Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
приложение N 1
к постановлению Правительства
Сахалинской области
от 13 октября 2014 г. N 497
Государственная программа
"Развитие сферы культуры в Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Сахалинской области
от 31 июля 2013 г. N 394)
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
"Развитие сферы культуры в Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство культуры Сахалинской области |
Соисполнители государственной программы |
Министерство строительства Сахалинской области, архивное агентство Сахалинской области, аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области |
Участники государственной программы |
Государственные (муниципальные) учреждения, органы местного самоуправления |
Подпрограммы государственной программы |
Нет |
Цели государственной программы |
Наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения Сахалинской области |
Задачи государственной программы |
Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности. Укрепление и развитие регионального потенциала в сфере культуры, управление реализацией государственной программы |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
Программа рассчитана на 7 лет с 2014 по 2020 годы, реализуется в три этапа: I этап: 2014 - 2015 годы; II этап: 2016 - 2018 годы; III этап: 2019 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы |
Общий объем финансирования - 31995636,02 тыс. рублей, из них: - за счет средств федерального бюджета - 6135,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1019,4 тыс. рублей; 2015 год - 1053,3 тыс. рублей; 2016 год - 1053,3 тыс. рублей; 2017 год - 694,0 тыс. рублей; 2018 год - 733,0 тыс. рублей; 2019 год - 771,0 тыс. рублей; 2020 год - 811,0 тыс. рублей; - за счет средств областного бюджета - 31635895,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3013118,4 тыс. рублей; 2015 год - 3677967,6 тыс. рублей; 2016 год - 4145853,9 тыс. рублей; 2017 год - 4549554,3 тыс. рублей; 2018 год - 5172905,0 тыс. рублей; 2019 год - 5608718,1 тыс. рублей; 2020 год - 5467777,9 тыс. рублей; - за счет средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 353605,82 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 37638,9 тыс. рублей; 2015 год - 51024,59 тыс. рублей; 2016 год - 34473,01 тыс. рублей; 2017 год - 46124,65 тыс. рублей; 2018 год - 58403,34 тыс. рублей; 2019 год - 77737,21 тыс. рублей; 2020 год - 48204,12 тыс. рублей |
Целевые индикаторы государственной программы и их количественные значения |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культурного наследия - до 70%. Увеличение доли объектов культурного наследия (ОКН), информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве ОКН - до 20%. Увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах и базах данных библиотек Сахалинской области, в том числе включенных в Сводный электронный каталог библиотек России, - до 1,3%. Посещаемость музейных учреждений в расчёте на 1 жителя в год - до 0,67 единицы. Увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет, - до 81%. Увеличение количества виртуальных музеев - до 2 единиц. Увеличение объема передвижного фонда ведущих музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России - до 90 единиц. Увеличение количества выставочных проектов - до 200%. Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда - до 26%. Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) - до 8,7%. Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий - до 9,8%. Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения - до 150,1 экземпляра. Среднее число посещений киносеансов в расчете на 1 человека - 0,5. Соотношение уровня средней заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к средней заработной плате Сахалинской области - до 100%. Отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Сахалинской области - до 100%. Увеличение количества получателей премий и почетных званий среди деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов (по сравнению с предыдущим годом) - до 91 человека. Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей - до 8%. Доля объектов (зданий и сооружений) учреждений культуры и отраслевого образования, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культуры и отраслевого образования - до 100%. Уровень удовлетворенности граждан Сахалинской области качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры - до 90%. Доля документов государственных и муниципальных архивов, находящихся в нормальных условиях, - 75%. Доля описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные информационно-поисковые системы, - 100%. Среднее число пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек населения - 200 человек. Доля работников государственных архивов в возрасте до 30 лет - 35%. Соотношение средней заработной платы работников государственных архивов и средней заработной платы в Сахалинской области - 100% |
1. Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации государственной программы и прогноз развития
Культура играет основополагающую роль в социально-экономическом развитии Сахалинской области, формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения.
Государственная политика в сфере культуры Сахалинской области направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного научно обоснованного управления культурными процессами, протекающими на территории области, с учетом интересов и запросов населения, анализа состояния отрасли и тенденций ее развития.
В 2010 - 2012 годах комплекс мер по развитию культуры в Сахалинской области осуществлялся по следующим направлениям:
- совершенствование регионального правового пространства сферы культуры;
- развитие кадрового потенциала сферы культуры;
- преобразование культурной среды;
- комплексная безопасность учреждений.
С 2011 года государственная политика в сфере культуры реализуется на основании долгосрочной целевой программы "Развитие культуры Сахалинской области на 2011 - 2015 годы".
Приоритет развития сферы культуры в Сахалинской области с 2012 года - преемственное продолжение комплексной модернизации отрасли через содержательное, инфраструктурное и технологическое обновление деятельности государственных и муниципальных учреждений.
В 2012 году в рамках мероприятий по реорганизации бюджетной сферы инфраструктурная составляющая сферы культуры Сахалинской области изменилась на 15 единиц. По состоянию на 01 января 2013 года отрасль включает 338 сетевых единиц, 16 - государственных, 322 - муниципальных.
