Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 6 августа 2020 г. - Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 8 июля 2020 г. N 1944-па
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Сильное гражданское общество - это обязательный признак стабильного демократического государства с конкурентоспособной экономикой. Гражданское общество одновременно выступает и как партнер власти в реализации всех ее начинаний, и как ее конструктивный оппонент, отстаивающий свободы и интересы каждого гражданина и различных групп общества. Развитие современных гражданских институтов и поощрение гражданских инициатив послужат катализатором устойчивого развития страны и создадут гарантии экономических и политических прав и свобод российских граждан. Развитие гражданского общества в Российской Федерации немыслимо без инициатив населения, без участия общественных объединений в решении социально значимых проблем.
Основным механизмом вовлечения граждан в решение общественно значимых вопросов является деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО).
По состоянию на 1 января 2019 года в городском округе зарегистрировано более 600 НКО различных форм собственности.
Вместе с тем формирование гражданского общества зависит не только от количества НКО и их активности при реализации интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов МСУ с НКО при решении задач социально-экономического развития городского округа.
Реализация мероприятий программы в период с 2015 года позволила объединить усилия администрации города, представителей общественного сектора, привнести системный подход в реализацию поддержки институтов гражданского общества и получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности НКО.
На территории городского округа были успешно внедрены конкурсные механизмы финансовой поддержки НКО, ТОС и инициативных граждан.
В рамках конкурса социальных проектов "Мы и наш город" на соискание муниципального гранта городского округа "Город Южно-Сахалинск" в период с 2015 по 2018 годы профинансировано 59 социальных проектов на общую сумму 8919,0 тыс. рублей.
С целью оказания поддержки СОНКО, осуществляющим деятельность на территории городского округа, с 2018 года проводится конкурс на предоставление субсидий СОНКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на обеспечение уставной деятельности. В рамках указанного конкурса в 2018 году профинансированы 2 заявки СОНКО, на общую сумму 400,0 тыс. рублей. В дальнейшем планируется предоставлять субсидии не менее 3 СОНКО ежегодно.
Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления является создание ТОС в пределах границ, определенных представительным органом муниципального образования.
На территории городского округа институт ТОС получил активное развитие с 2016 года. Всего по состоянию на 01.01.2019 в городском округе осуществляют свою деятельность 23 ТОС, в том числе 4 ТОС образованы в качестве юридического лица.
С целью стимулирования активности участников ТОС городского округа в самостоятельном и ответственном осуществлении собственных инициатив в сфере благоустройства территории, на которой осуществляется ТОС, в городском округе проводится конкурс социальных проектов "Лучший проект на проведение мероприятий по благоустройству территорий территориального общественного самоуправления городского округа на соискание муниципального гранта городского округа "Город Южно-Сахалинск.
За период 2016 - 2018 гг. поддержку получили 28 проектов на общую сумму 13080,0 тыс. рублей. В 2016 году в конкурсе приняли участие всего 2 ТОС, в 2017 году уже 14 ТОС, в 2018 году - 12 ТОС. Все проекты были успешно реализованы.
Основные проблемы, которые жители городского округа решают в рамках ТОС:
- благоустройство придомовой территории;
- ограничение интенсивности движения во дворах путем выделения парковочных зон и установки пропускных систем автомобилей;
- установка игрового и спортивного оборудования;
- озеленение, а также приведение в надлежащее санитарное состояние внутридворовой территории.
Численность населения, вовлеченного в деятельность ТОС, на 01.01.2019 составляет более 4000 человек. Поддержка развития ТОС администрацией города Южно-Сахалинска будет продолжать способствовать повышению гражданской активности среди населения, улучшению качества жизни населения и переходит в разряд приоритетных задач социально-экономического развития городского округа.
Для диалога и совместной работы общественности и органов местного самоуправления созданы консультативно-совещательные органы: Общественный совет городского округа "Город Южно-Сахалинск", Южно-Сахалинский городской организационный комитет "Победа".
