Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А. и Русиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N22RS0011-02-2019-004532-15 (2-292/2020) по иску Григорьевой Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Рубцовске и в Рубцовском районе Алтайского края о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости
по кассационной жалобе Григорьевой Л.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Рубцовске и в Рубцовском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Рубцовске и в Рубцовском районе Алтайского края) о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала на то, что решением УПФР в г. Рубцовске и в Рубцовском районе Алтайского края от 29 августа 2019 г. N ей отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на ее досрочное назначение. В ее специальный стаж не засчитаны следующие периоды: с 2 января 1991 года по 24 января 1991 года (24 дня) - командировка; с 1 сентября 2001 года по 30 сентября 2007 года, с 29 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, с 10 марта 2008 года по 2 ноября 2008 года, с 8 декабря 2008 года по 5 апреля 2009 года, с 11 мая 2009 года по 1 ноября 2009 года, с 7 декабря 2009 года по 4 апреля 2010 года, с 1 мая 2010 года по 6 сентября 2010 года, с 15 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 2 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года - работа в МБОУ "Основная общеобразовательная школа N имени А.С. Пушкина" на неполную ставку (8 лет 9 месяцев 4 дня); с 1 октября 2007 года по 28 октября 2007 года, с 2 февраля 2008 года по 9 марта 2008 года, с 3 ноября 2008 года по 7 декабря 2008 года, с 6 апреля 2009 года по 10 мая 2009 года, с 2 ноября 2009 года по 6 декабря 2009 года, с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 25 октября 2010 года по 14 ноября 2010 года, с 1 декабря 2010 года по 1 апреля 2011 года - ученический отпуск (11 месяцев 8 дней), с 21 ноября 2016 года по 24 ноября 2016 года - курсы повышения квалификации (4 дня).
Полагает, что исключение перечисленных периодов из специального стажа противоречит действующему законодательству.
С учетом уточнения исковых требований просила отменить решение УПФР в г. Рубцовске и в Рубцовском районе Алтайского края от 29 августа 2019 г. N об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложить на ответчика обязанность включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением - с 16 августа 2019 года.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 17 марта 2020 г. исковые требования Григорьевой Л.В. удовлетворены частично, постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края включить в специальный стаж Григорьевой Л.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 2 января 1991 года по 24 января 1991 года, с 1 сентября 2001 года по 30 сентября 2007 года, с 29 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, с 10 марта 2008 года по 2 ноября 2008 года, с 8 декабря 2008 года по 5 апреля 2009 года, с 11 мая 2009 года по 1 ноября 2009 года, с 7 декабря 2009 года по 4 апреля 2010 года, с 1 мая 2010 года по 6 сентября 2010 года, с 15 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 2 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года, с 1 октября 2007 года по 28 октября 2007 года, с 2 февраля 2008 года по 9 марта 2008 года, с 3 ноября 2008 года по 7 декабря 2008 года, с 6 апреля 2009 года по 10 мая 2009 года, с 2 ноября 2009 года по 6 декабря 2009 года, с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 25 октября 2010 года по 14 ноября 2010 года, с 1 декабря 2010 года по 1 апреля 2011 года, с 21 ноября 2016 года по 24 ноября 2016 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края назначить Григорьевой Л.В, ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 августа 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований (об отмене решения Григорьевой Л.В. отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 августа 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж Григорьевой Л.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 1 сентября 2001 года по 30 сентября 2007 года, с 29 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, с 10 марта 2008 года по 2 ноября 2008 года, с 8 декабря 2008 года по 5 апреля 2009 года, с 11 мая 2009 года по 1 ноября 2009 года, с 7 декабря 2009 года по 4 апреля 2010 года, с 1 мая 2010 года по 6 сентября 2010 года, с 15 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 2 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года и назначении Григорьевой Л.В, досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 августа 2019 г, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Григорьевой Л.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 августа 2020 года, как незаконного.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что что 16 августа 2019 года Григорьева Л.В. обратилась в УПФ РФ в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 29 августа 2019 года N Григорьевой Л.В. отказано в назначении пенсии, поскольку отсутствует стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения пенсии.
