Дело N 88-17678/2020
N дела суда 1-й инстанции 2-477/2018
г. Краснодар 31 июля 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Миллер М.В, рассмотрев кассационную жалобу ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на апелляционное определение Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года по гражданскому делу по иску Шевчук Т.В. к Департаменту капитального строительства горда Севастополя о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения, УСТАНОВИЛА:
Шевчук Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просила признать за ней право пользования квартирой на условиях договора социального найма и обязать ответчика заключить с ней соответствующий договор.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 09.04.2018 заявленные исковые требования удовлетворены. За Шевчук Т.В. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". Департамент капитального строительства "адрес" обязан заключить с Шевчук Т.В. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
05.12.2019 лицом, не привлеченным к участию в деле, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России была подана апелляционная жалоба, в которой учреждение, указывая на то, что решением затронуты его права, просило решение отменить. Ссылаясь на уважительность причин пропуска процессуального срока на апелляционное обжалование, в связи с не привлечением к участию в деле, заявитель также просил восстановить ему срок подачи апелляционной жалобы.
Определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 24.12.2019 срок на апелляционное обжалование решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 09.04.2018 г. ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России был восстановлен.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 16.03.2020 определение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 24.12.2019 отменено. В восстановлении процессуального срока на обжалование решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 09 апреля 2018 года Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России просит отменить апелляционное определение Севастопольского городского суда от 16 марта 2020, оставить без изменения определение Нахимовского районного суда города Севастополя от 24.12.2019. В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что при разрешении спора суд первой инстанции не привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, для участия в деле ни Министерство обороны Российской Федерации, ни ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, прав и обязанностей которых касается данный спор. Кроме того, об указанном решении суда первой инстанции, вынесенном 09.04.2018, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России стало известно из искового заявления Шевчук Т.В. к Правительству Севастополя, Учреждению о признании незаконным и отмене распоряжения Правительства Севастополя от 28.01.2019 N "О включении недвижимого имущества (служебные квартиры) в Реестр города Севастополя и передаче в собственность Российской Федерации" в части спорной квартиры, поступившему в Учреждение с описью вложения и зарегистрированному 06.11.2019.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Разрешая заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, суд первой инстанции, руководствовался положениями частью 1 статьи 112 ГПК РФ, и исходил из того, что спор был рассмотрен без привлечения к участию в деле ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России, права которого затронуты обжалуемым решением суда, поскольку спорное жилое помещение по утверждению заявителя является служебным. О вынесении решения суда ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России стало известно 06.11.2019, когда в учреждение поступила копия искового заявления Шевчук Т.В. с приложением копии обжалуемого судебного акта, в связи с чем срок апелляционного обжалования пропущен учреждением по уважительной причине.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции не согласился и отказал в восстановлении процессуального срока, поскольку передача в государственную собственность Министерству обороны Российской Федерации спорного жилого помещения состоялось на основании распоряжения Правительства Севастополя N 11-РП от 28.11.2019, к указанному времени обжалуемое решение от 09.04.2018 года было исполнено
Между тем, с указанным выводом суд кассационной инстанции не может согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу статьи 107 ГПК РФ, процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Как следует из материалов дела, обжалуемое решение было принято в окончательной форме 09 апреля 2018 года, таким образом, срок на его апелляционное обжалование истек 10 мая 2018 года, с учетом того что 9 мая 2018 года являлся праздничным днем.
В соответствии с частью 1 статьи 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Положения статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства, предоставляют им возможность восстановления пропущенного процессуального срока. Вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока лицам, участвующим в деле, решается судом в каждом конкретном случае на основе исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения. Дополнительной гарантией реализации данного права служит возможность подачи частной жалобы на определение суда об отказе в восстановлении такого срока.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд первой инстанции на основании статьи 112 ГПК РФ восстанавливает срок на подачу апелляционных жалобы, представления, если признает причины его пропуска уважительными.
