Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Малоедовой Н.В., рассмотрев гражданское дело по кассационной жалобе акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" на решение мирового судьи судебного участка N 2 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22 июня 2020 года, принятые по гражданскому делу N 2-5912/2019 по иску Корякиной Ирины Григорьевны к обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис" о признании незаконным начисления платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, установил:
Корякина И.Г. обратилась в суд с иском к ООО "Сити-Сервис", с учетом уточнений, о признании незаконными действий по начислению платы за отопление по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, Калинина, 56-5, с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 по апрель 2019 года в размере 68 740, 27 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 по апрель 2019 года ей было начислено за отопление 68 740, 27 рублей. Поскольку в ее доме не установлен коллективный (общедомовой прибор учета тепловой энергии), то при расчете платы за отопление был использован норматив потребления на отопление - 0, 030 Гкал на 1 кв.м площади жилых помещений, установленный пунктом 1 Приложения N 2 к Постановлению Администрации городского округа Верхняя Пышма от 27 декабря 2012 г..N 2298 "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан ГО Верхняя Пышма в 2013 году". Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г..N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" было продлено использование нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, в переходный период до 31 декабря 2016 года, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г..N 603 - до 1 января 2020 года. Указом Губернатора Свердловской области от 10 ноября 2016 г..N 658-УГ "О поэтапном переходе к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" постановлено осуществить не позднее 01 января 2020 года переход к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Поскольку органом государственной власти Свердловской области было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г..N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то подлежали применению нормативы потребления, установленные Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 г..N 2385 в редакции, действующей на 30 июня 2012 года. Вместе с тем, решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28 августа 2012 г, постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 г..N 2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным, так как используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления методика не соответствует Правилам N 306, и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 13 ноября 2012 г..Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 июля 2018 г..был установлен факт незаконности Постановления Администрации городского округа Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 г..(с изменениями, внесенными Постановлениями администрации ГО Верхняя Пышма от 09.11.2012 года, N 1956, от 03.12.2012 N 2131). Таким образом, как следует из действующего правового регулирования, с указанной даты - 13 августа 2010 года, у органов местного самоуправления отсутствует полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В Свердловской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, является РЭК Свердловской области.
Ответчиком, таким образом, произведены незаконные начисления по строке "отопление" с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 по апрель 2019 года на сумму 68 740, 27 рублей, исходя из норматива, признанного судом недействующим.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 17 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ООО "Сити-Сервис" по начислению платы за отопление по адресу: "данные изъяты", с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 года по апрель 2019 года, в размере 68 740 руб. 27 коп. С ООО "Сити-Сервис" в пользу Корякиной И.Г. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. С ООО "Сити-Сервис" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.
Апелляционным определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22 июня 2020 года указанное решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Корякина И.Г. относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений.
Судом при разрешении дела установлено, что Корякина И.Г. является собственником квартиры N "данные изъяты", Свердловской области.
В периоды с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года, с октября 2018 года по апрель 2019 года истцу начислено за отопление 68 740, 27 рублей, что подтверждается соответствующими квитанциями.
В доме истца не установлен коллективный (общедомовой прибор тепловой энергии), при расчете платы за отопление был использован норматив на отопление - 0, 030 Гкал на 1 кв.м площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" продлено использование нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 в переходный период до 31 декабря 2016 года, а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 - до 01 января 2020 года.
Указом Губернатора Свердловской области от 10 ноября 2016 г. N 658-УГ "О поэтапном переходе к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" постановлено осуществить не позднее 01 января 2020 года поэтапный переход к установлению на территории Свердловской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении всех муниципальных образований, положенных на территории Свердловской области.
Поскольку органом государственной власти Свердловской области было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то подлежали применению нормативы потребления, установленные Постановлением Администрации ГО Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 года N 2385 в редакции, действующей на 30 июня 2012 года.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28 августа 2012 г, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 13 ноября 2012 г, Постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 г. N 2385, в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным, так как используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления методика не соответствует Правилам N 306, и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 13 ноября 2012 г.
Определением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 10 июля 2018 г. установлен факт незаконности Постановления Администрации городского округа Верхняя Пышма от 30 декабря 2011 г. (с изменениями, внесенными Постановлениями. администрации ГО Верхняя Пышма от 09.11.2012 года N 1956, от 03.12.2012 N 2131).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 июня 2019 г, признан недействующим, с момента принятия пункт 1 приложения N 2 в части утверждения нормативов на отопление к Постановлению администрации городского округа Верхняя Пышма от 27 декабря 2012 г. N 2298 "Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2013 году", т.е. с 27 декабря 2012 г.
Из материалов дела, в том числе постановлений администрации г. Верхняя Пышма об оплате жилья и коммунальных услуг гражданам г. Верхняя Пышма за период с 2007 по 2011 год (постановление от 19.01.2007 N 56, постановление от 29.12.2007 N 3948, постановление от 13.01.2009 N 18, постановление от 13.12.2010 N 2481, постановление от 30.12.2011 N 2385), следует, что во всех случаях, норматив потребления коммунальных услуг определялся, исходя из поставщика ресурса.
Разрешая возникший спор, мировой судья, руководствуясь ст. ст. 153, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что как следует из действующего правового регулирования, с указанной даты - 13 августа 2010 года, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, и при таких обстоятельствах, норматив потребления коммунальных услуг по отоплению, установленный постановлением администрации ГО Верхняя Пышма не может применяться, так как установлен с нарушением, предусмотренной законодательством методики определения норматива потребления коммунальных услуг, и принят неправомочным органом, и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом мировой судья, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" обоснованно указал, что начисление платы по услуге отопление по недействующему тарифу само по себе не освобождает истца от оплаты данной коммунальной услуги.
Установив, что в отопительные сезоны за период с 2016 года по 2019 год при расчете платы за отопление с применением недействующего норматива, истцу начислено меньше, чем если бы применялся норматив, рассчитанный по правильной методике, мировой судья пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств, воспроизводят позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, которой дана надлежащая оценка.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационных жалоб не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ч.10 ст. 379.5, ст.ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Верхнепышминского судебного района Свердловской области от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.