Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю, Попова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0017-01-2020-000113-10 по иску Скворцовой О.Н, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Лавреновой В.А, Лавренова Д.А. к Администрации Шумского муниципального образования, Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" о признании пострадавшими в результате паводка, признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании права на получение социальных выплат по кассационной жалобе Скворцовой О.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Скворцовой О.Н, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Лавреновой В.А, Лавренова Д.А. обратилась в суд с иском к Администрации Нижнеудинского муниципального образования (далее - Администрация) и Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - Управление) о признании пострадавшими в результате паводка, признании незаконным заключения межведомственной комиссии, признании права на получение социальных выплат. В обоснование требований истицей указано, что она и её несовершеннолетние дети являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом попал в зону затопления.
Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N дом был признан непригодным для проживания, но в связи с попаданием в зону затопления, а в связи с ветхостью. Заключение было основано на данных технического отчета, согласно которому при обследовании конструкций здания использовались визуальный и инструментальный метод. Так, визуально выявлялись видимые дефекты строительных конструкций (зоны замачивания, протечек). Инструментальным методом уточнялись геометрические размеры строительных конструкций и отдельных элементов, а также размеры дефектов. На странице 9 вышеуказанного заключения указано, что основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект недвижимости.
Истица полагает, что факт нахождения жилого дома в аварийном, непригодном для проживания состоянии установлен, в связи с чем она и её несовершеннолетние дети имеют право на меру социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Нижнеудинского районного суда Иркутской области от 06 февраля 2020 г. исковые требования удовлетворены. Скворцовой О.Н, Лавреновой В.А, Лавренова Д.А. признаны пострадавшими в результате паводка в июне-июле 2019 г. на территории "адрес"; признано незаконным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес" непригодным для проживания; за Скворцовой О.Н, Лавреновой В.А, Лавренова Д.А. признано право на социальную выплату в рамках мер социальной поддержки по обеспечению жильем взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 мая 2020 г. решение Нижнеудинского районного суда Иркутской области от 06 февраля 2020 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Скворцовой О.Н. изложена просьба об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Автор жалобы выражает несогласие с оценкой доказательств, данной судом второй инстанции, и полагает, что фактический анализ состояния жилого дома на предмет его соответствия требованиям установленных положением (является ли жилой дом пригодным или же непригодным для проживания) не проводился.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Скворцовой О.Н, Лавреновой В.А, Лавренова Д.А. являются собственниками (по 1/3 доли каждый) в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", р. "адрес".
Из акта обследования жилого "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по адресу: "адрес", р. "адрес", не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению; капитальный ремонт нецелесообразен (большой физический износ). Из акта также усматривается, что жилой дом в зоне подтопления не находился.
На основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом N от ДД.ММ.ГГГГ, основанному на результатах, отраженных в техническом отчете N ТО 0001-0382, составленном ООО "ЛЦТП" по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, здания, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес", состояние данного объекта согласно ГОСТ 31937-2011 оценивается как аварийное; выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания.
Согласно техническому отчету N ТО 0001-0382 по результатам обследования строительных конструкций здания, индивидуального жилого строения, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес", составленного ООО "ЛЦТП" ДД.ММ.ГГГГ, основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект. Согласно ГОСТ 31937-2011, категория технического состояния здания определена как аварийное.
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Администрации N 934 от 26 июня 2019 г. с 29 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03 июля 2019 г. N 316 (ред. от 02 августа 2019 г.) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 (в ред. от 31 октября 2019 г.) утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" (далее - Порядок) гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в т.ч. в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка.
Согласно пункту 1 статьи 6 Порядка право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 558-пп с учетом Постановления Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 г. N 1147-пн о внесении изменении установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в которые входит Нижнеудинский район, обозначен рабочий поселок Шумский.
Таким образом, единственным основанием для получения лицом социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего ему жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне-июле 2019 г. в Иркутской области.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что факт непригодности жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации может быть подтвержден только заключением межведомственной комиссии. Вместе с тем, согласно оспариваемому заключению межведомственной комиссии жилой дом, принадлежащий истице на праве собственности, пришёл в аварийное состояние в результате совокупности факторов, основным из которых является физический износ, не состоящий в причинно-следственной связи с произошедшим подтоплением (затоплением). При этом каких-либо допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что разрушение жилого дома произошло именно в результате подтопления (затопления), истицей в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ представлено не было.
Судом второй инстанции также принято во внимание и то обстоятельство, что Скворцовой О.Н. не обращалась к уполномоченному лицу с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты, не представляла необходимый в таких случаях пакет документов, подтверждающих факт гибели принадлежащего ей жилого помещения. Учитывая, что в своей деятельности суды не могут подменять иные компетентные органы, соблюдение порядка обращения с заявлением о предоставлении социальной выплаты обязательно; отказ в удовлетворении такого заявления и порождает у заинтересованного лица право на иск.
Выводы суда второй инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судебной коллегией областного суда допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 25 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Скворцовой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.