Для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 193 и части 5 статьи 198 ГПК РФ порядка и срока обжалования решения суда; несоблюдение судом установленного статьей 199 ГПК РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 214 ГПК РФ срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что суд при рассмотрении заявлений лиц, не привлеченных к участию в деле, о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы в каждом конкретном случае должен установить момент, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав. При этом суд обязан оценивать все приведенные заявителем в обоснование заявления доводы по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу части 2 статьи 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Согласно доводам и документам, приложенным к апелляционной жалобе спорная квартира, расположенная по адресу: "адрес", распоряжением Севастопольской городской государственной администрации N от 11 июня 2007 года на основании ст. 118 Жилищного кодекса Украинской ССР, п. 3 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 04.02.88 включено в число служебных жилых помещений Севастопольской КЭЧ морской Министерства обороны Украины. 06.07.2007 Шевчук с семьей из 5 человек был выдан ордер на спорную квартиру с отметкой служебное жилое помещение. Согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 26.07.2017 квартиры по вышеуказанному адресу включена в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя. Само по себе включение объектов движимого и недвижимого имущества в реестр собственности города Севастополя не является сменой права государственной собственности на данное имущество. Управление и распоряжение недвижимым имуществом Вооруженных сил Российской Федерации осуществляется исключительно по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России является органом военного управления, созданного в целях обороны и безопасности государства, осуществляющим функции по распоряжению недвижимым имуществом в городе Севастополе и "адрес".
Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов установлено, что с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1); со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - особый случай, требующий специальных мер, в том числе направленных на обеспечение реализации имущественных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2155-О и от 24 марта 2015 года N 653-О).
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г.) предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Действующее на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя законодательство, определяющее особенности правового регулирования в сфере отношений собственности в переходный период, в течение которого, начиная со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, должна быть обеспечена разумная преемственность между правом собственности Украины и правом собственности Республики Крым, устанавливает и необходимые правовые механизмы, обеспечивающие разрешение вопросов, связанных с закреплением имущества за Республикой Крым. Так, Законом Республики Крым от 19 января 2015 года N 72-ЗРК/2015 Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" был дополнен статьей 2-1, которая предусматривает прекращение права собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество (абзац первый части 1) и определяет момент, с которого право собственности прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым, а именно со дня включения имущества в утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ст. 2 закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.(статья 1) Статьей 10 указанного закона предусмотрено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.
В силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными и учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 ГК РФ).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р создано Государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России) как территориальное подразделение Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и городе Севастополе.
Распоряжением Правительства Севастополя от 28.01.2019 N 11-РП "О включении недвижимого имущества (служебные квартиры) в Реестр города Севастополя и передаче в собственность Российской Федерации" на основании вышеизложенных нормативных актов спорная квартира передана в федеральную собственность.
В силу вышеизложенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемым судебным решением затрагиваются права Государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, поскольку по утверждению последнего квартира, расположенная по адресу: "адрес", относилась к служебным помещениям Министерства обороны Украины, после включения Республики Крым в состав Российской Федерации статус служебного помещения не утратила и является государственным имуществом, подлежащим передаче на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральную собственность, функции по управлению которой должны быть возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в лице заявителя.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу не проверялись.
Суд первой инстанции обоснованно восстановил заявителю процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы, в связи с тем, что ГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора; о состоявшемся судебном решении учреждению стало известно только после обращения Шевчук Т.В. с иском к Правительству города Севастополя, Учреждению о признании незаконным и отмене распоряжения Правительства Севастополя от 28.01.2019 N 11-РП "О включении недвижимого имущества (служебные квартиры) в Реестр города Севастополя и передаче в собственность Российской Федерации" в части спорной квартиры, поступившему в Учреждение с описью вложения и зарегистрированному 06.11.2019, что следует признать уважительной причиной пропуска процессуального срока.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены определения суда первой инстанции и принятия нового решения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы процессуального права к отношениям сторон, на основании чего пришел к обоснованному выводу о восстановлении Государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России срока для подачи апелляционной жалобы.
Исходя из изложенного, вынесенное судом апелляционной инстанции определение нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления; и оставления в силе определения суда первой инстанции.
Руководствуясь ч. 3 ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, кассационный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 отменить, оставить в силе определение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 24 декабря 2019 года.
Дело направить в Нахимовский районный суд г. Севастополя для выполнения требований ст. 325 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судья М.В. Миллер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.