Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-69/2020 по иску Кузембаевой Халии Кизатовны к Департаменту социального развития Тюменской области, Отделу социальной защиты населения Армизонского межрайонного управления социальной защиты населения о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения, признании за ней статуса члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, обязании выдать удостоверение, по кассационной жалобе Департамента социального развития Тюменской области на решение Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузембаева Х.К. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, отделу социальной защиты населения Армизонского района межрайонного управления социальной защиты населения (Омутинский, Армизонский и Юргинский районы) о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения, признании за ней статуса члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, обязании выдать удостоверение.
В обоснование требований указала, что Кузембаева Х.К. является дочерью КК, участника Великой Отечественной войны, который умер ДД.ММ.ГГГГ года, на дату смерти отца она находилась на его иждивении, впоследствии стала получать пенсию по потере кормильца. Вместе с тем, в выдаче удостоверения Кузембаеваой Х.К. было отказано, так как в Государственном учреждении - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Голышмановском районе отсутствуют сведения о праве на пенсию по потере кормильца.
Решением Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года признан незаконным отказ Департамента социального развития Тюменской области в выдаче Кузембаевой Х.К. удостоверения "Член семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной Войны и ветерана боевых действий", на Департамент социального развития Тюменской области возложена обязанность выдать ей удостоверение "Член семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной Войны и ветерана боевых действий".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Кузембаева Х.К. обратилась в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Согласно свидетельству о рождении, Кузембаева Халия Кизатовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью КК. Среди документов, об участии КК в военных действиях представлены: удостоверение к медали "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне", удостоверение к медали "За взятие Берлина", удостоверение к медали "За отвагу" на имя ефрейтора КК; приказ об объявлении благодарности на имя рядового Кузембаева Кизата; красноармейская книжка рядового КК.
В настоящий момент Кузембаева Халия Кизатовна является получателем страховой пенсии по старости, что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ года, то есть является нетрудоспособной.
В ответ на заявление истца, Департаментом социального развития Тюменской области отказано Кузембаевой Х.К. в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны решением N N от ДД.ММ.ГГГГ года ввиду отсутствия права на получение удостоверения, поскольку Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области не располагает сведениями о праве истца на пенсию по потере кормильца.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции признал несоответствующим закону отказ Департамента социального развития, исходил при этом из того, что в деле имеются доказательства, подтверждающие право истца на присвоение статуса "Член семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной Войны и ветерана боевых действий" и получение удостоверения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке гражданского производства, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Закон "О ветеранах") установлены меры социальной поддержки, для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)). Пунктом 1 статьи 21 указанного Федерального закона определено, что соответствующие меры предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Статьёй 28 Закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 "Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий", установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 519 - выдача удостоверений членам семьи погибшего (умершего) производится на основании личного заявления члена семьи погибшего (умершего) или законного представителя члена семьи погибшего (умершего), поданного в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553, следующими уполномоченными органами: гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также гражданам, не получающим пенсию, - государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Выдача удостоверений ветеранам Великой Отечественной войны, членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в силу пункта 2.5.5 Положения о Департаменте социального развития Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2010 года N 385-п осуществляется Департаментом социального развития Тюменской области.
Распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 15 июня 2012 годаN 7-р, утвержден Административный регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по выдаче удостоверений отдельным категориям граждан (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно Административному регламенту, заявителями на получение государственной услуги (далее - заявители) являются постоянно проживающие в Тюменской области: нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 2.8.4.).
Согласно Административному регламенту в редакции от 24 января 2019 года, с заявлением о предоставлении государственной услуги в обязательном порядке представляются: а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (в случае если заявление подается представителем заявителя, предоставляются также копии документа, удостоверяющего личность, и копия документа, подтверждающего полномочия представителя); б) одна фотография 3x4 (черно-белую или цветную); в) документы о прохождении военной службы или участии погибшего (умершего) в боевых действиях; г) документы, подтверждающие родственное отношение к погибшему (умершему).
Документы, запрашиваемые управлением, учреждением в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях, в силу пункта 20.7 Административного регламента в редакции от 24 января 2019 года для удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий: а) копия документа о регистрации по месту жительства; г) пенсионное удостоверение или справка о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в отношении граждан, указанных в подпункте 2.8.4 пункта 2.8 Регламента.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента в редакции от 24 января 2019 года основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: а) непредставление или неполное представление документов, прилагаемых к заявлению в обязательном порядке; б) отсутствие у заявителя права на получение удостоверения; в) предоставление заявителем недостоверных сведений. Под недостоверными сведениями понимается наличие искажений и неточностей в содержании представленных документов.
Законом "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются нетрудоспособным членам семьи ветеранов Великой Отечественной войны - состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца, либо имеющим право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе истца о том, что согласно Административному регламенту предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по выдаче удостоверений отдельным категориям граждан, утвержденного распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 15 июня 2012 года N 7-р, сведения о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца запрашиваются из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в рамках межведомственного взаимодействия; но из полученной справки ГУ-УПРФ в Голышмановском районе Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N следует, что сведения о праве на пенсию по случаю потери кормильца в отношении Кузембаевой Х.К. отсутствуют, соответственно, отказ Департамента социального развития Тюменской области правомерен; о том, что настоящее дело должно рассматриваться в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в порядке особого производства, поскольку в судебном заседании суда первой инстанции фактически устанавливался юридический факт, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Согласно сведениям из Бюро ЗАГС Петропавловского городского совета Казахской ССР от ДД.ММ.ГГГГ года, мать истца КЖ. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец КК ДД.ММ.ГГГГ года.
Департамент "Межведомственный расчетный центр социальных выплат" филиал НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по Северо-Казахстанской области Республики Казахстан в ответ на заявление Кузембаевой Х.К. от ДД.ММ.ГГГГ года сообщил, что пенсионные дела хранятся в течение 10 лет, по истечении срока хранения уничтожаются, электронный вариант выделенных к уничтожению пенсионных дел, назначенных с ДД.ММ.ГГГГ года хранится постоянно. Согласно централизованной базы данных получателей пенсии и пособий Кузембаева Х.К. получателем пенсии или пособий по случаю потери кормильца Кузембаева Кизата, не значится, электронный и бумажный вариант пенсионного дела в архивах Департамента отсутствуют.
Из справки Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N, следует, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Голышмановском районе не располагает сведениями о праве на пенсию по потере кормильца у заявителя.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суды исходили из того, что в силу положений Закона "О ветеранах", для реализации членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны права на получение мер социальной поддержки необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и получения членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Нетрудоспособными членами семьи, в частности, считаются дети, не достигшие 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Статьёй 28 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" было определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего рабочего, служащего или пенсионера, состоявшие на его иждивении. При этом, нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет (учащиеся - 18 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 16 лет (учащиеся - 18 лет); при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что для получения мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, достаточно являться нетрудоспособным членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и находиться на иждивении погибшего (умершего) на момент его смерти, данный вывод не противоречит содержанию вышеназванных норм материального права.
Проверяя решение суда апелляционном порядке, суд правомерно указал, что исходя из необходимости судебной защиты прав лиц, которые не имеют иной возможности, как только в судебном порядке осуществлять защиту своих прав и законных интересов, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности на Департамент социального развития Тюменской области по выдаче заявителю удостоверения "Член семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной Войны и ветерана боевых действий" является правомерным.
Доводы ответчика о том, что настоящее дело должно рассматриваться в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в порядке особого производства, поскольку в судебном заседании суда первой инстанции фактически устанавливался юридический факт, не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, поскольку дело рассмотрено в порядке гражданского производства, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений исходя из статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Армизонского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социального развития Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.