Региональная сеть учреждений культуры состоит из библиотек - 168 единиц, культурно-досуговых учреждений (домов культуры) - 108 единиц, образовательных учреждений - 35 единиц (ДШИ - 33), музеев - 18 единиц. Из 338 структурных единиц с правом юридического лица - 121, из которых 105 - муниципальных, 16 - государственных.
Полный перечень учреждений культуры в разрезе муниципальных образований Сахалинской области представлен в таблице.
Учреждения культуры в разрезе муниципальных образований |
Всего |
Библиотеки |
Дома культуры |
Музеи |
Парки, зоопарк |
Концертные учреждения |
Театры |
Кинодосуговые учреждения |
Образовательные учреждения |
Иные (методические) учреждения |
Государственные учреждения |
16 |
3 |
- |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Городской округ "Александровск-Сахалинский район" |
20 |
11 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
МО "Анивский городской округ" |
19 |
11 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
МО городской округ "Долинский" |
17 |
9 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
МО Корсаковский городской округ |
26 |
15 |
9 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО "Курильский городской округ" |
9 |
4 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО "Макаровский городской округ" |
11 |
6 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО "Невельский городской округ" |
18 |
8 |
7 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
МО "Городской округ Ногликский" |
12 |
7 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО городской округ "Охинский" |
14 |
8 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
МО Поронайский городской округ |
23 |
8 |
10 |
1 |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
МО Северо-Курильский городской округ |
4 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО городской округ "Смирныховский" |
18 |
8 |
8 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО "Томаринский городской округ" |
13 |
8 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО "Тымовский городской округ" |
25 |
12 |
11 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
МО Углегорский муниципальный район |
18 |
11 |
4 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
МО "Холмский городской округ" |
23 |
13 |
7 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
МО "Южно-Курильский городской округ" |
14 |
5 |
6 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
МО городской округ "Город Южно-Сахалинск" |
38 |
20 |
8 |
- |
1 |
2 |
- |
- |
7 |
- |
Всего: |
338 |
168 |
108 |
16 |
2 |
3 |
2 |
2 |
35 |
2 |
Фактический показатель инфраструктуры отрасли является оптимальным. Хотя он и не соответствует рекомендованному минимальному социальному нормативу на 142 единицы. Наибольшее отклонение в городе Южно-Сахалинске (-34 ед.), в муниципальных образованиях городской округ "Долинский" (-24 ед.), "Холмский городской округ" (-18 ед.), "Анивский городской округ" (-13 ед.).
По состоянию на начало 2013 года обеспеченность населения государственными и муниципальными учреждениями культуры по области составляет:
- библиотеками - 75,3%;
- культурно-досуговыми учреждениями - 66,4%;
- парками - 20%.
В отрасли трудится 3557 работников культуры и искусства, в том числе 2090 специалистов (59%), с высшим образованием - 45%, со средним профессиональным - 32%. 22 работника отрасли имеют почетные звания: "Народный артист Российской Федерации", "Народный художник Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный художник Российской Федерации"; 69 работников имеют региональные почетные звания: "Заслуженный работник культуры Сахалинской области" - 43 человека, "Заслуженный педагог Сахалинской области" - 26 человек; 64 работника являются лауреатами премии Губернатора Сахалинской области.
Среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры и отраслевого образования увеличилась на 11,5% и составила 24 490 рублей.
Существующая сеть государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению, создавалась, преимущественно, в советский период на основе действовавших в то время требований к зданиям, оборудованию, численности персонала.
Нынешнее состояние сети характеризуется недостаточным единообразием учреждений, оказывающих одни и те же услуги без учета изменившихся потребностей населения.
Как следствие, материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения области.
10% зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии, 60% зданий учреждений культуры требуют капитального ремонта:
- городской округ "Александровск-Сахалинский район" - 72%;
- "Анивский городской округ" - 31%;
- городской округ "Долинский" - 64%;
- Корсаковский городской округ - 40%;
- "Курильский городской округ" - 50%;
- "Макаровский городской округ" - 64%;
- "Невельский городской округ" - 30%;
- "Городской округ Ногликский" - 40%;
- городской округ "Охинский" - 36%
- Поронайский городской округ - 80%;
- Северо-Курильский городской округ - 50%;
- городской округ "Смирныховский" - 40%;
- "Томаринский городской округ" - 80%;
- "Тымовский городской округ" - 25%;
- Углегорский муниципальный район - 50%;
- "Холмский городской округ" - 56%;
- "Южно-Курильский городской округ" - 88%;
- городской округ "Город Южно-Сахалинск" - 58%.
Здания, находящиеся в аварийном состоянии, располагаются в Тымовском, Углегорском, Южно-Курильском, Александровск-Сахалинском, Корсаковском муниципальных образованиях.
В этих условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры области все сложнее конкурировать с другими организациями в борьбе за свободное время граждан.
Особого внимания требуют муниципальные учреждения культуры, находящиеся в труднодоступных населенных пунктах области и нуждающиеся в предоставлении различных форм государственной поддержки.
Успешное развитие сферы культуры является необходимым условием достижения стратегических целей и решения приоритетных задач Правительства Сахалинской области в долгосрочной перспективе.
На территории Сахалинской области насчитываются 1840 объектов, обладающих признаками культурного наследия, подавляющее число из них - памятники археологии. Под государственную охрану в Сахалинской области взяты 162 памятника, в том числе федерального значения - 4, регионального значения - 158.
