Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В, судей Загвоздиной Л.Ю, Плотниковой Л.В, при секретаре Татаринцевой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авагяна Меружана Оганесовича, Авхадиевой Миннигыль, Аксеновой Татьяны Юрьевны, Амировой Людмилы Алексеевны, Баевой Тамары Александровны, Балабановой Ольги Анатольевны, Бандурко Натальи Владимировны, Бекишевой Ирины Ягуфаровны, Будиной Юлии Александровны, Булатовой Альфинур Григорьевны, Булатовой Раисы Сергеевны, Валеевой Салимы Нуриахметовны, Варлаковой Екатерины Ивановны, Верхотурцевой Натальи Григорьевны, Волковой Наталии Валерьевны, Гайфулиной Салимы Фаттаховны, Голдобиной Ирины Викторовны, Гороховой Ольги Фадисовны, Горчевой Ольги Сергеевны, Горшениной Елены Николаевны, Давыдовой Елены Владимировны, Девятова Алексея Андреевича, Денисенковой Елены Салиховны, Дикун Анатолия Леонидовича, Дикун Людмилы Васильевны, Дружининой Елены Владимировны, Дубровской Татьяны Петровны, Журавлевой Юлии Владимировны, Закировой Натальи Геннадьевны, Замятиной Лены Анатольевны, Зининой Светланы Сергеевны, Золотухиной Марии Викторовны, Ивановской Натальи Викторовны, Казанцевой Галины Анатольевны, Казанцевой Юлии Александровны, Капелько Марины Петровны, Карнот Оксаны Станиславовны, Киселевой Лидии Степановны, Козачко Нины Ивановны, Король Михаила Васильевича, Косенко Марины Геннадьевны, Костылевой Елены Викторовны, Котельникова Андрея Владимировича, Кочневой Ларисы Николаевны, Кругловой Натальи Дмитриевны, Крымской Татьяны Александровны, Ксенофонтовой Людмилы Анатольевны, Кунгиной Светланы Николаевны, Курбатовой Марины Владимировны, Кутейниковой Натальи Валентиновны, Кутепова Олега Васильевича, Кутеповой Натальи Николаевны, Лавелиной Наталии Александровны, Лаптевой Людмилы Николаевны, Летягиной Любови Анатольевны, Лихачевой Надежды Васильевны, Логиновой Татьяны Анатольевны, Лямзиной Лидии Карловны, Макаровой Светланы Владимировны, Малаховой Светланы Николаевны, Манасян Тагуи Коляевны, Масловой Ирины Юрьевны,
Медякова Сергея Николаевича, Мельковой Юлии Сергеевны, Менгажевой Юлии Маратовны, Миллер Татьяны Васильевны, Милюковой Светланы Александровны, Мингажевой Гульфиры Мухаметгалимовны, Минеевой Ольги Леонидовны, Митрофановой Елены Леонидовны, Мухаметзяновой Эльвиры Викторовны, Назаровой Венеры Сайфутдиновны, Назаровой Галины Ивановны, Нафикова Эмиля Марсовича, Непочатовой Оксаны Михайловны, Неяскиной Галины Петровны, Никулиной Елены Григорьевны, Овсянниковой Елены Владимировны, Паршуковой Ольги Викторовны, Переваловой Марии Евгеньевны, Перевозчиковой Светланы Ивановны, Перхач Татьяны Викторовны, Плюхиной Мадины Гафиловны, Пучкова Ивана Михайловича, Пучковой Светланы Викторовны, Стрельцовой (ранее - Пьянковой) Екатерины Владимировны, Расулевой Марины Викторовны, Рогозина Александра Михайловича, Савитзяновой Назимы Наильевны, Салаховой Ирины Владимировны, Сапрыкиной Светланы Михайловны, Сахоненко Оксаны Владимировны, Семеновой Елены Александровны, Слышковой Ларисы Сергеевны, Соколовой Анны Николаевны, Сосенкова Ивана Владимировича, Сосенковой Надежды Константиновны, Сутягиной Алёны Николаевны, Сухоруковой Екатерины Петровны, Таджидиновой Елены Михайловны, Тарасевич Аркадия Петровича, Таратыновой Марины Николаевны, Тельмановой Галины Михайловны, Токмаковой Елены Владимировны, Тюриной Татьяны Сергеевны, Уваровой Ирины Николаевны, Устьянцевой Татьяны Андреевны, Федосовой Натальи Петровны, Федотовой Ольги Михайловны, Францыско Павла Анатольевича, Хакимовой Светланы Викторовны, Худяковой Елены Михайловны, Чагочкиной Татьяны Павловны, Черкасова Николая Петровича, Черкасовой Людмилы Николаевны, Черневой Натальи Борисовны, Четверговой Ирины Вадимовны, Четвертных Оксаны Владимировны, Шатровой Натальи Викторовны, Юнацкой Ольги Валерьевны, Ярушиной Марины Викторовны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Районная больница с.
