Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2021 года гражданское дело по иску Дегтяревой Лилианы Вениаминовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже об установлении факта принадлежности трудовой книжки, включении в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы, назначении и выплаты страховой пенсии с момента обращения
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2019 года по гражданскому делу N 2-4254/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 6 августа 2020 года по гражданскому делу N 33-2268/2020
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Дегтярева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Воронеже (далее по тексту - ГУ-УПФР г. Воронеже) об установлении факта принадлежности трудовой книжки, включении в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы, назначении и выплаты страховой пенсии
с момента обращения.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 6 августа 2020 года, исковые требования Дегтяревой Л.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-УПФР в г. Воронеже ставит вопрос об отмене указанных судебных актов в части удовлетворения требований о включении в страховой стаж истицы периода работы после 1 января 1991 года и назначение пенсии по старости с 23 октября 2018 года, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, полагая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие уплату страховых взносов в Республике Туркменистан, возможности назначения пенсии только с даты вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что судебные акты обжалуются в части удовлетворенных требований Дегтяревой Л.В. о включении в страховой стаж периода работы после 1 января 1991 года и назначение пенсии по старости с 23 октября 2018 года, оснований для проверки законности и обоснованности судебных актов в полном объеме у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, решением ГУ-УПФР в г. Воронеже от 5 февраля 2018 года Дегтяревой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия документально подтвержденного страхового стажа продолжительностью 9 лет.
ГУ-УПФР в г. Воронеже не включены Дегтяревой Л.В. в общий трудовой стаж периоды работы: с 12 июля 1982 года по 14 января 1993 года в Комбинате строительных материалов и деталей ГППК "Стройматериалы", с 25 января 1993 года по 31 октября 1994 года в Гекделинском филиале АБ Агропромбанка, с 1 ноября 1994 года по 28 сентября 1995 года в Гекделинском филиале АБ Коопбанка, с 30 октября 1995 года по 3 февраля 1997 года в Отделении АКБ Туркменистан Копетдатскогоэтрапа (района) г. Ашхабад, с 4 февраля 1997 года по 1 августа 2001 года в Геокдепинское отделение АКБТ, с 8 августа 2001 года по 20 марта 2002 года в ЗАО "Юм-Чермет" г. Ростов-на-Дону.
ГУ-УПФР в г. Воронеже не принята во внимание трудовая книжка на имя Дегтяревой Л.В, поскольку оформлена с нарушением пунктов 2.12, 2.13, 2.26, 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162: имеет исправление в фамилии, не заверенное надлежащим образом, а также печать на титульном листе не подлежит прочтению; записи о работе: N1-6 за периоды с 12 июля 1982 года по 14 января 1993 года, N7-9 за период работы с 25 января 1993 года по 31 октября 1994 года, N12-13 за период работы с 30 октября 1995 года по 3 февраля 1997 года - печати, заверившие сведения об увольнении не подлежат прочтению; N10-11 за период работы с 1 ноября 1994 года по 28 сентября 1995 года, в которых имеется исправления в дате увольнения, а также в датах издания приказов о приеме на работу и увольнении, не заверены надлежащим образом; N18-19 за период с 8 августа 2001 года по 20 марта 2002 года в ЗАО "ЮМ-Чермет" г. Ростов-на-Дону, сведения об увольнении в которых не заверены подписью должностного лица. Кроме того, согласно сведениям, представленным ГУ-УПФ в Ленинском районе г. Ростов-на-Дону страхователь ЗАО "Юм-Чермет" зарегистрирован в УПФР в Ленинском районе г. Ростов-на-Дону 3 апреля 2001 года, в 2001-2002 годах отчетность в Пенсионный фонд не предоставлялась, взносы не уплачивались, финансово-хозяйственная деятельность не велась.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Туркменистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Туркменистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования Дегтяревой Л.В, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод о наличии оснований для включении в страховой стаж истца спорных периодов работы и назначении пенсии с 23 октября 2018 года, поскольку нарушение работодателем Инструкции по заполнению трудовых книжек, выразившееся в неточном и некорректном ведении работодателем трудовой книжки работника, не может служить основанием для лишения истицы права на включение в страховой стаж спорных периодов работы.
Включая в страховой стаж спорных периодов работы Дегтяревой Л.В. на территории Республики Туркменистан после 1991 года, суды обоснованно пришли к выводу, что периоды работы истца, прибывшего в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему регистрацию на территории Российской Федерации, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
С учетом включенных спорных периодов работы у Дегтяревой Л.В. суды установили наличие необходимого стажа для назначения пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", достижения возраста 55-ти лет 22 октября 2018 года, обращение истицы с заявлением о назначении пенсии, представление необходимых документов.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162, Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ответчиком в жалобе доводы об отсутствии оснований для включения в страховой стаж спорных периодов работы и назначения страховой пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 6 августа 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.