Настоящая программа продолжит повышать гражданскую активность населения городского округа в выдвижении кандидатур на присуждение звания "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска" и занесение на Доску почета города Южно-Сахалинска. Так за период с 2015 по 2018 годы в администрацию города Южно-Сахалинска поступило 43 ходатайства в комиссию на присвоение звания "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска" и 223 ходатайства в комиссию по рассмотрению предложений о занесении на Доску почета городского округа "Город Южно-Сахалинск". За указанный период звание "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска" присвоено 20 жителям городского округа; на Доску почета занесены 83 граждан и организаций (предприятий, учреждений).
Общественное признание за выдающиеся заслуги, за достижения в решении социально значимых для города задач, весомый вклад в различные сферы городской экономики будут стимулировать повышение производительности труда, способствовать обеспечению благополучия и всестороннему развитию городского округа.
Данная программа позволит мобилизовать имеющиеся в администрации города ресурсы и обеспечить координацию их использования для достижения целей и задач муниципальной политики в области развития институтов и инициатив гражданского общества.
В результате реализации муниципальной программы общественность будет активнее вовлекаться в решение социальных проблем, включаясь в реализацию социальной политики, будет предлагать действенные пути решения актуальных общественных проблем.
Южно-Сахалинск, как региональный центр всегда был и остается сосредоточием всех жизненно важных отраслей экономики Сахалинской области. Большое внимание город уделяет развитию международного сотрудничества. Согласно "Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года" город Южно-Сахалинск должен стать центром интеграции (зона интенсивных контактов) российского Дальнего Востока и Японии. Вопрос об интеграции нашего региона в экономику стран АТР стал подниматься с началом развития нефтегазового комплекса на шельфе Сахалина.
Основными странами, с которыми администрация города имеет тесные связи являются страны АТР, прежде всего Япония, с городами которой Южно-Сахалинск имеет побратимские и дружеские связи.
В период с 2015 по 2018 годы города-побратимы осуществили взаимные обмены делегаций, а также провели ряд консультаций по проведению основных праздничных юбилейных событий. В 2018 году стороны возобновили образовательные молодежные программы по системе Home stay, продолжили спортивные молодежные обмены, межмуниципальные профессиональные обмены, расширили сферы взаимного экономического интереса, бизнес обмены. Продолжают развиваться культурные связи, сотрудничество администраций городов на уровне информационного обмена. 2017 год стал юбилейным (20 лет) в установлении побратимских связей.
Ведется работа администрации города Южно-Сахалинска с Торговопромышленной палатой города Вакканай. Специалисты муниципальных предприятий города ежегодно выезжают для прохождения стажировки на предприятиях города Вакканай. Специалисты жилищно-коммунального хозяйства, специалисты по строительству, представители торговли и пищевой промышленности смогли перенять опыт японских коллег и внедрить его на своих предприятиях.
Проводятся встречи по взаимовыгодному экономическому и торговому сотрудничеству с официальными делегациями и представителями деловых кругов КНР.
Традиционно крепкие связи с Республикой Корея, для которой Сахалинская область является не только экономическим партнером, но и исторической родиной многочисленной корейской диаспоры, в том числе, проживающей в Южно-Сахалинске. Делегации городов постоянные участники ежегодных культурных городских событий.
Стратегия МКУ "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска" (далее - МКУ) определяет автотранспортную службу как важнейшую составляющую производственной инфраструктуры, а ее развитие - как одну из приоритетных задач дальнейшей деятельности.
В постиндустриальной экономике транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая людей, а в первую очередь как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантом единства экономического пространства, гарантом безопасности и улучшения выполнения поставленных задач (Решение городского Собрания от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года).
В условиях объединения автотранспортных средств всех структурных подразделений администрации города и передачи обязанностей автотранспортного обеспечения МКУ, возникла необходимость создания условий для комплексного развития транспортной службы.
Предоставление автотранспортных услуг представляет собой широкий круг взаимосвязанных организационных, технических и финансовых вопросов, требующих значительных объемов капиталовложений.
Решение проблем, сдерживающих развитие автотранспортной службы, требует комплексного подхода и применения программно-целевого метода.
