по мнению экспертов, более целесообразно (в настоящее время на озере Тунайча установилось экологическое равновесие) - предоставить возможность озеру развиваться без интенсивного гидротехнического воздействия, акцентировав внимание на постепенном оздоровлении водоема с использованием методов, уменьшающих степень его эвтрофирования.
Окончательное решение по экологической реабилитации озера будет принято на основании рекомендаций Совета по экологии при Губернаторе Сахалинской области с последующей корректировкой мероприятий Подпрограммы.
Негативные русловые процессы являются причиной затопления земельных участков, жилых массивов, сооружений транспортной и промышленной инфраструктуры.
Необходима защита застроенных берегов от размыва и затопления, а также восстановление водотоков в целях защиты отдельных территорий от подтопления.
Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит их обмеление. Повышение отметок дна способствует зарастанию водных объектов растительностью, мелколесьем. В результате уменьшаются скорости течения и транспортирующая способность потока, что способствует ускорению аккумуляции наносов. Повышение отметок дна рек вследствие заиления, а также повышение гидравлического сопротивления русла вследствие его зарастания ведут к уменьшению пропускной способности русла, что в дальнейшем при высоких уровнях воды приведет к выходу воды на пойму и затоплению. Водные объекты утратили способность к самоочищению.
Для предотвращения этих процессов необходимо провести природоохранные мероприятия по расчистке русел рек в черте населенных пунктов.
Природоохранные мероприятия по расчистке русел рек планируется провести в г. Южно-Сахалинске на реках Маяковского, Красносельская, Рогатка, Хомутовка, Сусуя, Колка, ручье Пригородный; в Холмском районе на реках Татарка, Холмская, Рудановского; в Поронайском районе на реках Гастелловка, Матросовка; в Углегорском районе на реке Тухлянка и руч. Блудный; в с. Горнозаводск на реке Лопатинка.
При подготовке Подпрограммы учтены обращения администраций муниципальных образований о предотвращении негативного воздействия вод на населенные пункты, объекты хозяйственной деятельности, о необходимости проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений водохранилищ; обращения граждан, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Сахалинской областной Думы; акты обследования состояния водных объектов, причин возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, состояния ГТС; отчеты о научно-исследовательских работах.
В результате проводимых мероприятий будет увеличена пропускная способность рек, улучшится ландшафт и экологическое состояние, как водных объектов, так и прилегающих к ним территорий населенных пунктов области.
В связи с отсутствием необходимой сети наблюдений, в области не организовано проведение в полном объеме регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, расположенных на территории Сахалинской области.
Отсутствие информации не позволяет своевременно выявлять и прогнозировать развитие негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработку и реализацию мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, а также оценить эффективность осуществляемых мероприятий по охране водных объектов. В этой связи предусматривается организация и осуществление мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, расположенных на территории области.
Подпрограмма предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений на территории Сахалинской области.
Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в обеспечении экологически благоприятных условий жизни населения, в повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса, описание основных целей и задач Подпрограммы
Настоящая Подпрограмма разработана в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, которая определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ в водоресурсной сфере, планом мероприятий по реализации Водной стратегии и пунктом 4 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации.
Основными целями Подпрограммы на период до 2020 года являются:
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
- восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:
- строительство сооружений инженерной защиты;
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению.
3. Прогноз конечных результатов Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить высокий уровень защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что является необходимым условием стабильного экономического развития региона и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Улучшение экологического состояния водных объектов является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей региона.
Выполнение мероприятий Подпрограммы позволит к 2020 году:
- увеличить долю населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, на 33,3 процента;
- обеспечить строительство новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 5,5 км;
- увеличить долю гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние до 100 процентов;
- обеспечить приведение гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние - 9 единиц;
- обеспечить работы по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранные мероприятия) - 47,5 км.
4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы планируется реализовать в течение 2014 - 2020 годов.
5. Перечень мероприятий Подпрограммы
Достижение целей и решение задач Подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Подпрограммы.
Подпрограммой предусмотрено целевое финансовое обеспечение реализации мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, экологическую реабилитацию водных объектов.
Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса Сахалинской области настоящей Подпрограммой предусмотрено выполнение мероприятий по следующим направлениям:
- защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- сокращение негативного антропогенного воздействия и экологическая реабилитация водных объектов.