В 2012 году выполнен значительный объем работы в рамках модернизации отрасли.
Вместе с тем, существуют проблемы, негативно влияющие на качество культурного продукта, его востребованность населением и степень удовлетворенности полученной услугой.
К ним можно отнести:
- высокую степень износа материально-технической базы учреждений (зданий, оборудования, реквизита и т.д.);
- дефицит квалифицированных кадров (низкий уровень заработной платы, необеспеченность жильем, недостаточный приток молодых кадров);
- несформированность внутренних стимулов к проектной деятельности и инновациям в сфере культуры;
- отсутствие эффективного менеджмента и маркетинга;
- медленные темпы перехода от управления затратами к управлению результатами.
Сохранение проблем, сложившихся в сфере культуры, может повлечь за собой ухудшение качества жизни населения области, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения, разрушение системы культурных ценностей, подмену их массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, обострение социальных, в том числе национально-этнических, этноконфессиональных проблем, усиление миграционного оттока, появление угроз национальной безопасности.
Текущее состояние архивного дела в Сахалинской области характеризуется следующим. В регионе функционируют 19 архивных учреждений: 2 областных государственных бюджетных учреждения (Государственный исторический архив, Архив документов по личному составу) и 17 муниципальных архивных учреждений различной организационной формы (6 муниципальных архивов, 5 архивных отделов администраций муниципальных образований, 6 отделов и управлений муниципальных образований).
Всего в областных и муниципальных архивных учреждениях работает 130 сотрудников, 60% (75 человек) - в областных архивах, 40% (55 человек) - в муниципальных архивных учреждениях.
По данным централизованного государственного учета источниками комплектования архивных учреждений Сахалинской области являются 503 организации, в том числе 38 - негосударственной формы собственности.
Объём Архивного фонда Сахалинской области составляет 1 061 567 дел на всех видах носителей, из них 1 024 554 - на бумажной основе; включает: управленческую документацию - 579 834 единицы хранения, документы по личному составу - 425 269 единиц хранения, фотодокументы - 26 423 единицы хранения, документы личного происхождения - 8 589 единиц хранения, кинодокументы - 8 107 единиц хранения, видеодокументы - 240 единиц хранения. 61% документов находятся в архивохранилищах государственных архивов.
Одной из самых актуальных проблем для архивных учреждений области остаётся загруженность архивохранилищ - средний показатель загруженности государственных архивов составляет 84% (в 2012 году - 68,4%), муниципальных архивных учреждений - более 90%. Проблемными являются вопросы обеспечения условий сохранности документов.
С переходом на новую систему оплаты труда средняя заработная плата работников архивов возросла до 31,5 тыс. рублей, повысилась на 34,0%.
Одним из основных направлений работы архивных учреждений является создание фонда пользования на электронных носителях. Создано свыше 32 тысяч сканов газетного фонда, особо ценных и фотодокументов Архивного фонда Сахалинской области. Поточная работа по созданию электронного копирования требует дополнительных трудозатрат и дополнительного финансирования на приобретение специализированного оборудования. Особо остро данная проблема стоит в архивных учреждениях муниципальных образований.
Совершенствованию системы учета документов способствует внедрение в деятельность государственных и муниципальных архивов централизованного государственного учета в автоматизированном режиме на базе отраслевого программного комплекса "Архивный фонд" (ПК "Архивный фонд").
К настоящему времени в ПК "Архивный фонд" включены сведения, содержащие описания 5 163 фондов государственных и муниципальных архивов области.
К документам Архивного фонда Сахалинской области ежегодно обращается более 57 тысяч пользователей.
В целях улучшения состояния сферы культуры и обеспечения устойчивого ее развития в долгосрочной перспективе разработана государственная программа "Развитие сферы культуры в Сахалинской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа).
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации государственной программы, описание основных целей и задач государственной программы
Государственная политика Сахалинской области в сфере культуры увязана с приоритетами и целями государственной политики в сфере культуры, установленными в Концепции долгосрочного социального экономического развития Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации и иных стратегических документах.
На региональном уровне положения федеральных документов развиваются в Стратегии социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, в разработке отраслевых "дорожных карт", направленных на повышение эффективности деятельности учреждений культуры и качества предоставляемых услуг.
Главной целью Стратегии социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года является определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе.
Культура признана стратегическим ресурсом обеспечения инновационного развития, ключевым институтом общественного сознания и системы ценностей. Целью региональной государственной политики в сфере культуры и искусства должно стать развитие культурного потенциала Сахалинской области, развитие творчества, инноваций и социального благополучия, формирование ценностных установок личности и социальных групп на успешную модернизацию общества.
В указанный период развитие сферы культуры области будет направлено на развитие культурного потенциала области, обеспечение сохранности историко-культурного наследия, обеспечение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, сокращение неравенства населения муниципальных образований в доступе к информации и услугам, реконструкцию зданий и объектов культуры, в том числе строительство новых зданий для учреждений культуры, подготовку условий для проведения международных фестивалей.
В соответствии с долгосрочными целями и приоритетами развития сферы культуры в Сахалинской области основной целью Программы является наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения области.
Для достижения данной цели Программой предусмотрено решение трех задач.
Задача 1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Решение данной задачи предполагается осуществлять по следующим направлениям:
- сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- развитие библиотечного дела;
- развитие музейного дела.