Из решения следует, что по представленным документам стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 18 лет 6 месяцев 14 дней. Продолжительность страхового стажа 31 год 3 месяца 29 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 60, 864 балла.
В стаж не включены следующие периоды работы, являющиеся предметом спора: с 2 января 1991 года по 24 января 1991 года - командировка; с 1 сентября 2001 года по 30 сентября 2007 года, с 29 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, с 10 марта 2008 года по 2 ноября 2008 года, с 8 декабря 2008 года по 5 апреля 2009 года, с 11 мая 2009 года по 1 ноября 2009 года, с 7 декабря 2009 года по 4 апреля 2010 года, с 1 мая 2010 года по 6 сентября 2010 года, с 15 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 2 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года - работа в МБОУ ООШ N им. А.С. Пушкина; с 1 октября 2007 года по 28 октября 2007 года, с 2 февраля 2008 года по 9 марта 2008 года, с 3 ноября 2008 года по 7 декабря 2008 года, с 6 апреля 2009 года по 10 мая 2009 года, с 2 ноября 2009 года по 6 декабря 2009 года, с 5 апреля 2010 года по 30 апреля 2010 года, с 25 октября 2010 года по 14 ноября 2010 года, с 1 декабря 2010 года по 1 апреля 2011 года - ученический отпуск, с 21 ноября 2016 года по 24 ноября 2016 года - курсы повышения квалификации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что в период времени с 1 сентября 2001 года по 30 июня 2011 года истец помимо педагогической нагрузки при исполнении обязанностей заместителя директора по воспитательной работе 0, 5 ставки имела учебную нагрузку по предмету - музыка не менее 12 часов (не менее 2/3 ставки), выполняла обязанности по организации и руководству детским музыкальным кружком (лично проводя занятия с учащимися) в этой же школе в объеме не менее 6 часов в неделю, работав полную рабочую неделю, пришел к выводу о том, что оснований для отказа во включении данного периода работы на таких условиях в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в разных должностях, включенных в Список - на основании отдельно заключенных трудовых договоров по каждой из должностей или путем внесения в основной трудовой договор по должности заместителя директора дополнения о выполнении преподавательской работы в необходимом объеме, или наоборот, вменения учителю обязанностей заместителя директора. В связи с этим суд удовлетворил исковые требования истца и возложил на ответчика обязанность по включению периодов работы истца в МБОУ "Основная общеобразовательная школа N имени А.С. Пушкина" в специальный стаж.
Приходя к указанному выводу, а также с учетом удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности по включению иных периодов работы, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения заявителя в пенсионный орган (16 августа 2019 года).
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил в части возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж Григорьевой Л.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующих периодов: с 1 сентября 2001 года по 30 сентября 2007 года, с 29 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, с 10 марта 2008 года по 2 ноября 2008 года, с 8 декабря 2008 года по 5 апреля 2009 года, с 11 мая 2009 года по 1 ноября 2009 года, с 7 декабря 2009 года по 4 апреля 2010 года, с 1 мая 2010 года по 6 сентября 2010 года, с 15 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года, с 2 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года и назначении Григорьевой Л.В. досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 августа 2019 года, принял в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным Законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз.3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и действовавших до 1 января 2002 года было предусмотрено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в пунктах 1 - 3 (кроме детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии), 4 - 7, 9 Списка, включается в выслугу при условии ведения ими преподавательской работы в том же или в другом образовательном учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а учреждений среднего профессионального образования (пункт 10 Списка) - при условии ведения ими преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Независимо от ведения преподавательской работы в выслугу включается работа в качестве:
директоров (начальников, заведующих) детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии;
заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно - воспитательной, воспитательной, производственной, учебно - производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1 - 7, 9, 10 Списка.
Работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в других пунктах Списка, в выслугу не засчитывается.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пункт 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 года N781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 года N781).