Для обеспечения безопасности предоставления автотранспортных услуг, часть парка автомобилей администрации города Южно-Сахалинска требует обновления.
Для обеспечения исполнения требований по безопасности дорожного движения в части проверки технического состояния автомобилей при организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в рамках приказа Министерства транспорта РФ от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств", необходим комплекс оборудования для организации линии технического контроля легковых автомобилей и микроавтобусов.
В ходе реализации мероприятия муниципальной программы "Газификация городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 22.08.2014 N 1555-па, на 35 автомобилях администрации города Южно-Сахалинска установлено газобаллонное оборудование для работы на компримированном природном газе. В целях обеспечения безопасных условий для обслуживающего персонала при работе с автомобилями с газобаллонным оборудованием, при проведении технического обслуживания и текущего ремонта, в рамках требований руководящих документов Минтранса РФ, в части содержания и эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе, основным требованием является наличие поста контроля выпуска и аккумуляции газа.
В утвержденной в России "Стратегии развития информационного общества РФ на 2017 - 2030 годы" дано следующее определение цифровой экономики: "Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг".
В рамках реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере разработана национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" в которой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.
Плюсы цифровой экономики.
Цифровая экономика, а именно возникновение новых возможностей, безусловно, позитивным образом отражается на жизни человека. Благодаря развитию цифровых технологий, потребитель может быстрее получать необходимые ему услуги, экономить, покупая продукты в интернет-магазинах по более низким ценам. Потребитель даже может начать свое дело онлайн, стать предпринимателем, не выходя из дома.
К другим плюсам развития цифровой экономики Всемирный банк в своем обзоре 2016 года "Цифровые дивиденды" относит:
- рост производительности труда;
- повышение конкурентоспособности компаний;
- снижение издержек производства;
- создание новых рабочих мест;
- преодоление бедности и социального неравенства.
И это всего лишь несколько примеров того, как цифровая экономика положительно влияет на нашу жизнь, давая множество возможностей рядовому пользователю, и тем самым расширяя возможности самого рынка.
Риски цифровой экономики.
Внедрение в жизнь "цифры" и электронной коммерции тем не менее несет для человечества и ряд минусов, среди которых:
- риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных;
- "цифровое рабство" (использование данных о миллионах людей для управления их поведением);
- рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей. Это станет возможным вследствие дальнейшего распространения информационных технологий и ее продуктов, как-то: магазинов с электронными кассами, ботов, обслуживающих клиентов, беспилотных автомобилей и прочего);
- "цифровой разрыв" (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам).
Одним из проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" является проект "Цифровое государственное управление", которое подразумевает внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. Одними из мероприятий данного проекта являются внедрение типового автоматизированного рабочего места и создание программной среды типового автоматизированного рабочего места государственного служащего. Данные мероприятия должны реализовываться в рамках требований действующего законодательства Российской Федерации, включая требования по защите конфиденциальной информации. Также, одним из направлений национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется федеральный проект "Кадры для цифровой экономики". В развитие вышеперечисленных проектов и мероприятий и направлена основная часть мероприятий настоящей программы.
Одним из наиболее эффективных способов обеспечения технической поддержки аппаратно-технического оборудования и программного обеспечения, а также в целях реализации концепции административной реформы и совершенствования системы государственного управления путем передачи непрофильных функций органов власти в аутсорсинг является передача части функций по поддержке в профильные коммерческие организации, специализирующиеся в профильной области (сфере). Для достижения вышеобозначенной цели также направлены мероприятия настоящей подпрограммы.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности организаций муниципальных форм собственности, зачастую носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных организаций муниципальных форм собственности. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения изменений и обеспечения согласованности действий всех организаций муниципальных форм собственности.
Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости муниципальных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию политики администрации города в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальном управлении.
Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность организаций муниципальных форм собственности.
Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления исполнения мероприятий.
В информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом. Информационное общество характеризуется тем, что знания, информация, информационные услуги и отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), становятся доминирующими факторами развития общества. Отличительная черта информационного общества - доступность информационных ресурсов.