Задача 2. Поддержка и развитие художественно-творческой деятельности.
Основными направлениями выполнения данной задачи являются:
- развитие театрального искусства;
- развитие исполнительских искусств;
- развитие киноискусства;
- развитие культурно-досугового обслуживания населения;
- поддержка традиционной народной культуры.
Задача 3. Укрепление и развитие регионального потенциала в сфере культуры, управление реализацией Программы.
В рамках решения данной задачи предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование системы управления в сфере культуры Сахалинской области;
- развитие социально-культурной деятельности;
- поддержка и развитие отраслевого образования, кадрового потенциала сферы культуры.
Участниками Программы определены государственные (муниципальные) учреждения, органы местного самоуправления.
Выполнение указанных задач будет осуществляться в условиях решения проблем, сложившихся в сфере культуры Сахалинской области.
Однако предполагается, что уже в среднесрочной перспективе (2014 - 2015 годы) акценты государственной культурной политики будут перенесены с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отрасли культуры, на меры стратегического характера.
Для изменения ситуации в муниципальных образованиях и культурных сегментах необходимо протекционирование новых проектов и новых технологий, культурных индустрий и кластерных структур для замены устаревшей и негибкой сети бюджетных учреждений.
Сфере культуры требуется системная организация государственно-частного партнерства и меценатства на основе правовой базы нормативного регулирования, определяющей косвенные инструменты государственной поддержки (налоговые льготы).
Реализация инновационного сценария социально-экономического развития Сахалинской области позволит обеспечить расширение форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. Это предполагает увеличение доли расходов консолидированного бюджета Сахалинской области на культуру в общем объеме расходов бюджета.
В Программе участвуют иные органы власти: аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области, архивное агентство Сахалинской области.
Приоритетными направлениями в развитии архивного дела являются: организация полноценного формирования архивных фондов, укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных архивов, продолжение внедрения в практику работы архивов методических рекомендаций "Определение организаций - источников комплектования государственных и муниципальных архивов", обеспечение сохранности документов ликвидированных предприятий, активная популяризация документального наследия Сахалинской области.
3. Прогноз конечных результатов государственной программы
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы должно стать достижение следующих показателей:
- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культурного наследия - до 70%;
- увеличение доли объектов культурного наследия (ОКН), информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве ОКН - до 20%;
- увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах и базах данных библиотек Сахалинской области, в том числе включенных в Сводный электронный каталог библиотек России, - до 1,3%;
- посещаемость музейных учреждений в расчете на 1 жителя в год - до 0,67 единицы;
- увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет, - до 81%;
- увеличение количества виртуальных музеев - до 2 единиц;
- увеличение объема передвижного фонда ведущих музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России - до 90 единиц;
- увеличение количества выставочных проектов - до 200%;
- увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда - до 26%;
- увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий - до 8,7%;
- увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий - до 9,8%;
- соотношение уровня средней заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к средней заработной плате Сахалинской области - до 100%;
- отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Сахалинской области - до 100%;
- увеличение количества получателей премий и почетных званий среди деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов (по сравнению с предыдущим годом) - до 91 человека;
- доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей - до 8%;
- доля объектов (зданий и сооружений) учреждений культуры и отраслевого образования, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культуры и отраслевого образования - до 100%;
- доля документов государственных и муниципальных архивов, находящихся в нормальных условиях, - 75%;
- доля описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные информационно-поисковые системы, - 100%;
- среднее число пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек населения - 200 человек;
- доля работников государственных архивов в возрасте до 30 лет - 35%;
- соотношение средней заработной платы работников государственных архивов и средней заработной платы в Сахалинской области - 100%.
В целом предусматривается достижение уровня удовлетворенности населения Сахалинской области качеством предоставления услуг в сфере культуры до 90%.
4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Программа планируется к реализации в течение 2014 - 2020 годов.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:
I этап - 2014 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2018 годы;
III этап - 2019 - 2020 годы.
К концу первого этапа реализации Программы планируется укрепить материально-техническую базу учреждений культуры Сахалинской области посредством оснащения их специализированным оборудованием (музыкальные инструменты, светозвуковое, фондовое, экспозиционное и прочее оборудование, профессиональная звукоусилительная и звуковоспроизводящая аппаратура, библиобусы и автоклубы, зрительские кресла, сценические костюмы, реквизит и т.д.), что даст новый толчок развитию сферы культуры в муниципальных образованиях, которые смогут конкурировать в рыночных условиях, а также появится возможность увеличения уровня доходов от собственной деятельности.
На втором этапе предполагается при государственной адресной поддержке творческой деятельности обеспечить инновационное развитие сферы культуры Сахалинской области.
Реализация мероприятий третьего этапа, с учетом развития инфраструктуры отрасли, повышения профессионального уровня персонала, укрепления кадрового потенциала, повышения эффективного управления отраслью на всех уровнях управления, в целом обеспечит ее комплексную модернизацию.
5. Перечень мероприятий государственной программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляется на основе проведения двенадцати основных мероприятий:
- сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- развитие библиотечного дела;
- развитие музейного дела;
- развитие театрального искусства;
- развитие исполнительских искусств;
- развитие киноискусства;
- развитие культурно-досугового обслуживания населения;
- поддержка традиционной народной культуры;
- прочие мероприятия в сфере культуры;
- развитие социально-культурной деятельности;
- поддержка и развитие отраслевого образования, кадрового потенциала сферы культуры;
- развитие архивного дела.