С учетом экономической целесообразности общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты оценивается на уровне 5,5 км.
Существующее положение не позволяет обеспечить необходимую защищенность населения, промышленных объектов, объектов инфраструктуры и сельскохозяйственных угодий от негативного воздействия вод.
В рамках реализации Подпрограммы предполагается возведение сооружений инженерной защиты в г. Анива и с. Воскресенское, в г. Южно-Сахалинске, что позволит в значительной степени решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод в период весеннего половодья и летне-осенних паводков.
Задачей, требующей незамедлительного решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Для решения проблемы приведения гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное состояние в рамках Подпрограммы предусмотрены следующие мероприятия:
- "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Тый" в Холмском районе Сахалинской области;
- "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Малка" в Холмском районе Сахалинской области;
- "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища Маока-Зова на р. Татарка" в Холмском районе Сахалинской области;
- Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Токариный в г. Шахтерске;
- Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Лесогорка в с. Лесогорское Шахтерского городского поселения;
- Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища в створах рек Узкая, Талая, ручья Безымянный в Корсаковском районе Сахалинской области;
- Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Худозава в г. Макарове;
- Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища на р. Сиротская в с. Бошняково Углегорского района Сахалинской области;
- Капитальный ремонт гидротехнических сооружений водохранилища в г. Томари.
Реализация данных мероприятий позволит предотвратить остановку водоснабжения городов и сел, приостановление деятельности образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и здравоохранения. Капитальный ремонт ГТС водохранилища на р. Тый обеспечит бесперебойную работу ТЭЦ г. Холмска и предотвратит срыв работы социальных учреждений и предприятий города.
Подпрограммой также предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, в том числе малых рек, которые утратили способность к самоочищению.
В рамках решения задачи по экологической реабилитации водных объектов Подпрограммой особое внимание будет уделено мерам по расчистке русел рек.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложениях N 1, N 6 к Государственной программе.
6. Характеристика мер государственного регулирования Подпрограммы
На момент принятия Подпрограммы дополнительных мер правового регулирования на территории Сахалинской области для достижения цели Подпрограммы не требуется.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
Целевые индикаторы (показатели) Подпрограммы количественно характеризуют ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей, а также отражают проблемы и основные задачи, на решение которых направлена реализация Подпрограммы.
Для оценки эффективности мероприятий Подпрограммы предлагается использовать следующие показатели:
- доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;
- протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;
- доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
- количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
- протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий).
Значения целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы по годам ее реализации увязаны с целями Подпрограммы и представлены в приложениях N 4, N 5 к Государственной программе.
8. Обоснование состава и значения соответствующих целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы
В состав индикаторов (показателей) Подпрограммы включены индикаторы (показатели), обеспечивающие к 2020 году высокий уровень защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и улучшение экологического состояния водных объектов.
Индикаторы Подпрограммы характеризуются количественными показателями: количество гидротехнических сооружений, протяженность новых сооружений инженерной защиты, протяженность расчищенных водных объектов.
Ниже приведена методика количественного исчисления индикатора (показателя) Подпрограммы:
1. Показатель "Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях" рассчитывается нарастающим итогом по формуле:
, где:
В - численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод по состоянию на конец периода, предшествующего отчетному;
Г - численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод в отчетном периоде;
Д - численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях.
2. Показатель "Протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления" рассчитывается как сумма проектных параметров введенных в эксплуатацию в отчетном году сооружений инженерной защиты и берегоукрепления.
3. Показатель "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" рассчитывается нарастающим итогом и отражает отношение количества потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, к общему количеству потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных.
Этот показатель рассчитывается по формуле:
, где:
Е - количество отремонтированных потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, нарастающим итогом начиная с 2013 года (базовый период) до конца отчетного периода;
Ж - общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных.
4. Показатель "Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" определяется как общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, в отчетном году.
5. Показатель "Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий)" определяется как сумма фактической протяженности работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, осуществленных в отчетном году.
9. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем расходов (прогнозная оценка) на весь срок реализации Подпрограммы составляет 2 599 086,4 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 2 425 254,9 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 173 831,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования Подпрограммы рассчитаны на основе аналитических исследований и оценок текущего и прогнозного состояния водохозяйственного комплекса области с учетом обеспечения возможности реализации мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
При расчете объемов финансирования не учтена доля федерального бюджета в связи с тем, что софинансирование мероприятий Подпрограммы (за исключением направления "Осуществление мониторинга водных объектов") осуществляется по ежегодному конкурсному отбору, который проводится Минприроды России.
Поскольку Подпрограмма направлена на достижение целей и задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Сахалинской области и муниципальных образований, предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы за счет всех источников приведено в приложениях N 6, N 7 к Государственной программе.
10. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Подпрограммы
Меры государственного управленческого регулирования, в том числе направленные на снижение рисков реализации мероприятий Подпрограммы, включают: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых методов влияния, способствующих решению задач Подпрограммы. Важнейшим элементом реализации Подпрограммы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Подпрограммы. Принятие управленческих решений в рамках Подпрограммы осуществляется с учетом информации, поступающей от соисполнителей Подпрограммы.
Финансирование мероприятий Подпрограммы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результата мониторинга и оценки эффективности реализации Подпрограммы в отчетном периоде.
Мониторинг хода реализации Подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктом 5.8 постановления Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 "О совершенствовании системы программно-целевого планирования в Сахалинской области".
При отсутствии финансирования мероприятий Подпрограммы ответственный исполнитель и соисполнители Подпрограммы вносят предложения об изменении сроков их реализации либо об исключении из перечня мероприятий.
11. Методика оценки эффективности Подпрограммы
1. Оценка эффективности Подпрограммы характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности расходования средств федерального бюджета и областного бюджета.
2. Эффективность реализации Программы, исходя из ее целей, определяется степенью достижения результатов при решении следующих задач:
2.1. строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
2.2. восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
3. Оценка эффективности реализации Подпрограммы включает следующие аспекты:
- оценка социально-экономического и экологического эффекта хода реализации Подпрограммы в целом, а также каждого из ее направлений в соответствии с ее целями и задачами;
- оценка эффективности расходов по направлениям использования бюджетных средств.
4. Под социально-экономическим эффектом хода реализации Подпрограммы понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, который выражается в повышении защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплекса мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.
5. Экологический эффект Подпрограммы выражается в восстановлении и экологической реабилитации водных объектов в результате реализации системы мероприятий Подпрограммы, что обусловливает:
5.1. обеспечение благоприятных экологических условий для жизни;
5.2. обеспечение комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранение видового биологического разнообразия.
6. Оценка эффективности хода реализации Подпрограммы осуществляется на конкретный момент времени и представляется в виде хронологической последовательности результатов реализации мероприятий Подпрограммы, определенных через установленные интервалы времени. Учитывая, что индикаторы (показатели) Подпрограммы определены по годам планового периода, оценка эффективности Подпрограммы проводится по итогам финансового года.
Социально-экономический и экологический эффект хода реализации Подпрограммы определяется кумулятивным (нарастающим) итогом и на момент окончания Подпрограммы соответствует социально-экономическому и экологическому эффекту от ее реализации.
7. Эффективность хода реализации Подпрограммы оценивается на основе системы целевых индикаторов (показателей), характеризующих непосредственный и конечный результат ее осуществления при плановых объемах и источниках финансирования.
8. Показатели непосредственного результата Подпрограммы характеризуют выраженный в количественно измеримых значениях итог реализации как отдельных мероприятий, так и комплекса мероприятий Подпрограммы. В качестве показателей непосредственного результата Подпрограммы используются следующие абсолютные целевые индикаторы (показатели), соответствующие целям и задачам Подпрограммы:
8.1. протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления (километров);
8.2. количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (единиц);
8.3. протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) (километров).
9. Показатели конечного результата выполнения Подпрограммы характеризуют выраженный в количественном измерении общественно значимый итог и полученные социальные эффекты в рамках отдельных направлений Подпрограммы и Подпрограммы в целом. В качестве показателей конечного результата используются:
9.1. доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (процентов);
9.2. доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности (процентов).
10. Оценка эффективности хода реализации Подпрограммы осуществляется ежегодно за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Подпрограммы, а также по окончании ее реализации.