Огромная часть, имеющейся в современном обществе информации сосредотачивается в архивах, образуя значимый для общества информационной потенциал. Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень их автоматизации, которая охватывает процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов.
В настоящее время, когда реформированию подвергаются практически все стороны общественного устройства, многократно возрастает ценность архивной информации. Удовлетворить потребность общества в ней возможно лишь путем информатизации архивной отрасли, то есть создания оптимальных условий для этого процесса. В связи с пониманием архива как части государственной информационной системы, важнейшей задачей архивной отрасли становится развитие современной системы формирования, обеспечения сохранности и всестороннего использования Архивного фонда, основанном на информатизации отрасли.
Направление автоматизации всех процессов по работе с документами, переданными на архивное хранение является актуальным и соответствует общему направлению модернизации и внедрения передовых технологий в архивное дело города Южно-Сахалинска.
Самый большой и трудоемкий блок работ по автоматизации архива - оцифровка архивных документов. В масштабах архивного отдела Управления документационного обеспечения МКУ "Управление делами администрации города Южно-Сахалинска" - это оцифровка более 57 тыс. единиц хранения - дел (объем одного дела около 300 листов) с созданием регистрационно-учетной карточки.
В настоящее время оцифровка архивных документов производится сотрудниками архивного отдела по утвержденному графику оцифровки в количестве 8 дел в месяц, в связи с тем, что оцифровка является дополнительным функционалом сотрудников. Оцифровка проводится при помощи специального устройства для сканирования "Визуализатор архива ViAr - А500", не предназначенного для оцифровки большого объема документов, а также требующего максимального объема трудозатрат.
В соответствии с Методическими рекомендациями Федерального архивного агентства (Росархив) по электронному копированию архивных документов и управлению полученным информационным массивом, работы по оцифровке архивных документов должны осуществляться специализированным подразделением архива. Создание электронного фонда пользования планируется и организуется как самостоятельный вид работы и не может рассматриваться в качестве дополнительного функционала сотрудников архивных учреждений.
В связи с этим необходимо привлечение организаций, оказывающих услуги по промышленной (залповой) оцифровке документов любого количества на территории заказчика, по созданию баз данных.
Оцифровка архивных документов обеспечивает:
- сохранность архивных документов за счет изъятия из оборота особо ценных и наиболее востребованных документов и предоставления пользователям их электронных копий;
- повышение доступности архивной информации для юридических и физических лиц посредством размещения автоматизированного научно-справочного аппарата и электронных копий архивных документов в сети Интернет.
Министерством культуры и архивного дела Сахалинской области к 2020 году планируется к введению в эксплуатацию единая региональная архивная система Сахалинской области (ЕРАИС СО), которая предусматривает автоматизацию производственных процессов и процедур муниципальных архивов, в том числе при помощи загрузки электронных образов архивных документов и научно-справочного аппарата к ним.
Результаты создания ЕРАИС СО станет внедрение комплексной отраслевой архивной информационной системы, предназначенной для автоматизации деятельности архивов Сахалинской области по хранению и использованию документов Архивного фонда Сахалинской области, оказанию юридическим и физическим лицам государственных услуг на основе документов Архивного фонда Сахалинской области.
В результате создания единой архивной информационной системы Сахалинской области (ЕАИС СО) существенно повысятся возможности органов государственной власти, организаций и частных лиц по оперативному доступу к услугам архивных учреждений области. Подготовка и исполнение социально-правовых запросов и тематических запросов (в т. ч. запросов органов исполнительной власти) будет производиться на основе всей необходимой информации, хранящейся в архивных учреждениях области.
Реализация виртуального читального зала позволит зарегистрированным пользователям государственного архива области осуществлять работы удаленно, что, с одной стороны, способствует разгрузке читального зала архива, а с другой - обеспечивает многопользовательский доступ к документу при полной сохранности физического оригинала.