Еткуль" о признании недействительным Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Еткуль", возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с учетом стимулирующей выплаты за выслугу лет
по апелляционным жалобам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Еткуль" и Министерства здравоохранения Челябинской области на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 02 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Леванидова Е.А, представителя третьего лица Хабибуллиной М.Ж, настаивавших на удовлетворении апелляционных жалоб, пояснения истцов Пучковой С.В, Соколовой А.Н, представителя истцов Казанцевой Г.А, Соколовой А.Н. - Фомина М.С, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авагян Меружан Оганесович, Авхадиева Миннигыль, Аксенова Татьяна Юрьевна, Амирова Людмила Алексеевна, Баёва Тамара Александровна, Балабанова Ольга Анатольевна, Бандурко Наталья Владимировна, Бекишева Ирина Ягуфаровна, Будина Юлия Александровна, Булатова Альфинур Григорьевна, Булатова Раиса Сергеевна, Валеева Салима Нуриахметовна, Варлакова Екатерина Ивановна, Верхотурцева Наталья Григорьевна, Волкова Наталия Валерьевна, Гайфулина Салима Фаттаховна, Голдобина Ирина Викторовна, Горохова Ольга Фадисовна, Горчева Ольга Сергеевна, Горшенина Елена Николаевна, Давыдова Елена Владимировна, Девятов Алексей Андреевич, Денисенкова Елена Салиховна, Дикун Анатолий Леонидович, Дикун Людмила Васильевна, Дружинина Елена Владимировна, Дубровская Татьяна Петровна, Журавлева Юлия Владимировна, Закирова Наталья Геннадьевна, Замятина Лена Анатольевна, Зинина Светлана Сергеевна, Золотухина Мария Викторовна, Ивановская Наталья Викторовна, Казанцева Галина Анатольевна, Казанцева Юлия Александровна, Капелько Марина Петровна, Карнот Оксана Станиславовна, Киселева Лидия Степановна, Козачко Нина Ивановна, Король Михаил Васильевич, Косенко Марина Геннадьевна, Костылева Елена Викторовна, Котельников Андрей Владимирович, Кочнева Лариса Николаевна, Круглова Наталья Дмитриевна, Крымская Татьяна Александровна, Ксенофонтова Людмила Анатольевна, Кунгина Светлана Николаевна, Курбатова Марина Владимировна, Кутейникова Наталья Валентиновна, Кутепов Олег Васильевич, Кутепова Наталья Николаевна, Лавелина Наталия Александровна, Лаптева Людмила Николаевна, Летягина Любовь Анатольевна, Лихачева Надежда Васильевна, Логинова Татьяна Анатольевна, Лямзина Лидия Карловна, Макарова Светлана Владимировна, Малахова Светлана Николаевна, Манасян Тагуя Коляевна, Маслова Ирина Юрьевна, Медяков Сергей Николаевич, Мелькова Юлия Сергеевна, Менгажева Юлия Маратовна, Миллер Татьяна Васильевна, Милюкова Светлана Александровна, Мингажева Гульфира Мухаметгалимовна, Минеева Ольга Леонидовна, Митрофанова Елена Леонидовна,
Мухаметзянова Эльвира Викторовна, Назарова Венера Сайфутдиновна, Назарова Галина Ивановна, Нафиков Эмиль Марсович, Непочатова Оксана Михайловна, Неяскина Галина Петровна, Никулина Елена Григорьевна, Овсянникова Елена Владимировна, Паршукова Ольга Викторовна, Перевалова Мария Евгеньевна, Перевозчикова Светлана Ивановна, Перхач Татьяна Викторовна, Плюхина Мадина Гафиловна, Пучков Иван Михайлович, Пучкова Светлана Викторовна, Стрельцова (ранее - Пьянкова) Екатерина Владимировна, Расулева Марина Викторовна, Рогозин Александр Михайлович, Савитзянова Назима Наильевна, Салахова Ирина Владимировна, Сапрыкина Светлана Михайловна, Сахоненко Оксана Владимировна, Семенова Елена Александровна, Слышкова Лариса Сергеевна, Соколова Анна Николаевна, Сосенков Иван Владимирович, Сосенкова Надежда Константиновна, Сутягина Алёна Николаевна, Сухорукова Екатерина Петровна, Таджидинова Елена Михайловна, Тарасевич Аркадий Петрович, Таратынова Марина Николаевна, Тельманова Галина Михайловна, Токмакова Елена Владимировна, Тюрина Татьяна Сергеевна, Уварова Ирина Николаевна, Устьянцева Татьяна Андреевна, Федосова Наталья Петровна, Федотова Ольга Михайловна, Францыско Павел Анатольевич, Хакимова Светлана Викторовна, Худякова Елена Михайловна, Чагочкина Татьяна Павловна, Черкасов Николай Петрович, Черкасова Людмила Николаевна, Чернева Наталья Борисовна, Четвергова Ирина Вадимовна, Четвертных Оксана Владимировна, Шатрова Наталья Викторовна, Юнацкая Ольга Валерьевна, Ярушина Марина Викторовна обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Районная больница с. Еткуль" (далее - Больница) о признании недействительным Положения об оплате труда работников Больницы, утвержденного приказом главного врача от 26 октября 2018 года N; о возложении обязанности произвести перерасчет их заработной платы с учетом стимулирующей выплаты за выслугу лет.