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 года N781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Согласно справке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N имени А.С. Пушкина" учителю музыки Григорьевой Л.В. распределена учебная нагрузка за период 2001 - 2002 годы - 14 часов, 2002 - 2003 годы - 13 часов, 2003 - 2004 годы - 13 часов 2004 - 2005 годы - 13 часов, 2005 - 2006 годы - 14 часов, 2006 - 2007 годы- 13 часов, 2007 - 2008 годы - 13 часов 2008- 2009 годы - 13 часов, 2009 - 2010 годы - 12 часов, 2010 - 2011 - 15 часов.
Разрешая исковые требования Григорьевой Л.В, суд апелляционной инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе учитывая, что работа Григорьевой Л.В. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки в спорный период являлась для нее дополнительной, выполняемой наряду с основной работой в должности учителя музыки на неполную ставку (неполную педагогическую нагрузку) с 1 сентября 2001 года по 30 июня 2011 года, правило суммирования педагогической нагрузки при том, что такая нагрузка по должности заместителя директора по воспитательной работе не установлена, не может быть применено, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для зачета в специальный стаж истца указанного периода работы.
Судом также установлено, что в спорный период времени истец, работая в должности учителя музыки, осуществляла ведение кружка "Веселые нотки" с 2002 по 2010 годы.
Пунктом 2.5 приказа Минобрнауки Российской Федерации от 27 марта 2006 года N 69 "Об особенностях рабочего времени и времени отдыха, педагогических и других работников образовательных учреждений" (действовавшего в спорный период времени) установлено, что режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем которой регулируется образовательным учреждением.
То есть, кружковая работа является одной из форм догрузки для учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере. При этом данная догрузка должна выполняться за ставку учителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N191 установлены понятия "продолжительность рабочего времени" и "нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы". Продолжительность рабочего времени педагогических работников согласно Примечанию к абзацу 1 постановления включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Тогда как норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы согласно Примечанию к пункту 2 постановления для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
Пунктом 2 постановления N191 для учителей общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (а не продолжительность рабочего времени). Таким образом, в норму часов преподавательской работы не может быть включена иная педагогическая работа, кроме часов, включенных в объем учебной нагрузки.
Исключение указанным постановлением сделано лишь для учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка в перечисленных случаях, перечень которых является закрытым.
В данном случае, истец, являясь учителем музыки МБОУ "ООШ N им. А.С.Пушкина" под данный перечень не подпадает.
Аналогичные положения о догрузке и категории учителей, которым такая догрузка предоставляется, была установлена приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными положениями, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе должностные обязанности, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N761н, акт документальной проверки факта работы (с 1994 по 2007 годы) Григорьевой Л.В. в МБОУ "ООШ N им. А.С. Пушкина" от 21 декабря 2015 г. основанный, в том числе на карточках-справках с расчетными листками по начислению заработной платы, пришел к выводу о том, что оснований для суммирования выполняемой истцом кружковой работы с нагрузкой учителя музыки не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица истца спорный период работы истца работодатель отмечал, как обычные условия.
Без включения в специальный стаж истца периода работы в МБОУ "ООШ N им. А.С. Пушкина" у Григорьевой Л.В. отсутствует требуемый стаж педагогической работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, поэтому доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Выводы суда апелляционной инстанции являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в апелляционном определении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального законодательства, поскольку проверяя решения суда первой инстанции в части суммирования учителя музыки с нагрузкой на основании приказа от 17 сентября 2001 г. в должности педагога дополнительного образования с 1 сентября 2001 - 2002 годы, суд дал оценку фактическим обстоятельствам дела, которые не являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, поскольку требования о суммировании периодов работы в должности педагога дополнительного образования не были заявлены и не были доводами апелляционной жалобы, в настоящим случае достаточным основанием для отмены правильного принятого по существу апелляционного определения, не имеется.
Никаких существенных нарушений со стороны суда апелляционной инстанции норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного судебного постановления, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы судебная коллеги по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 августа 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьевой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.