Создание единой системы и организация удаленного доступа к архивным документам позволит осуществить постепенное объединение информационных ресурсов государственных и муниципальных архивов, существующих информационных систем, тематических баз данных и документов в электронном виде. В этом случае будет обеспечена сбалансированность данных первичного и централизованного учета архивных документов в целом по архивным учреждениям Сахалинской области.
Цифровая трансформация.
Цифровая трансформация - это изменение формы деятельности в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация прежде всего означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации - стратегическое управление данными.
Проведенный анализ бизнес-процессов в администрации города Южно-Сахалинска показал, что для повышения качества оказываемых муниципальных услуг, а также повышения производительности труда сотрудников муниципалитета необходимо провести цифровую трансформацию системы управления муниципалитетом и исполняемых бизнес-процессов.
Для цифровой трансформации бизнес-процессов в администрации города Южно-Сахалинска, включая структурные подразделения аппарата, отраслевые (функциональные) органы администрации города, необходимо:
- организовать вовлечение сотрудников муниципалитета в проводимые и предстоящие изменения, связанные с цифровой трансформацией;
- осуществить комплексную инвентаризацию ключевых рабочих процессов;
- выполнить оптимизацию инвентаризированных процессов по временным и финансовым показателям;
- создать информационную систему управления муниципалитетом на основе интеграционной платформы обмена данными.
От полученных результатов ожидается следующий эффект:
- существенное повышение производительности труда в системе муниципального управления;
- кардинальное повышение качества взаимодействия администрации города Южно-Сахалинска, граждан, бизнеса, контролирующих органов и организаций;
- реализация регионального проекта "Эффективный регион" в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
Важнейшим фактором, способствующим развитию гражданского общества, является взаимодействие органов власти, общественных организаций со СМИ. Задача последних - освещение социальных проблем и усилий, направленных на их решение; информирование населения о деятельности НКО, ТОС, консультативно-совещательных органов, органов местного управления и других институтов гражданского общества. СМИ в значительной мере формируют представление граждан о социуме и тенденциях его развития.
СМИ выполняют функции взаимодействия между органами МСУ и социумом, формируют общественное мнение, обеспечивают доступ населения к информации о социально-экономических, политических, культурных и других актуальных аспектах городского округа. Это обуславливает необходимость предоставления населению качественного информационного продукта и постоянного развития коммуникативной среды общества.
СМИ постоянно претерпевают изменения, обусловленные социально-экономическими процессами и развитием информационно-телекоммуникационных технологий. Общемировой тенденцией развития медиаиндустрии можно считать превалирование телевидения, радио и информационно-телекоммуникационной массовой информации.
Печатные периодические издания сохраняют свою аудиторию и по-прежнему являются востребованным коммуникативным средством. Главными задачами МАУ "Издательский дом "Южно-Сахалинск сегодня" являются информирование о деятельности администрации городского округа, об общественно значимых событиях, происходящих в экономической, политической, культурной, спортивной и иных сферах жизни городского округа, информирование о лучших людях города, которые активно участвуют в развитии Южно-Сахалинска, повышение авторитета органов МСУ. В связи с этим существует необходимость внесения изменений в действующий Перечень общественно значимой информации о деятельности мэра города Южно-Сахалинска, структурных подразделений аппарата администрации города, отраслевых (функциональных) органов администрации города, а также муниципальных учреждений и предприятий в пределах полномочий органов МСУ, утвержденный постановлением администрации города Южно-Сахалинска N 2515-па от 10.08.2016.
Развитие городского округа, серьезно активизировавшееся в период с 2015 по 2018 годы, вызвало необходимость подготовки значительно большего объема нормативных правовых актов, особенно в сфере градостроительства и земельных отношений, которые обеспечивают правовую основу этого процесса. С этим связано увеличение количества и объема документов, предназначенных для публикации в официальном органе городского округа - газете "Южно-Сахалинск сегодня". Такая тенденция прослеживается на протяжении нескольких последних лет. Судя по ней, в ближайшие годы количество и объем документов, предназначенных для официальной публикации в газете "Южно-Сахалинск сегодня", будет также возрастать. В связи с этим увеличивается объем газеты, соответственно растут типографические расходы на ее печатание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.