Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 2-263/2020 по иску Корнеева И.Е к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 14 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы, обучения и военной службы в специальный стаж, возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Корнеева И.Е
на решение Коломенского городского суда Московской области от
28 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Корнеев И.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 14 по г. Москве и Московской области (далее - УПФР N 14 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) о включении периода работы в СЗАО "Ленинское" с 20 июля 1984 г. по 1 июля 2013 г. в должности электросварщика и электрогазосварщика, обучения в ГПТУ N 17 с 1 сентября 1980 г. по 30 апреля 1981 г. и службы в Вооруженных Силах СССР с 4 мая 1981 г. по 29 мая 1984 г. в специальный стаж, возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости.
Решением Коломенского городского суда Московской области от
28 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 г, в удовлетворении исковых требований Корнееву И.Е. отказано.
Корнеев И.Е. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Корнеев И.Е. с 1 сентября 1980 г. по 30 апреля 1981 г. проходил обучение в профессионально-техническом училище N 17, с 4 мая 1981 г. по 29 мая 1984 г. проходил службу в рядах Советской Армии, 20 июля 1984 г. был принят на работу в СЗАО "Ленинское" на должность электросварщика, 1 мая 1987 г. ему присвоен 4 разряд, с 25 января 1991 г. переведен электрогазосварщиком в цех механических мастерских, 1 июля 2013 г. уволен по собственному желанию.
Решением УПФР N 14 по г. Москве и Московской области от 14 июня 2019 г. Корнееву И.Е. отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого стажа работы в тяжелых условиях. При этом в специальный стаж истца пенсионным органом не были зачтены периоды его обучения в ГПТУ N 17 с 1 сентября 1980 г. по 30 апреля 1981 г, службы в Вооруженных Силах СССР с 4 мая 1981 г. по 29 мая 1984 г. и работы в СЗАО "Ленинское" с 20 июля 1984 г. по 1 июля 2013 г. в должности электросварщика и электрогазосварщика.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж истца периода работы в СЗАО "Ленинское", суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, пункта 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н, пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, пришли к выводу о недоказанности постоянной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда без совмещения профессий. При этом суды исходили из того выданная работодателем справка от 1 апреля 2019 г. не содержит данных, подтверждающих характер выполняемой истцом в спорный период работы и полную занятость на работах с тяжелыми условиями труда, а также из того, что за период работы истца с 20 июля 1984 г. по 1 июля 2013 г. сведения в пенсионный орган предоставлялись без указания кода особых условий труда.
Поскольку период работы истца с 20 июля 1984 г. по 1 июля 2013 г. в должностях электросварщика и электрогазосварщика не засчитан в специальный стаж истца, суды признали периоды его обучения в ГПТУ N 17 и прохождения военной службы не подлежащими включению в стаж работы в тяжелых условиях труда.
Указанные выводы основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 в разделе XXXII "Общие профессии" были предусмотрены профессии "газосварщик" и "электросварщик".
Таким образом, работа в должности электросварщика в период до 1 января 1992 г. в соответствии с названным Списком подлежала зачету в специальный стаж, дающий право на государственную пенсию на льготных условиях.
Разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрены профессии электрогазосварщиков, занятых на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756).
Согласно пункту 3 названного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с пунктом 4 данных Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее Министерство труда Российской Федерации приняло постановление от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении иска Корнеева И.Е, в том числе в части требований о включении в специальный стаж периода работы с 20 июля 1984 г. по 31 декабря 1991 г. в должностях электросварщика и электрогазосварщика в СЗАО "Ленинское", судебные инстанции сослались на указанные разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, в силу которых право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена занятость истца в течение полного рабочего дня в качестве на работах с тяжелыми условиями труда в течение всего спорного периода.
Между тем судами не было учтено, что право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, правил исчисления выслуги для назначения пенсий было предоставлено Министерству труда РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" (пункт 2).
В порядке реализации этого права были даны разъяснения о порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, утвержденные приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235, а также издано постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснений о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Применяя названные разъяснения при разрешении вопроса о включении в специальный стаж периода работы истца в СЗАО "Ленинское", суды не приняли во внимание, что часть данного периода работы имела место до издания указанных разъяснений, и не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку пенсионное законодательство, действовавшее в период работы истца до 1 января 1992 г. в должностях электросварщика и электрогазосварщика СЗАО "Ленинское", не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками, вывод судов об отказе в удовлетворении требований о включении всего спорного периода работы истца в СЗАО "Ленинское" в его специальный стаж ввиду отсутствия документального подтверждения его занятости на указанных работах в течение полного рабочего дня основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Кроме того, ссылаясь в обоснование вывода об отсутствии оснований для включения периода работы истца с 20 июля 1984 г. по 1 июля 2013 г. в должностях электросварщика и электрогазосварщика в СЗАО "Ленинское", суды указали на то, что сведения о работе истца в данный период предоставлены его работодателем в пенсионный орган без указания кода особых условий труда.
Между тем указанный вывод судов сделан без учета разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Приведенные нормы материального права и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по их применению судом первой инстанции во внимание не приняты, не дана оценка установленным обстоятельствам регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования 5 декабря 1997 г, а также доказательствам, представленным истцом в обоснование занятости на работах с тяжелыми условиями труда в период, имевший место до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в частности, в период действия пенсионного законодательства, не предусматривавшего подтверждение занятости при выполнении работ, предусмотренных Списком N 2, в течение полного рабочего дня.
Учитывая, что судом первой инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, при разрешении требований о включении в специальный стаж истца периода его работы с 20 июля 1984 г. по 1 июля 2013 г. в СЗАО "Ленинское", выводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанностей по включению в специальный стаж истца периодов обучения в ГПТУ N 17 и службы в рядах Советской Армии без проверки соблюдения условий, предусмотренных пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, а также по досрочному назначению истцу страховой пенсии по старости являются преждевременными.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, проверяя законность решения Коломенского городского суда Московской области, ограничилась указанием в апелляционном определении на отсутствие оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов его обучения, службы и работы с учетом представленных доказательств, не дав оценки доводам апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июня 2020 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.