В обоснование иска указали, что они являются работниками Больницы. 26 октября 2018 года главным врачом Больницы было разработано и утверждено Положение об оплате труда, которым они были лишены права на стимулирующую выплату за выслугу лет. В Положении имеется ссылка на Постановление Правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N, которое не содержит исключения стимулирующей выплаты за выслугу лет из системы оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Полагали, что данные изменения противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и указанному Постановлению, в связи с чем являются незаконными.
Стороны, третьи лица в судебное заседание суда первой инстанции при надлежащем извещении не явились.
Ответчик представил письменные возражения, где указал, что действительно с февраля 2019 года выплаты стимулирующего характера за выслугу лет работникам Больницы были исключены из системы оплаты труда работников учреждения ввиду того, что на основании оспариваемого Положения об оплате труда им были увеличены должностные оклады. Поскольку фонд оплаты труда Больницы остался прежним, то стимулирующая часть была уменьшена. Сотрудники Больницы были письменно уведомлены об изменениях структуры заработной платы за 2 месяца до вступления в силу соответствующих изменений. Истцами в феврале 2020 года была подана жалоба в Государственную инспекцию труда по Челябинской области, которая нарушений действующего законодательства в действиях работодателя не выявила.
Суд постановилрешение, которым признал недействительным Положение об оплате труда работников Больницы, утвержденное приказом главного врача Больницы от 26 октября 2018 года N в части исключения ежемесячной выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы; возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет заработной платы работников Больницы с учетом ежемесячной выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить судебное решение, считая его незаконным. Указывает, что судом не учтено, что сотрудникам Больницы на основании Положения об оплате труда были увеличены должностные оклады, а стимулирующая часть была уменьшена для того, чтобы уместиться в рамки фонда оплаты труда, поскольку фонд оплаты труда остался прежним. Кроме того, суд не учел, что сотрудники в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором были письменно уведомлены об изменениях структуры заработной платы за 2 месяца до вступления соответствующих изменений в силу. Сотрудники, которые были ознакомлены с дополнительными соглашениями и выразили свое несогласие, продолжали выполнять должностные обязанности в новых условиях труда, тем самым согласились на работу в новых условиях оплаты труда. Обращает внимание на то, что в результате внесенных изменений в оплату труда, размер заработной платы сотрудников не изменился в сторону уменьшения, что свидетельствует о том, что условия оплаты труда сотрудников не ухудшились. Также ссылаясь на практику Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, согласно которой Положение об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденное Постановлением Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N не содержит императивных норм, обязывающих установить конкретный вид стимулирующей выплаты и ее размер. Из буквального толкования названных актов следует, что они носят рекомендательный характер. Следовательно, установление выплаты за стаж являются правом, а не обязанностью работодателя и осуществляется в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Третье лицо - Министерство здравоохранения Челябинской области также обратилось с апелляционной жалобой на судебное решение, в которой просит его отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Считает, что установленный действующим законодательством порядок принятия локального акта ответчиком соблюден, исключение из числа выплат стимулирующего характера выплаты за продолжительность непрерывной работы имело место в результате изменения законодательства относительно структуры заработной платы работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя. Поскольку Постановлением Правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N, которым были внесены изменения в Постановление Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N, изменена структура заработной платы - увеличена окладная часть и уменьшена стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждений системы здравоохранения Челябинской области, не могли быть сохранены прежние условия, установленные трудовым договором, в связи с чем работодатель был вправе по своей инициативе изменить условия оплаты труда. При этом в результате принятия оспариваемого истцами Положения об оплате труда фактический размер заработной платы медицинских работников учреждения не уменьшился, произошло изменение системы оплаты труда, в результате которого была увеличена окладная часть заработной платы и уменьшены иные выплаты, из чего следует, что условия оплаты труда в соответствии с Положением об оплате труда работников не ухудшились.