Система целевых индикаторов (показателей) Подпрограммы позволяет в течение всего периода ее реализации осуществлять мониторинг и оценивать эффективность как отдельных мероприятий, так и Подпрограммы в целом с целью принятия при необходимости своевременных управленческих решений по корректировке поставленных задач и проводимых мероприятий.
Эффективность хода реализации Подпрограммы в рамках отдельных направлений оценивается на основе значений показателей непосредственных результатов исходя из состава проектов, подлежащих осуществлению в отчетном году.
Эффективность хода реализации Подпрограммы в целом оценивается на основе целевых индикаторов (показателей) непосредственных и конечных результатов Подпрограммы, утвержденных на отчетный год.
11. Интегральный показатель эффективности хода реализации Подпрограммы определяется по формуле:
, где:
n - количество целевых показателей реализации Подпрограммы.
В случае если интегральный показатель эффективности хода реализации Подпрограммы больше или равен 100 процентам, то реальное состояние хода реализации Подпрограммы на конец отчетного года выше запланированного уровня. Значение интегрального показателя эффективности хода реализации Подпрограммы меньше 100% свидетельствует об отставании хода реализации Подпрограммы от планового уровня.
12. Эффективность расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Подпрограммы, характеризуется результатом осуществления мероприятий Подпрограммы при плановых объемах и источниках финансирования.
Оценка эффективности хода реализации Подпрограммы осуществляется ежегодно за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Подпрограммы.
Эффективность расходования бюджетных средств оценивается по следующим направлениям их использования:
- реализация инвестиционных проектов;
- реализация мероприятий, связанных с использованием бюджетных средств на прочие нужды.
13. Эффективность расходования бюджетных средств характеризуется следующими группами показателей:
13.1. степень соответствия фактического и планового уровня использования бюджетных средств;
13.2. степень исполнения плана по реализации мероприятий Подпрограммы;
13.3. степень достижения целей и решения задач Подпрограммы.
14. Степень соответствия фактического и планового уровня использования бюджетных средств характеризуется своевременностью, полнотой и целевым характером использования средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы. Оценка этого показателя осуществляется путем сопоставления фактически произведенных в отчетном году затрат по направлениям реализации и мероприятиям Подпрограммы с их плановыми значениями.
15. Оценка степени исполнения плана реализации мероприятий Подпрограммы осуществляется на основе информации, характеризующей:
- полноту и своевременность выполнения мероприятий, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Подпрограммы;
- достижение запланированных результатов мероприятий Подпрограммы.
Для выявления степени исполнения плана по реализации Подпрограммы проводится сравнение фактически выполненных мероприятий, сроков и результатов их реализации с запланированными мероприятиями.
16. Степень достижения целей и решения задач Подпрограммы оценивается своевременным и полным достижением значений индикаторов Подпрограммы по всем целевым показателям, характеризующим эффективность ее реализации.
Для выявления степени достижения результатов Подпрограммы в отчетном году фактически достигнутые значения целевых индикаторов (показателей) сопоставляются с их плановыми значениями.
Оценка степени достижения целей и решения задач Подпрограммы осуществляется на основе интегрального показателя эффективности хода реализации Подпрограммы, предусмотренного пунктом 11.
Фактическое достижение целевых индикаторов (показателей) реализации мероприятий Подпрограммы в отчетном финансовом году является подтверждением эффективности использования бюджетных средств.
17. Социально-экономическая эффективность хода реализации Подпрограммы оценивается государственным заказчиком - Правительством Сахалинской области.
Социально-экономическая эффективность хода реализации Подпрограммы оценивается:
- по реализации Подпрограммы в целом;
- по каждому из направлений Подпрограммы;
- по каждому из направлений использования бюджетных средств (реализация инвестиционных проектов, реализация мероприятий, связанных с использованием бюджетных средств на прочие нужды).
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных результатов на этот год по указанным мероприятиям производится анализ и аргументированное обоснование причин:
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых показателей, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
- возникновения экономии бюджетных средств на реализацию Подпрограммы в отчетном году;
- перераспределения бюджетных средств между мероприятиями Подпрограммы в отчетном году;
- исполнения плана реализации Подпрограммы в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
На основе проведенного анализа исполнители Подпрограммы разрабатывают план мероприятий по повышению эффективности хода реализации Подпрограммы.
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 31 декабря 2013 г. N 817 "О внесении изменений в Государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.