Судья Саратовского областного суда Домнина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смысловой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гладышевой Ю.Н. на постановление судьи Красноармейского городского суда Саратовской области от 25 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении директора магазина "Гроздь" N 143 общества с ограниченной ответственностью "Центр реструктуризации" Гладышевой Ю.Н., установил:
постановлением судьи Красноармейского городского суда Саратовской области от 25 ноября 2020 года директор магазина "Гроздь" N 143 общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Центр реструктуризации" Гладышева Ю.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Гладышева Ю.Н. просит указанное постановление суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований автор жалобы указывает, что суд не установил, какие пункты нормативно-правовых актов были не соблюдены применительно к каждому нарушению, указанному в протоколе об административном правонарушении. В постановлении суда является неверным указание на то, что Гладышева Ю.Н. признает свою вину, в то время как из объяснений, данных при составлении протокола об административном правонарушении, а также расписки, отобранной судом, следует, что Гладышева Ю.Н. с вменяемым административным правонарушением не согласна. Кроме того, дезинфекционные мероприятия выполняются в полном объеме, дезинфицирующие средства присутствуют, промаркированы и разведены, согласно инструкции, которая находилась в месте хранения дезинфицирующих средств. Ни должностное лицо, ни суд не указали какие именно санитарные нормы и правила применимы к обстоятельствам послужившим основанием для привлечения к административной ответственности. Также положения методических рекомендациях, на которые ссылается административный орган, носят не обязательный, а рекомендательный характер, в связи с чем их неисполнение не может быть признано правонарушением.
В судебном заседании лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Изучив доводы жалобы, проверив законность постановления судьи, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 15 октября 2020 года в 14 часов 15 минут при проведении внеплановой выездной проверки деятельности магазина "Гроздь" N 143 ООО "Центр реструктуризации", расположенного по адресу: "адрес" было установлено не обеспечение соблюдения мер предосторожности, а также проведения профилактический и дезинфекционных мероприятий по предупреждению новой коронавирусной инфекции: персонал не имеет навыков разведения и использования имеющихся дезинфицирующих средств, в соответствии с инструкциями; на емкостях с дезинфицирующими растворами для обработки поверхностей отсутствует информация с указанием концентраций и объемов, применяемых моющих и дезинфицирующих средств, дата изготовления дезинфицирующего раствора; в графиках обработки поверхностей не указана процентная концентрация используемого дезинфицирующего раствора и экспозиция его применения; в туалете отсутствуют дезинфицирующие средства для обработки рук персонала; запас средств индивидуальной защиты (маски) в ограниченном количестве, в результате чего нарушены требования статей 11, 29 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 4.4, 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пункт 9.8 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", пункты 10.2, 10.7, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", постановления главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 10 апреля 2020 года N 4 "Об усилении мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции в Саратовской области", распоряжения Губернатора Саратовской области N 200-р "О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории области", постановления Правительства Саратовской области N 208-П от 22 марта
2020 года "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения инфекции (2019-nCoV), пункты 2.4, 2.5 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли".
Судья районного суда пришел к выводу, что директор магазина "Гроздь" N 143 ООО "Центр реструктуризации" Гладышева Ю.Н. допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Однако с данным выводом суда нельзя согласиться ввиду следующего.
В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно п.п. 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
В соответствии с п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
В силу п. 10.2, 10.7, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) ежемесячно проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря, посуды и др. В организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя.
Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.
Руководитель организации торговли обеспечивает: наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.
В соответствии с пунктами 2.4, 2.5 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли" в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия: проведение ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажной уборки торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.
Использование для дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Положениями статьи 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что административным органом Гладышевой Ю.Н. вменяется нарушение статей 11, 29 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 4.4, 6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20, пункта 9.8 СП 3.1.2.3117-13, пунктов 10.2, 10.7, 14.1 СП 2.3.6.1066-01, пунктов 2.4, 2.5 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли".
В протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи не указано, какие именно положения постановления главного государственного санитарного врача по Саратовской области от 10 апреля 2020 года N 4 "Об усилении мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции в Саратовской области", распоряжения Губернатора Саратовской области от 17 марта 2020 года N 200-р "О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории области" были нарушены Гладышевой Ю.Н.
Указание в протоколе об административном правонарушении на допущение Гладышевой Ю.Н. следующих нарушений: персонал не имеет навыков разведения и использования имеющихся дезинфицирующих средств, в соответствии с инструкциями; на емкостях с дезинфицирующими растворами для обработки поверхностей отсутствует информация с указанием концентраций и объемов, применяемых моющих и дезинфицирующих средств, дата изготовления дезинфицирующего раствора; в графиках обработки поверхностей не указана процентная концентрация используемого дезинфицирующего раствора и экспозиция его применения; запас средств индивидуальной защиты (маски) в ограниченном количестве не свидетельствуют о том, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Кроме того, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, доказательств изложенных в протоколе нарушений норм санитарных правил в виде отсутствия в туалете дезинфицирующих средств для обработки рук персонала не представлено.
Вместе с тем лицом, привлекаемым к административной ответственности, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представлены фотографии наличия в туалете дезинфицирующих средств, оснований не доверять которым у суда не имеется.
Исходя из приведенных выше норм, анализа фактических обстоятельств дела и совокупности собранных доказательств, прихожу к выводу, что материалы дела не содержат бесспорных доказательств нарушения Гладышевой Ю.Н. перечисленных в постановлении по делу об административном правонарушении санитарно-эпидемиологических правил.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не были установлены обстоятельства, бесспорно свидетельствующие о совершении директором магазина "Гроздь" N 143 ООО "Центр реструктуризации" Гладышевой Ю.Н. вменяемого ей административного правонарушения.
При таком положении выводы о доказанности наличия в действиях Гладышевой Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, постановление судьи Красноармейского городского суда Саратовской области от 25 ноября 2020 года не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Красноармейского городского суда Саратовской области от 25 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении директора магазина "Гроздь" N 143 общества с ограниченной ответственностью "Центр реструктуризации" Гладышевой Ю.Н. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Судья А.В. Домнина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.