Отмечает, что истцы подписали соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам, следовательно, выразили согласие продолжить работу при новых условиях оплаты труда.
Истцами на апелляционные жалобы ответчика и третьего лица поданы возражения, в которых они просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Указывает, что действия работодателя по внесению в положение об оплате труда и трудовые договоры работников, ухудшающие их права на стимулирующие выплаты, являются незаконными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы, за исключением истцов Пучковой С.В. и Соколовой А.Н, представитель третьего лица - Челябинской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации при надлежащем извещении не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Положения об оплате труда работников Больницы) системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Согласно Закону Челябинской области от 28 октября 2004 года N 280-ЗО "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" оплата труда работников областных государственных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки. Размеры, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других выплат) для работников областных государственных учреждений устанавливаются Правительством Челябинской области.
В соответствии с указанным Законом Челябинской области Правительством Челябинской области 11 сентября 2008 года в целях совершенствования организации заработной платы, стимулирования деятельности областных бюджетных, автономных и казенных учреждений по оказанию государственных услуг (выполнению работ), повышению качества государственных услуг и результативности деятельности указанных учреждений было принято постановление N 275-П "О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений и органов государственной власти Челябинской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений", которым было утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Согласно пункту 1 названного Положения системы оплаты труда работников областных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением, а также с учетом мнения представительного органа работников областных государственных учреждений. Системы оплаты труда работников областных государственных учреждений устанавливаются с учетом: 1) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; 2) тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих; 3) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; 4) государственных гарантий по оплате труда; 5) перечня видов выплат компенсационного характера, установленного настоящим Положением; 6) перечня видов выплат стимулирующего характера, установленного настоящим Положением; 7) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на текущий год; 8) мнения представительного органа работников областных государственных учреждений.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что оплата труда работников включает оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
При этом системы оплаты труда работников областных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются в положениях об оплате труда работников областных бюджетных, автономных учреждений, утверждаемых Правительством Челябинской области по представлению органов исполнительной власти Челябинской области, осуществляющих функции и полномочия учредителей этих учреждений (абзац первый пункта 4). Разделом III предусмотрены виды выплат компенсационного характера, в разделе IV содержатся виды выплат стимулирующего характера, к которым относятся, в частности, выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет.
Согласно пунктам 11, 12, 13 Положения размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в областных государственных учреждениях показателей и критериев оценки эффективности труда работников в пределах фонда оплаты труда и максимальными размерами для конкретного работника не ограничиваются. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций органов исполнительной власти Челябинской области, осуществляющих функции и полномочия учредителей областных бюджетных, автономных учреждений, и главных распорядителей средств областного бюджета, в ведении которых находятся областные казенные учреждения. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя областного государственного учреждения с учетом мнения представительного органа работников в пределах утвержденного фонда оплаты труда, конкретизируются в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору с работником).
Пунктом 20-2 Положения предусмотрено, что руководители областных государственных учреждений здравоохранения в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда проводят работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями до 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.