Непосредственными результатами реализации основного мероприятия по сохранению и популяризации объектов культурного наследия должны стать:
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
- увеличение доли объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта).
Непосредственными результатами реализации основного мероприятия по развитию библиотечного дела будут:
- повышение охвата населения Сахалинской области библиотечным обслуживанием;
- увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге России;
- увеличение среднего числа посещений библиотек;
- внедрение информационных технологий и создание качественных электронных ресурсов библиотек;
- увеличение среднего числа книговыдач в библиотеках;
- увеличение количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек;
- повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (с учетом установленных нормативов);
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников библиотек к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Непосредственные результаты реализации основного мероприятия по развитию музейного дела включают:
- обеспечение сохранности и использования музейного фонда Сахалинской области, развитие музеев;
- увеличение числа посещений музеев;
- увеличение числа выставок;
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников музеев к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Непосредственные результаты реализации основного мероприятия по развитию театрального искусства предусматривают:
- увеличение среднего числа зрителей на мероприятиях театров;
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников театров к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Непосредственные результаты реализации основного мероприятия по развитию исполнительских искусств:
- увеличение числа зрителей на мероприятиях концертных учреждений культуры, самостоятельных коллективов;
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников концертных учреждений к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Непосредственными результатами реализации основного мероприятия по развитию киноискусства должны стать:
- увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры, осуществляющих кинопоказ;
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Непосредственными результатами реализации основного мероприятия по развитию культурно-досугового обслуживания населения станут:
- обеспечение вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
- увеличение числа участников клубных формирований;
- увеличение числа посетителей мероприятий учреждений культурно-досугового типа, зооботанического парка;
- увеличение числа посещений культурно-досуговых мероприятий;
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников учреждений культурно-досугового типа к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Непосредственные результаты реализации основного мероприятия по поддержке традиционной народной культуры предусматривают:
- обеспечение поддержки деятелей культуры Сахалинской области;
- обеспечение поддержки творческих союзов (объединений);
- обеспечение поддержки дарований и творческих инициатив населения;
- обеспечение поддержки организаций культуры;
- обеспечение преемственности культурных традиций;
- создание условий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры народов Сахалинской области.
Результаты реализации основного мероприятия по проведению прочих мероприятий в сфере культуры предусматривают:
- совершенствование системы управления в сфере установленных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Сахалинской области;
- формирование положительного имиджа и региональной идентичности Сахалинской области;
- повышение профессионального рейтинга региональных учреждений культуры и отраслевого образования;
- повышение доступности и качества услуг культуры и отраслевого образования;
- создание высокопроизводительных рабочих мест;
- создание условий для безопасного пребывания граждан в учреждениях культуры;
- обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности;
- обеспечение деятельности коллективов учреждений культуры с соблюдением безопасных условий труда;
- обеспечение сохранности фондов, предотвращение несанкционированных выносов культурных объектов хранения в музеях и библиотеках;
- увеличение доли зданий учреждений отрасли, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в нем;
- увеличение доли учреждений отрасли, оснащенных специализированным оборудованием и музыкальными инструментами, к числу учреждений, нуждающихся в них;
- обеспечение проведения строительства и мероприятий по текущему и капитальному ремонту зданий государственных и муниципальных учреждений культуры и отраслевого образования.
Результаты реализации основного мероприятия по развитию социально-культурной деятельности предусматривают проведение социально-культурных мероприятий.
Непосредственные результаты реализации основного мероприятия по поддержке и развитию отраслевого образования, кадрового потенциала сферы культуры будут включать:
- увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;
- сохранение контингента обучающихся по программам среднего профессионального образования;
- увеличение доли руководителей и специалистов учреждений культуры и отраслевого образования, прошедших повышение квалификации/переподготовку;
- обеспечение соотношения уровня средней заработной платы работников отраслевого образования к средней заработной плате по Сахалинской области до 100%.
Результаты реализации основного мероприятия по развитию архивного дела в Сахалинской области предусматривают:
- увеличение доли документов государственных и муниципальных архивов, находящихся в нормальных условиях;
- увеличение доли описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные информационно-поисковые системы;
- увеличение среднего числа пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек населения;
- увеличение доли работников государственных архивов в возрасте до 30 лет;
- обеспечение соотношения средней заработной платы работников государственных архивов и средней заработной платы в Сахалинской области до 100%.
Состав мероприятий, конкретизирующих основные мероприятия Программы, а также обобщенная характеристика последствий нереализации Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
В рамках Программы муниципальные образования Сахалинской области участвуют в реализации всего комплекса основных мероприятий, поскольку общие вопросы культуры в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
6. Характеристика мер правового регулирования государственной программы
В рамках Программы будут реализованы меры по совершенствованию правового регулирования вопросов в сфере культуры Сахалинской области.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы представлены в приложении N 5 к настоящей Программе.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) государственной программы
Для оценки успешности реализации Программы будут использованы показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели Программы, результаты решения задач и выполнения основных мероприятий Программы.
Показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели Программы, включают:
- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культурного наследия;
- увеличение доли объектов культурного наследия (ОКН), информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве ОКН;
- увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах и базах данных библиотек Сахалинской области, в том числе включенных в Сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);
- посещаемость музейных учреждений в расчёте на 1 жителя в год;
- увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет;
- увеличение количества виртуальных музеев;
- увеличение объема передвижного фонда ведущих музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России;
- увеличение количества выставочных проектов;
- увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
- увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом;
- увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий;
- количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения;
- среднее число посещений киносеансов в расчете на 1 человека;
- соотношение уровня средней заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к средней заработной плате Сахалинской области;
- отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Сахалинской области;
- увеличение количества получателей премий и почетных званий среди деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов (по сравнению с предыдущим годом);
- доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей;
- доля объектов (зданий и сооружений) учреждений культуры и отраслевого образования, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культуры и отраслевого образования;
- уровень удовлетворенности граждан Сахалинской области качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры;
- доля документов государственных и муниципальных архивов, находящихся в нормальных условиях;
- доля описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные информационно-поисковые системы;
- среднее число пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек населения;
- доля работников государственных архивов в возрасте до 30 лет;
- соотношение средней заработной платы работников государственных архивов и средней заработной платы в Сахалинской области.
Показатели будут рассматриваться в целом по Сахалинской области.
Полный перечень показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой плановых значений по годам и этапам ее реализации представлен в приложениях N 6, 6а к настоящей Программе.
8. Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов (показателей) государственной программы
Состав показателей (индикаторов) результативности и эффективности Программы определен в соответствии с ее целями, задачами и мероприятиями.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
- охват наиболее значимых результатов реализации Программы;
- оптимизацию мониторинга выполнения программных мероприятий и отчетности.
Целевые значения показателей (индикаторов) реализации Программы разработаны на основе показателей целевых показателей (индикаторов) "дорожной карты" развития сферы культуры, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 12.04.2013 N 177 (в редакции постановления Правительства Сахалинской области от 23.04.2013 N 209), форм статистического наблюдения в системе культуры и документов административной отчетности государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Сахалинской области, и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере культуры.
Индикаторы рассчитаны в соответствии с необходимым финансированием Программы, с учетом объективно существующих условий для оказания услуг в сфере культуры в Сахалинской области. Достижение заявленных показателей зависит от фактического финансового обеспечения мероприятий Программы.
Мониторинг выполнения Программы осуществляется ежегодно министерством культуры Сахалинской области на основании отчетов и информации о ходе реализации программных мероприятий.
Индикатор 1.1. "Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культурного наследия".
Индикатор измеряет результаты реализации мероприятий, направленных на улучшение состояния объектов культурного наследия, увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, оценивает деятельность по улучшению состояния объектов культурного наследия и обеспечения доступности их для населения. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 70%.
Индикатор 1.2. "Увеличение доли объектов культурного наследия (ОКН), информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве ОКН".
Индикатор направлен на увеличение доступности к информации об ОКН, возможности получения полной информации о памятниках истории и культуры.
Целевое значение показателя - 20%.
Индикатор 1.3. "Увеличение количества библиографических записей в электронных каталогах и базах данных библиотек Сахалинской области, в том числе включенных в Сводный электронный каталог библиотек России (по сравнению с предыдущим годом)".
Динамика показателя определена с учетом модернизации материально-технической базы библиотек, обеспечения условий для предоставления библиотечной услуги в электронном формате.
Обеспечивает включение библиографических записей в общий российский электронный каталог, в том числе издаваемую в Сахалинской области краеведческую и научную литературу.
Целевое значение показателя - 1,3%.
Индикаторы 1.4. "Посещаемость музейных учреждений в расчёте на 1 жителя в год", 2.1. "Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом)", 2.2. "Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий" измеряют результаты реализации мероприятий, направленных на повышение качества оказываемых культурных услуг, удовлетворение потребностей и запросов населения, формирование благоприятной и привлекательной среды проживания.
Рассчитываются на основе статистических данных о деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти. Позволяют оценить деятельность по созданию условий населению для организации свободного времени, реализации и развития творческого потенциала, социальной адаптации, воспитанию ценностей здорового образа жизни средствами занятий различными видами творчества, искусства. Динамика показателей рассчитана с учетом модернизации материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, оказывающих культурно-досуговые услуги, увеличения численности квалифицированных кадров. Индикатор 1.4 рассчитывается в единицах на 1 жителя в год. Индикатор 2.1 соединяет показатели деятельности театральных и концертных учреждений, индикатор 2.2 - показатели деятельности культурно-досуговых учреждений, зооботанического парка и киноучреждений.
Целевое значение показателей: 1.4 - 0,67 единицы, 2.1 - 8,7%, 2.2 - 9,8%.
Индикатор 1.5. "Увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети Интернет" позволяет оценить результаты деятельности учреждений по освоению современных информационных технологий и обеспечению перехода к разнообразию предложений по оказанию услуг в сфере культуры в электронной форме.
Целевое значение показателя - 81%.
Индикатор 1.6. "Увеличение количества виртуальных музеев" направлен на обеспечение доступности к культурному продукту путем информатизации отрасли.
Целевое значение показателя - 2 единицы.
