Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2021 г. по делу N 16-351/2021-
Постановлением Верховного Суда РФ от 13 мая 2021 г. N 51-АД21-4-К8 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника АО "Сибирь-Полиметаллы" Давыдова А.А., действующего на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2020 года и решение судьи Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Сибирь-Полиметаллы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 года, АО "Сибирь-Полиметаллы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник АО "Сибирь-Полиметаллы" Давыдов А.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события правонарушения, в обоснование указывает, что протокол об административном правонарушении составлен без участия защитника; при осмотре промплощадки Карболихинского рудника 22 апреля 2020 года представитель юридического лица, понятые не присутствовали, видеозапись не применялась, протокол осмотра не составлялся; справка от 24 апреля 2020 года является недопустимым доказательством, поскольку ее составление нормами КоАП РФ не предусмотрено; акт проверки не составлялся; фототаблица не позволяет идентифицировать место и время ее составления; профилактические меры и методические рекомендации Роспотребнадзора, принятые до утверждения 22 мая 2020 года СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", зарегистрированных Минюстом России 26 мая 2020 года, носили рекомендательный характер и не являлись нормативным правовым актом; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, предусмотренного ч.1 ст.28.8 КоАП РФ; санитарный врач ФИО4, ранее участвовавшая в рассмотрении дела как представитель административного органа, неправомерно была допрошена в качестве свидетеля.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мероприятиях по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nСоV) и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В целях реализации данного постановления с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года N 120).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в субъекте Российской Федерации определено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства Алтайского края от 06 апреля 2020 года N 150 "Об определении организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые могут осуществлять деятельность в период действия Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" определено, что в условиях действия Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 могут осуществлять деятельность организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, при условии реализации ими мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции СОVID-19 на объекте (территории) организации, предусмотренных рекомендациями и требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, нормативными актами Алтайского края. 13 апреля 2020 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 с целью реализации постановления Губернатора Алтайского края от 06 апреля 2020 года N 150, а также, учитывая увеличение количества лабораторно подтвержденных случаев СОVID-19 в Алтайском крае, главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю вынесено постановление N 637 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19 на территории Алтайского края", которым юридическим лицам всех форм собственности, деятельность которых не запрещена постановлением Губернатора Алтайского края от 06 апреля 2020 года N 150, предписано обеспечить выполнение комплекса мероприятий по профилактике СОVID-19, в том числе:
- при входе работников в организацию (предприятие) обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, с целью соблюдения мер личной гигиены обеспечить умывальные раковины диспенсерами для жидкого мыла и кожными антисептиками(пп.3.1 п. 3);
- с целью регулярного обеззараживания воздуха применять в рабочих помещениях бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха или использовать спреи (аэрозоли) с заявленным дезинфицирующим действием (пп.3.3 п.3).
Из обстоятельств дела следует, что 22 апреля 2020 года в 12 часов 00 минут при расследовании причин возникновения инфекционного заболевания коронавирусной инфекции на основании распоряжения главного государственного санитарного врача по Локтевскому, Змеиногорскому, Третьяковскому районам от 22 апреля 2020 года N 2 в отношении юридического лица АО "Сибирь-Полиметаллы" по адресу: "адрес", промплощадка Корбалихинского рудника АО "Сибирь-Полиметаллы", установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: при входе работников на предприятие (на проходной) не обеспечена возможность обработки рук кожными антисептиками; в умывальных комнатах в общежитии умывальные раковины не обеспечены диспенсерами для жидкого мыла и кожных антисептиков (нарушен пп. 3.1 п. 3 постановления от 13 апреля 2020 года N 637); в рабочих помещениях с целью регулярного обеззараживания воздуха не обеспечено применение бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха, или применение аэрозолей с заявленным дезинфицирующим действием (нарушение пп. 3.3 п. 3 названного постановления).
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 24 апреля 2020 года, распоряжением о проведении расследования причин возникновения инфекционного заболевания от 22 апреля 2020 года, справкой по расследованию причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений от 24 апреля 2020 года, фототаблицей, пояснениями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебном заседании.
Таким образом, вывод о наличии в действиях АО "Сибирь-Полиметаллы" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В целом доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Постановление от 13 апреля 2020 года N 637 "О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края" принято Главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю в пределах полномочий, предоставленных статьями 29, 50, 51 Федерального закона от 30.0.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в связи с чем, вопреки доводам жалобы, носило обязательный характер.
Деяние АО "Сибирь-Полиметаллы", выразившееся в невыполнении пп.3.1, 3.3 п.3 указанного постановления, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у АО "Сибирь-Полиметаллы" возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
Обстоятельства совершения правонарушения установлены судебными инстанциями на основе представленных доказательств.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что по обстоятельствам лабораторно подтвержденных случаев выявления у работников АО "Сибирь-Полиметаллы" коронавирусной инфекции на основании распоряжения главного государственного санитарного врача по Локтевскому, Змеиногорскому, Третьяковскому районам Алтайского края от 22 апреля 2020 года проведено расследование причин возникновения инфекционного заболевания, что согласуется с п.1 ст.50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". По результатам составлена справка по расследованию причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений от 24 апреля 2020 года. Оснований для признания справки недопустимым доказательством не имеется. В совокупности с иными доказательствами она подтверждает обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.5 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу. Таким образом, ссылки жалобы на несоставление акта проверки основаны на ошибочном толковании норм права.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен с участием защитника АО "Сибирь-Полиметаллы" Маньшина А.Н, действующего на основании доверенности.
Довод жалобы о нерассмотрении должностным лицом административного органа ходатайства ФИО8 о допуске к участию в деле защитника Давыдова А.А. основанием для отмены принятых по делу актов не является.
Согласно представленной в материалы дела копии ходатайства, оно поступило после составления протокола об административном правонарушении. Вместе с тем, после составления протокола материалы дела определением должностного лица органа Роспотребнадзора от 24 апреля 2020 года были переданы на рассмотрение в районный суд.
При рассмотрении дела судьей районного суда, а также жалобы на постановление судьей вышестоящего суда защитник Давыдов А.А. участвовал и реализовывал права, предоставленные ст.25.5 КоАП РФ. Таким образом, право Общества на защиту не нарушено.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, поданной в кассационный суд, были предметом судебной проверки и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание АО "Сибирь-Полиметаллы" назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2020 года и решение судьи Алтайского краевого суда от 10 ноября 2020 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Сибирь-Полиметаллы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника АО "Сибирь-Полиметаллы" Давыдова А.А. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.