Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г. по делу N 16-344/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Администрации МО "Шебалинский район" Садучиной А.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 8 июля 2020 года и решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования "Шебалинский район" (далее - Администрации МО "Шебалинский район", администрация района) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 8 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 года, Администрация МО "Шебалинский район" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник Администрации МО "Шебалинский район" Садучина А.С. просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает на передачу администрацией района полномочий по содержанию дорог сельскому поседению на основании соответствующего соглашения, а также на недоказанность наличия у администрации района возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. На территориях сельских поселений указанные вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пункт 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) содержит требования к покрытию проезжей части дорог.
Из обстоятельств дела следует, что 10 мая 2020 года в 09 час. 10 мин. в ходе проведения обследования участка дороги (улицы) Октябрьская в районе домов NN 50, 56, 67, 71, 73/1 в с.Черга Шебалинского района Республики Алтай на проезжей части асфальтобетонного покрытия установлено наличие выбоин, размеры которых превышающих предельные размеры, указанные в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, чем нарушены требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15.05.2020, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 10.05.2020, фототаблицей, другими имеющимися в деле документами.
Таким образом, вывод о наличии в бездействии Администрации МО "Шебалинский район" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В целом доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Признавая несостоятельными доводы администрации района о передаче сельскому поселению полномочий по организации в границах Чергинского сельского поселения содержания дорог общего пользования местного значения на основании Соглашения, заключенного между Администрацией района МО "Шебалинский район" и Сельской администрацией муниципального образования Чергинское сельское поселение, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что согласно п.1.1 Соглашения, утвержденного решениями представительных органов названных муниципальных образований, и Перечню мероприятий по организации в границах МО Чергинское сельское поселение содержания дорог общего пользования местного значения, сельскому поселению передается полномочие по содержанию дорог в зимнее время.
Дополнительные соглашения от 30.01.2020, от 18.06.2020, изменяющие перечень мероприятий по организации в границах МО Чергинское сельское поселение содержания дорог общего пользования местного значения, решением Совета депутатов МО "Шебалинский район" и решением сельского Совета депутатов сельской администрации МО Чергинское сельское поселение, как того требует Порядок заключения соглашений органами местного самоуправления МО "Шебалинский район" с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав МО "Шебалинский район", о принятии (передаче) части полномочий по решению вопросов местного значения (утвержден решением Совета депутатов МО "Шебалинский район" от 09.06.2015 N 15-5-р), не утверждены, в связи с чем не являются вступившими в силу.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что Администрация МО "Шебалинский район" является субъектом вмененного правонарушения, соответствует установленным обстоятельствам.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у Администрация МО "Шебалинский район" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке установленных судами обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание администрации района назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Шебалинского района Республики Алтай от 8 июля 2020 года и решение судьи Шебалинского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования "Шебалинский район" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Администрации МО "Шебалинский район" Садучиной А.С. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.