Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В. и Зиновьевой К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области поданную в суд первой инстанции 15 декабря 2020 г. на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июня 2020 г. по административному делу N 2а-2818/2019 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о передаче оружия для утилизации.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А. объяснения участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Новосибирска представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области - Волиной Л.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области -Илларионовой В.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о передаче оружия для утилизации. В обоснование заявленных требований указало, что конфискованное по судебным решениям оружие: марки "данные изъяты", марки "данные изъяты", марки "данные изъяты" марки "данные изъяты", марки "данные изъяты", является собственностью Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области. Данное оружие в настоящее время хранится на складах вооружения ГУ МВД России по Новосибирской области в связи с отсутствием у истца данных помещений. Конфискованное оружие имеет согласно акту технического состояния повреждения: многочисленные потертости, сколы и трещины на деревянных деталях, ржавчину и коррозию на металлических деталях, в результате чего вышеуказанное оружие технически не пригодно для эксплуатации.
Решением Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 25 декабря 2019 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июня 2020г, решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 25 декабря 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июня 2020 г, как незаконных и необоснованных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, просит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в том числе предмету исковых требований, полагает, что судами неправильно истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и не применен закон, подлежащий применению. Податель жалобы указывает, что суды не учли, что предметом настоящего судебного разбирательства является не изъятое, добровольно сданное или найденное оружие, а конфискованное по судебным решениям оружие.
На кассационную жалобу Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района г. Новосибирска от 21 августа 2014 г. оружие марки "данные изъяты" конфисковано в доход государства. Вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи 4-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области от 15 марта 2018 г. оружия марки "данные изъяты" и марки "данные изъяты" конфискованы в доход государства. Вступившим в законную силу постановлением и.о. мирового судьи 6-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области, мирового судьи 2-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области, от 06 октября 2014 г. оружие марки "данные изъяты" конфисковано в доход государства. Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи 8-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска оружие марки "данные изъяты" конфисковано в доход государства. Согласно акту технического состояния вооружения от 6 мая 2019 г. вышеуказанное оружие технически непригодно для эксплуатации. Изъятое оружие в настоящее время находится на складе хранения вооружения ГУ МВД России по Новосибирской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что в законом установлен основной субъект контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение -органы войск национальной гвардии, иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению не наделены.
Суд апелляционной инстанции проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами Железнодорожного районного суда города Новосибирска.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее- Закон об оружии) и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В соответствии абзацем 1 статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N814 (далее- Правила N84), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел.
Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации (пункт 82 Правил N84).
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83 Правил N814).
Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 N 1238 (далее- Положение N1238) определен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
В силу пункта 2 Положения N1238 оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства за исключением, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 Положения N1238).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области ссылалось, в том числе на то, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, осуществляя от имени Российской Федерации права собственника в отношении конфискованного оружия, разрешения на утилизацию не дает.
Вместе с тем, из вышеуказанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальные органы.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия на данный орган не возложена.
Доводы административного истца о том, что оружие конфисковано по решению суда, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку войска национальной гвардии наделены полномочиями исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов; осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (подпункт 27 пункта 1, 12 статьи 9, Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Отсутствие специального нормативного правового акта, регламентирующего порядок уничтожения оружия, изъятого в связи с совершением административного правонарушения, не является основанием для возложения на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы обязанности принять меры в отношении имущества, которое относится к объектам, ограниченным в обороте, в том числе передавать его иным органам и принимать решения о его уничтожении.
При указанных обстоятельствах, выводы судов относительно полномочий органов войск национальной гвардии по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия, в том числе конфискованного, являются правильными.
Доводы подателя жалобы об обратном, основаны на неверном токовании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Вопреки доводам административного истца, судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы судов мотивированы, соответствуют предмету заявленного административного иска, установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.