Фонд оплаты труда работников областных бюджетных и автономных учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке областным бюджетным и автономным учреждениям из областного бюджета, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и средств государственных внебюджетных фондов (пункт 23 Положения).
Согласно пункту 25 Положения средства, предусмотренные в бюджете Челябинской области на увеличение фондов оплаты труда работников областных государственных учреждений, направляются на увеличение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников областных государственных учреждений в пределах выделенных средств.
29 ноября 2010 года постановлением Правительства Челябинской области N 280-П в целях обеспечения единообразия в вопросах оплаты труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, соблюдения законодательства в области оплаты труда и защиты трудовых прав работников в условиях внедрения новых систем оплаты труда, было утверждено Положение об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя.
Данное Положение включает в себя порядок и условия оплаты труда работников, размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по профессиональным квалификационным группам, порядок и условия установления выплат компенсационного характера, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, условия оплаты труда руководителей областных государственных учреждений и их заместителей, главного бухгалтера.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.
Разделом IV "Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера" (в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 26 января 2016 года N 6-П) было предусмотрено, что в целях стимулирования работников ОГУ к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам ОГУ могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера, размеры и условия осуществления которых устанавливаются в соответствии с настоящим Положением, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в ОГУ показателей (пункт 26). Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются ОГУ самостоятельно в пределах фонда оплаты труда (пункт 27). Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Выплаты стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к трудовому договору), производятся в пределах утвержденного фонда оплаты труда ОГУ (пункт 35).
К выплатам стимулирующего характера в целях обеспечения стабилизации кадрового состава работников ОГУ были отнесены, в частности, выплата работникам за выслугу лет. Размеры надбавок к окладу за выслугу лет в медицинских организациях и иных организациях, структурных подразделениях, осуществляющих медицинскую деятельность, были предусмотрены пунктом 31, как и порядок определения стажа работы, дающего право на получение такой надбавки.
Постановлением Правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 463-П в постановление Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N 280-П были внесены изменения, в частности, раздел IV "Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера" был изложен в новой редакции. Так, в пункте 26 новой редакции раздела IV было предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся, в частности, выплаты за выслугу лет. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с настоящим Положением, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в ОГУ показателей и критериев оценки эффективности труда работников ОГУ и максимальными размерами для конкретного работника ОГУ не ограничиваются. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя ОГУ с учетом мнения представительного органа работников в пределах утвержденного фонда оплаты труда (пункт 27). В пункте 31 новой редакции раздела IV Положения предусмотрены размеры такой выплаты в зависимости от стажа работы и в отличие от прежней редакции Положения указано, что порядок и условия определения выслуги лет, дающей право на получение работником ОГУ выплаты за выслугу лет, устанавливается локальным нормативным актом ОГУ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18 марта 2015 года N 13-П Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Еткульская центральная районная больница" было принято в государственную собственность Челябинской области и переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Еткуль", функции и полномочия его учредителя от имени Челябинской области выполняет Министерство здравоохранения Челябинской области. (л.д. 47-60 том 5).
02 марта 2016 года на общем собрании работников Больницы был принят коллективный договор между работодателем и работниками на 2016-2019гг, действие которого дополнительным соглашением продлено до 31 декабря 2020 года (л.д. 35-46, том 5). Пунктом 3.1 коллективного договора предусмотрено, что оплата труда работников Больницы производится на основании Положения об оплате труда, Положения о премировании, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, Постановления Правительства Челябинской области от 21 октября 2015 года N 552-П "Положение об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя". Согласно пункту 3.3 коллективного договора работодатель устанавливает систему оплаты труда, самостоятельно разрабатывая Положение об оплате труда различных категорий работников, Положение о премировании с учетом мнения профсоюзного комитета. При этом стороны договорились, что основными формами участия работников в управлении является, в том числе, согласование с первичной профсоюзной организацией и представителем работников, не состоящих в профсоюзном комитете Больницы, в случаях, предусмотренных ТК РФ (пункт 4.1).
