Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Черновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеенковой Е.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 41495 о признании права на обеспечение жилым помещением, признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, обязании предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения
по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Дубровского районного суда Брянской области от 21 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ - Котлова Д.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Моисеенкова Е.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ), войсковой части 41495, просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением на состав семьи 4 человека путем получения жилищной субсидии; признать незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении от 7 августа 2019 г.; обязать поставить ее с составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии с 9 октября 1990 г. и предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке на состав семьи 4 человека.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 21 января 2020 г. исковые требования Моисеенковой Е.В. удовлетворены.
При рассмотрении апелляционной жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на указанное решение судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда определением от 23 июня 2020 г. перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 330, части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 июля 2020 г. решение Дубровского районного суда Брянской области от 21 января 2020 г. отменено, новым решением исковые требования Моисеенковой Е.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение отделения (территориальное г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" N 14-31/16/2019 от 7 августа 2019 г. об отказе в постановке Моисеенковой Е.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания по линии Министерства обороны с возложением обязанности поставить ее на указанную очередь с составом семьи 3 человека: она, Моисеенкова В.М. и Моисеенкова Е.М. За Моисеенковой Е.В. в составе семьи 3 человека признано право на обеспечение жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья, как вдове умершего военнослужащего, с правом внеочередного обеспечения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных и необоснованных.
Поскольку в силу статьи 376 ГПК РФ предметом кассационного обжалования могут являться лишь вступившие в законную силу судебные постановления, основания для проверки законности решения Дубровского районного суда Брянской области от 21 января 2020 г. отсутствуют.
Проверив законность апелляционного определения применительно к части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Моисеенкова Е.В. состояла в браке с Моисеенковым М.М, в браке рождены две дочери: Моисеенкова В.М, 5 мая 1985 года рождения, и Моисеенкова Е.М, 30 июля 1981 года рождения.
Моисеенков М.М. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил в периоды с 15 ноября 1974 г. по 26 сентября 1976 г. и с 8 февраля 1977 г. по 17 октября 1992 г.
Согласно выписке из протокола N 24 заседания жилищной комиссиив/ч 64233 от 9 октября 1990 г. старший прапорщик Моисеенков М.М. с составом семьи 4 человека (он, его супруга Моисеенкова Е.В, дочери Моисеенкова Е.М. и Моисеенкова В.М.) признан нуждающимся в обеспечении постоянным жилым помещением и включен в список очередников военнослужащих войсковой части 64233.
Моисеенков М.М. умер 17 октября 1992 г.
На момент увольнения Моисеенкова М.М. из рядов Вооруженных Сил в связи со смертью выслуга лет в календарном исчислении составила 17 лет 6 месяцев 20 дней.
11 ноября 1992 г. на основании приказа командира 566 военно-транспортного авиационного полка (по личному составу) N 03-ПМ старший прапорщик Моисеенков М.М. исключен из списков личного состава Вооруженных Сил в связи со смертью.
Истец и ее дочери проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", нанимателем которого является Моисеенкова Е.В.
Жилой "адрес" военного городка "адрес" является собственностью Российской Федерации и включен в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны России, состоит на балансовом учете в ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Войсковая часть 41495, место дислокации: 242760, "адрес", является правопреемником войсковой части 64233.
Моисеенкова Е.В, являясь вдовой военнослужащего Моисеенкова М.М, в июне 2019 г. обратилась в отделение (территориальное г. Брянск) Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на очередь на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отделение (территориальное г. Брянск) N 14-31/16/2019 от 7 августа 2019 г. Моисеенковой Е.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор по существу заявленных требований по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 15, 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Моисеенковой Е.М.
При этом судебная коллегия исходила из того, что на момент смерти военнослужащего Моисеенкова М.М, признанного нуждающимся в обеспечении постоянным жильем и включенного в списки очередников, истец Моисеенкова Е.В, несовершеннолетние дети Моисеенкова В.М. и Моисеенкова Е.М. являлись совместно проживающими с ним членами его семьи; Моисеенков М.М. был зарегистрирован в служебном жилом помещении, постоянным жилым помещением ни он, ни члены его семьи не обеспечивались; на момент смерти Моисеенкова М.М. истец и их несовершеннолетние дочери жилья в собственности не имели, также как и не имеют в настоящий момент; истцы действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, не совершали, вдова в повторный брак не вступила. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что положениями статей 15 и 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Установив, что истец на основании Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обладает правом выбора способа обеспечения жильем и ею был выбран способ обеспечения в виде получения жилищной субсидии, судебная коллегия признала за Моисеенковой Е.В. в составе семьи три человека право на обеспечение жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья, как вдове умершего военнослужащего с правом внеочередного обеспечения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Указанное требование процессуального закона в силу положений части 1 статьи 327 ГПК РФ распространяется и на апелляционные определения.
Согласно пунктам 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Указанные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, Моисеенков М.М при жизни с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в обеспечении постоянным жилым помещением и включен в список очередников военнослужащих войсковой части 64233 решением жилищной комиссии в/ч 64233 от 9 октября 1990 г.; приказом N 03-ПМ от 11 ноября 1992 г. исключен из списков личного состава Вооруженных Сил в связи со смертью, наступившей 11 октября 1992 г.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 15, 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции на дату разрешения спора.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г, за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно частям 3 и 4 статьи 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Вместе с тем, основания, по которым суд применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", принятого 27 мая 1998 г, судом апелляционной инстанции в апелляционном определении не приведены.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР, утверждённого ВС РСФСР 24 июня 1983 г. и действующего до 1 марта 2005 г, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Пункт 24 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, предусматривал, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются в установленный законодательством Союза ССР срок исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь. Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
В соответствии со статьей 77 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего до 1 марта 1993 г, обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Согласно пунктам 16, 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N193, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами. Указанные лица, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Таким образом, согласно жилищному законодательству, действовавшему на момент признания Моисеенкова М.М. нуждающимся в обеспечении постоянным жилым помещением и включения в список очередников, а также на момент смерти военнослужащего и исключения его из списков личного состава Вооруженных Сил вопрос обеспечения военнослужащих находился в компетенции исполнительных органов местной власти.
Однако суд апелляционной инстанции, признавая незаконным решение отделения (территориальное г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" N 14-31/16/2019 от 7 августа 2019 г. об отказе в постановке Моисеенковой Е.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации, возлагая на указанный орган обязанность поставить ее на указанную очередь с составом семьи 3 человека, и признавая за Моисеенковой Е.В. в составе семьи 3 человека право на обеспечение жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья, как вдове умершего военнослужащего с правом внеочередного обеспечения, вышеуказанные нормы права не принял во внимание и не привел мотивов, по которым признал их не подлежащими применению по данному спору.
Как следует из объяснений представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ - Котлова Д.А, жилищные права членов семьи военнослужащего Моисеенкова М.М, умершего в 1992 г, были соблюдены путем закрепления за его вдовой служебного жилого помещения; истец включена в список лиц, подлежащих переселению из закрытого военного городка.
Вместе с тем, данные обстоятельства судом апелляционной инстанции не устанавливались, предметом исследования и оценки судебной коллегии не являлись, тогда как являлись юридически значимыми для разрешения настоящего спора
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 июля 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.