Индикаторы 1.7. "Увеличение объема передвижного фонда ведущих музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России", 1.8. "Увеличение количества выставочных проектов", 1.9. "Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда" оценивают повышение качества оказываемых услуг в сфере культуры путем предоставления возможности регулярного приобщения к фондам мирового культурного наследия через реализацию выставочных проектов. Позволяют оценить результативность деятельности по обеспечению доступности населению предметов материального культурного наследия, хранящихся в музейных фондах области, а также предметов материального культурного наследия из фондов иных музеев (зарубежных, субъектов Российской Федерации, частных, прочее) в рамках привезенных и обменных выставок.
Показатель определяется на основе учетных данных о деятельности государственных и муниципальных музеев, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти. Динамика показателя рассчитана с учетом модернизации материально-технической базы музеев, обеспечения обязательных условий экспонирования.
Целевое значение показателей: 1.7 - 90 единиц, 1.8 - 200%, 1.9 - 26%.
Индикатор 3.1. "Соотношение уровня средней заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к средней заработной плате Сахалинской области".
Показатель предусматривает повышение к 2016 году средней заработной платы работников культуры, преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования, педагогических работников учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства до 100% от средней заработной платы, сложившейся в Сахалинской области.
Индикатор 3.3. "Увеличение количества получателей премий и почетных званий среди деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов (по сравнению с предыдущим годом)".
Позволяет оценить деятельность по поддержке работников культуры и мастеров искусств, отраслевого образования, внесших большой и заметный вклад в сохранение и развитие культуры региона; творческих союзов (объединений), дарований и творческих инициатив населения; мастеров декоративно-прокладного и народного творчества; социально значимых проектов.
Целевое значение показателя - 91 человек.
Индикатор 3.4. "Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей".
Позволяет оценить деятельность по увеличению охвата детей и подростков творческими программами, обеспечению им возможностей для формирования богатого духовного мира и ценностей здорового образа жизни, ранней профессиональной ориентации. Динамика показателя рассчитана с учетом модернизации материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, увеличения численности квалифицированных кадров, введения в эксплуатацию новых объектов. Показатель определяется на основе статистических данных о деятельности учреждений культуры и отраслевого образования детей, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 8%.
Индикатор 3.5. "Доля объектов (зданий и сооружений) учреждений культуры и отраслевого образования, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа объектов культуры и отраслевого образования".
Индикатор измеряет результаты реализации мероприятий, направленных на улучшение состояния объектов культуры и отраслевого образования. Динамика показателя позволяет в плановом режиме обеспечить условия оказания услуг в сфере культуры и отраслевого образования, в том числе реализовать мероприятия модернизации отрасли. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 100%.
Индикатор 4.1. "Доля документов государственных и муниципальных архивов, находящихся в нормальных условиях".
Позволяет оценить результативность деятельности по увеличению доли документов государственных и муниципальных архивов, для хранения которых созданы необходимые материально-технические условия. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 75%.
Индикатор 4.2. "Доля описаний дел государственных архивов, включенных в электронные описи, электронные каталоги и/или иные информационно-поисковые системы".
Измеряет деятельность по увеличению описаний дел государственных архивов, включенных в информационно-поисковые системы. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 100%.
Индикатор 4.3. "Среднее число пользователей архивной информацией на 10 тыс. человек населения".
Позволяет оценить результативность деятельности по увеличению среднего числа пользователей архивной информацией. Рассчитывается на основе статистических данных о деятельности государственных и муниципальных архивов, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 200 человек.
Индикатор 4.4. "Доля работников государственных архивов в возрасте до 30 лет".
Позволяет оценить результативность деятельности по увеличению численности работников трудоспособного возраста, привлечению в отрасль молодых специалистов. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в уполномоченном региональном органе исполнительной власти.
Целевое значение показателя - 35%.
Индикатор 4.5. "Соотношение средней заработной платы работников государственных архивов и средней заработной платы в Сахалинской области".
Показатель предусматривает повышение к 2016 году средней заработной платы работников государственных архивов до 100% от средней заработной платы, сложившейся в Сахалинской области.
Индикаторы 1.1, 1.4, 2.2, 3.5 предусмотрены в разрезе муниципальных образований и представлены в приложении N 6а к настоящей Программе.
9. Ресурсное обеспечение государственной программы
Реализация основных мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований.
Общий прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 31995636,02 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 31635895,2 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 353605,82 тыс. рублей; в том числе:
I этап - 6781822,19 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 6691086,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 3013118,4 тыс. рублей;
2015 год - 3677967,6 тыс. рублей;
- средства бюджетов муниципальных образований - 88663,49 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 37638,90 тыс. рублей;
2015 год - 51024,59 тыс. рублей;
II этап - 14009794,51 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 13868313,2 тыс. рублей;
- средства бюджетов муниципальных образований - 139001,0 тыс. рублей;
III этап - 11204019,33 тыс. рублей, из них:
- средства областного бюджета - 11076496,0 тыс. рублей;
- средства бюджетов муниципальных образований - 125941,33 тыс. рублей.
В рамках Программы предусматривается выполнение государственных заданий государственными учреждениями культуры и отраслевого образования.
Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства культуры Сахалинской области государственными бюджетными и автономными учреждениями, утвержден приказом министерства культуры Сахалинской области от 17.02.2014 N 7.
Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы представлен в приложении N 3 к настоящей Программе.
Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств областного бюджета с указанием главных распорядителей бюджетных средств, а также по годам реализации приведена в приложении N 7 к настоящей Программе.
Порядок (правила) предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей в сфере культуры, устанавливается Правительством Сахалинской области.
Информация по ресурсному обеспечению и прогнозной (справочной) оценке расходов областного бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета бюджету Сахалинской области, расходов бюджетов муниципальных образований области и средств организаций на реализацию государственной программы приведена в приложении N 8 к настоящей Программе.
Информация по объектам капитального строительства, включенным в Программу, приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Стратегическое комплексное развитие активной государственной политики, усиление инвестиционной составляющей, повышение системности межрегионального, международного и приграничного сотрудничества, развитие инноваций по всем направлениям деятельности в сфере культуры требует расширения механизмов привлечения дополнительных объемов финансовых средств в отрасль, ресурсного обеспечения направлений, связанных с созданием условий для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры, развитием механизмов поддержки творческой деятельности, традиционной народной культуры, стимулированием развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечением поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, развитием механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности, модернизацией системы хранения культурных ценностей, расширением объема реставрационных и историко-охранных работ, внедрением современных информационных технологий, оказанием содействия в сохранении нематериального культурного наследия, традиционной народной культуры, укреплением культурного потенциала области и др. Для реализации поставленных задач прогнозируется привлечение дополнительных ресурсов.
10. Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
Реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К их числу относятся макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в т.ч. мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры и т.п.
Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости предоставления государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения области.
Операционные риски, имеющие место, связаны с несовершенством системы управления, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой Программы. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.
Риски ухудшения международных или межрегиональных отношений в области культуры и смежных с ней областях. Эти риски могут привести к резкому уменьшению объема информации, получаемой в рамках культурного обмена, а также снижению возможностей Сахалинской области в проведении культурных мероприятий, проводимых в рамках гастрольной деятельности.
Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования государственной программы в пользу других направлений развития области и переориентации на ликвидацию последствий катастрофы.
Риски финансовой необеспеченности, имеющие место, связаны с недостаточностью бюджетных средств на реализацию Программы. Эти риски могут привести к недостижению запланированных результатов и (или) индикаторов, нарушению сроков выполнения мероприятий, отрицательной динамике показателей.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
- формирование эффективной системы управления Программой на основе четкого распределения полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
- обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
- проведение мониторинга и внутреннего аудита выполнения Программы, регулярного анализа и, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов;
- планирование реализации Программы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач Программы.
11. Методика оценки эффективности государственной программы
Методика оценки эффективности Программы разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08.04.2011 N 117 (далее - Порядок).
Оценка эффективности Программы производится ежегодно в соответствии с указанным Порядком, результаты оценки включаются в состав годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Оценка эффективности Программы определяется на основе степени достижения плановых значений индикаторов (показателей), степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню расходов, интегрального показателя эффективности Программы и показателя комплексной эффективности Программы на основе следующих формул:
1. Степень достижения плановых значения индикаторов (показателей), в развитии которых предусмотрено увеличение значений:
СДi = ЗИфi/ЗИпi, где:
СДi - степень достижения планового значения i-го индикатора (показателя) Программы;
ЗИфi - значение i-го индикатора (показателя) Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПпi - плановое значение i-го индикатора (показателя) Программы.
Если СДi > 1, то значение СДi принимается равным 1.
На основе степени достижения плановых значений каждого индикатора (показателя) государственной программы рассчитывается средняя арифметическая величина степени достижения плановых значений индикаторов Программы по следующей формуле:
, где:
СД - степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Программы;
N - число индикаторов (показателей) в Программе.
2. Степень реализации мероприятий:
СРм = Мф/Мп, где:
СРм - степень реализации мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
Мп - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий осуществляется по мероприятиям, включенным в план-график реализации Программы.
3. Степень соответствия запланированному уровню расходов:
ССур = Рф/Рп, где:
ССур - степень соответствия запланированному уровню расходов Программы;
Рф - фактические расходы на реализацию Программы в отчетном году;
Рп - плановые расходы на реализацию Программы в отчетном году.
4. Интегральный показатель эффективности Программы:
ПЭj = (СДj + CРмj + ССурj)/3, где:
ПЭj - интегральный показатель эффективности Программы;
СДj - степень достижения плановых значений индикаторов (показателей) Программы;
CРмj - степень реализации мероприятий Программы;
ССурj - степень соответствия запланированному уровню расходов Программы.
5. Показатель комплексной эффективности Программы рассчитывается по следующей формуле:
, где:
ПКЭ - показатель комплексной эффективности Программы;
К = 1 (Программа не содержит подпрограмм).
Показатели эффективности Программы, предусмотренные пунктами 1 - 5 настоящего раздела, оцениваются согласно следующим значениям:
- высокий уровень эффективности, если значение составляет более 0,95;
- средний уровень эффективности, если значение составляет от 0,90 до 0,95;
- низкий уровень эффективности, если значение составляет от 0,83 до 0,90.
В остальных случаях эффективность Программы признается неудовлетворительной.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Сахалинской области от 13 октября 2014 г. N 497 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.