Положение об оплате труда работников Больницы являлось приложением N 10 к коллективному договору, было утверждено главным врачом Больницы 02 марта 2016 года, согласовано с председателем первичной профсоюзной организации и представителем работников, не состоящих в профсоюзной организации, также 02 марта 2016 года (л.д. 61-80, том 5). Данное Положение включало в себя порядок и условия оплаты труда работников, размеры окладов по профессиональным квалификационным группам, порядок и условия установления выплат компенсационного характера, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера, условия оплаты труда руководителя Больницы и его заместителей, главного бухгалтера. Пунктом 2.1 Положения было предусмотрено, что заработная плата работников включает в себя оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается в пределах фонда оплаты труда, предусмотренных в плане финансово-хозяйственной деятельности Больницы. Разделом 5 Положения об оплате труда работников Больницы было предусмотрено, что средства, предусмотренные на оплату труда из всех источников финансирования, после расчетов с работниками по должностным окладам и выплатам компенсационного характера направляются на выплаты стимулирующего характера, которые выплачиваются по результатам работы учреждения, в пределах средств, направленных на оплату труда из всех источников финансирования, а также денежные средства, высвободившиеся в результате оптимизации штатной численности работников.
Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом деятельности учреждения и наличия финансовых средств. К выплатам стимулирующего характера были отнесены выплаты за выслугу лет, которой был посвящен подраздел 5.4 Положения, определяющий размер выплаты в зависимости от продолжительности стажа, порядок исчисления выслуги (который воспроизводил в этой части Положение об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 26 января 2016 года N 6-П).
26 октября 2018 года главным врачом Больницы было утверждено новое Положение об оплате труда работников Больницы, которое, как следует из титульного листа локального акта, согласовано с председателем первичной профсоюзной организации (л.д. 11-30, том 5). Сведений о том, что данный документ был согласован с представителем работников, не состоящих в профсоюзной организации, нет. При этом из раздела 5 "Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера" исключена выплата за выслугу лет.
Из заключенных с истцами трудовых договоров усматривается, что в состав заработной платы работников входила выплата за продолжительность непрерывной работы.
В целях реализации внесенных изменений в Положение об оплате труда работников Больницы с 01 февраля 2019 года ответчиком были разработаны дополнительные соглашения к трудовым договорам, по условиям которых в раздел IV "Оплата труда" внесены изменения - из перечня выплат стимулирующего характера исключена ежемесячная выплата за продолжительность непрерывной работы.
Об изменениях в системе оплаты труда работники Больницы уведомлены в письменном виде. Часть работников получила письменные уведомления, но указала на свое несогласие с изменением условий оплаты труда ввиду неознакомления с Положением об оплате труда, часть сотрудников отказалась получать уведомления.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании недействительным Положения об оплате труда работников Больницы и возложении на ответчика обязанности по перерасчету заработной платы работников учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что Положение согласовано с первичной профсоюзной организацией, то есть порядок принятия локального акта, касающегося оплаты труда, работодателем не нарушен, но им не представлено доказательств и не указано оснований, при наличии которых в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации допускается изменение определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции, а также не представлено доказательств, подтверждающих, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда. Кроме того, суд указал, что отмена выплаты за непрерывный стаж работы приведет к снижению заработной платы, ухудшению социально-экономического положения работников, что является нарушением их конституционных прав, в связи с чем ответчик и обязан произвести соответствующий перерасчет и выплатить стимулирующую надбавку за выслугу лет.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может исходя из следующего.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (в том числе в случае принятия в соответствии с частью 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда) урегулирован статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (часть 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (часть 2 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (часть 3 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном данным кодексом (часть 4 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения (часть 5 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ответу Больницы на запрос судебной коллегии к согласованию Положения об оплате труда от 26 октября 2018 года был привлечен председатель первичной профсоюзной организации, письмо в выборный профсоюзный орган с проектом Положения об оплате труда не направлялось и мотивированное мнение не было получено (л.д. 131 том 7).
Учитывая, что по условиям коллективного договора участие профсоюзного комитета - выборного органа первичной профсоюзной организации при разрешении вопросов, касающихся системы оплаты труда, являлось обязательным, работодатель вправе был изменить систему оплаты труда только с учетом мнения профсоюзного комитета, которое не истребовал перед утверждением Положения, вывод суда первой инстанции о соблюдении ответчиком процедуры, установленной статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации, является неверным.
Ссылки представителя ответчика на то, что согласование Положения об оплате труда с председателем первичной профсоюзной организацией являлось достаточным, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм трудового законодательства, условий коллективного договора. К участию в обсуждении проекта нового Положения об оплате труда работников Больницы не был привлечен и представитель работников, не состоящих в первичной профсоюзной организации.
При таких обстоятельствах Положение об оплате труда работников Больницы, утвержденное 26 октября 2018 года, исходя из требований истцов в части отмены стимулирующей выплаты за выслугу лет, не подлежало применению.
Приведенными выше правовыми нормами не предусмотрено право суда признавать недействительными локальные нормативные акты работодателя (в том числе в части), принятые им в пределах предоставленной ему трудовым законодательством полномочий, учитывая, что трудовое законодательство устанавливает, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, в том числе в случае возникновения споров.
Применение по аналогии норм гражданского законодательства к трудовым правоотношения Трудовым кодексом Российской Федерации, вопреки мнению представителя истцов Казанцевой Г.А. и Соколовой А.Н, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах Положение об оплате труда в части исключения из системы оплаты труда стимулирующей выплаты за выслугу лет не подлежало применению.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы всех работников Больницы, суд первой инстанции не учел, что с настоящим иском в суд обратились не все работники учреждения, при том они не имели полномочий на представление интересов всех остальных сотрудников, поэтому выходить за пределы заявленного иска и возлагать обязанность по перерасчету заработной платы не только истцов, но и всех остальных работников Больницы, суд был не вправе.
Исходя из анализа части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда нормы локальных нормативных актов ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальные нормативные акты приняты без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Вместе с тем применить нормы Положения об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 280-П) в части стимулирующей выплаты за выслугу лет нельзя, так как данным Положением был определен лишь размер такой выплаты, а порядок определения продолжительности стажа для назначения и размера выплаты должен определить сам работодатель. Такой локальный акт в Больнице не принят.
Соответственно оснований для возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет заработной платы работников Больницы с учетом ежемесячной выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы у суда не имелось.
Таким образом, истцами выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Кроме того, заслуживают внимания доводы ответчика и третьего лица, изложенные в апелляционных жалобах о том, что условия Положения об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, касающиеся установления перечня стимулирующих выплат, носят для ответчика рекомендательный характер. К такому выводу пришел Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая кассационную жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 28 октября 2019 года по административному делу N 2а-1620/2019 по административному исковому заявлению ГБУЗ "Городская больница N 4 г. Миасса" о признании незаконным предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, который указал, что названное Положение не содержат императивных норм, обязывающих областное государственное учреждение установить конкретный вид стимулирующей выплаты, из буквального толкования названного акта следует, что условия носят рекомендательный характер.
В пункте 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 года, протокол N 12, указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее: в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников; при установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников предусматривать показатели и критерии эффективности деятельности работников с отражением их в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений; при установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме
стимулирующих выплат.
Таким образом, изменения, внесенные в Положение об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, постановлением Правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 280-П, были основаны на указанных выше Единых рекомендациях - увеличена окладная часть и уменьшена стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждений системы здравоохранения Челябинской области, вследствие чего не могли быть сохранены прежние условия, установленные трудовыми договорами, в связи с чем работодатель был вправе по своей инициативе изменить условия оплаты труда.
Из анализа представленных сводных ведомостей по заработной плате истцов за 2018-2019 годы (л.д. 134-272, том 7, л.д. 1-130, том 8) следует, что установление заработной платы работников учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) системы оплаты труда не привело к уменьшению заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой этим работникам до изменения системы оплаты труда, то есть к нарушению их прав. При сравнительном анализе прежнего Положения об оплате труда с утвержденным 26 октября 2018 года Положением видно, что должностные оклады работников учреждения увеличились в 2, 5-3 раза.
При таких обстоятельствах требования истцов, основанные на несоответствии условий Положения об оплате труда работников Больницы Положению об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, удовлетворению не подлежали. Других доводов несогласия с действиями работодателя, прекратившего выплаты за выслугу лет, истцами в тексте искового заявления не приведено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 02 июля 2020 года о признании недействительным Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Еткуль", утвержденного приказом главного врача от 26 октября 2018 года N, в части исключения из числа стимулирующих выплат выплату за выслугу лет и возложения обязанности произвести перерасчет заработной платы работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Еткуль" с учетом выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы отменить.
Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.