Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А. и Русиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело делу N42RS0019-01-2019-010051-44 (2-328/2020) по иску Файзуллина В.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить период работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию
по кассационной жалобе Файзуллина В.М. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Файзуллин В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, обязании включить период работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 11 марта 2019г. он обратился в УПФР в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 11 июня 2019 г. ответчиком вынесено решение о приостановлении рассмотрения заявления об установлении пенсии. 10 июля 2019 г. истец получил почтовым отправлением решение УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное), которым отказано в установлении пенсии по причине недостаточного количества страхового и специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости. С указанным решением не согласен.
Так, в специальный стаж не были включены периоды работы:
с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г. в должности слесаря-монтажника, место работы: РСУ-1 Треста "Новокузнецкгражданстрой";
с 20 октября 1991 г. по 23 апреля 1998 г. в должности монтажника железобетонных конструкций, место работы: РСУ-1 треста "Новокузнецкгражданстрой".
Не в полном объеме был включен в специальный стаж период работы:
с 2 июля 1981 г. по 25 августа 1981 г. в должности слесаря по ремонту металлургического оборудования 2 разряда, место работы: ЗСМК.
В архивной справке АО "ЕВРАЗ ЗСМК" N от 25 апреля 2019 г. указан период с 2 июля 1981 г. по 25 августа 1981 г. Ответчик ссылается в своем решении только на период с 2 июля 1981 г. по 14 июля 1981 г. что является ошибкой.
В страховой стаж не были включены следующие периоды: с 15 января 1979 г. по 15 мая 1981 г. период обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате школ Заводского района г. Новокузнецка; с 1 июля 2016 г. по 17 марта 2019 г. период ухода за инвалидом 1 группы и престарелым, достигшим возраста 80 лет.
По подсчетам ответчика его страховой стаж составляет 16 лет 2 месяца и 15 дней, а специальный стаж составляет 2 года 8 месяцев и 14 дней.
С указанным решением не согласен, полагает, что представленные документы подтверждают его право на пенсию по Списку N 2.
С учетом уточнений исковых требований просил о признании решения УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 2 июля 2019г. N незаконным, возложении обязанности зачесть в специальный стаж по Списку N2 периоды работы: с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г. в должности слесаря - монтажника РСУ-1 треста "Новокузнецгражданстрой"; с 20 октября 1991 г. по 23 апреля 1998 г. в должности монтажника железобетонных конструкций РСУ-1 треста "Новокузнецгражданстрой"; период прохождения военной службы в Вооруженным силах СССР с 21 апреля 1982 г. по 5 июня 1985 г. в двойном размере.
Обязать ответчика зачесть в страховой стаж период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2015 г.; период обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате школ Заводского района г.Новокузнецка с 15 января 1979 г. по 15 мая 1981 г.
Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости по Списку N 2 с 17 марта 2019 г, то есть с момента возникновения права.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы Файзуллина В.М. с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г. в должности слесаря-монтажника в ремонтно-строительном управлении N1 треста "Новокузнецкгражданстрой", с 20 октября 1991 г. по 23 апреля 1998 г. в должности монтажника железобетонных конструкций в Ремонтно-строительном управлении N треста "Новокузнецкгражданстрой", период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 30 июня 1983 г. по 5 июня 1985 г. в размере 1 год 11 месяцев 7дней.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Файзуллиным В.М. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11 марта 2019 г. Файзуллин В.М. обратился в УПФР в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением УПФР в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 2 июля 2019 г. N Файзуллину В.М. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку истцом не выработан страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В специальный стаж истца ответчиком не засчитаны периоды работы:
с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г. в качестве слесаря-монтажника в РСУ-1 треста "Новокузнецкгражданстрой", так как не усматривается наименование должности, производство, занятость на работах с особыми условиями труда. Факт работы в особых условиях не подтвержден документально.
с 20 октября 1991 г. по 23 апреля 1998 г. в качестве монтажника железобетонных конструкций в РСУ-1Треста "Новокузнецкгражданстрой" так как факт работы в особых условиях труда не подтвержден документально, наименование профессии не соответствует Спискам.
В соответствии с пунктом 109 положения от 3 августа 1972 г. N 590 для права в специальный стаж по Списку N 2 может быть включен частично период службы в армии (1 год 2 месяца 8 дней) в размере, не превышающем выработанного специального стажа на 31 декабря 1991 г. Для права в специальный стаж по Списку N2 не может быть включен частично период службы в армии продолжительностью 3 месяца 28 дней так как работа в профессиях машинист конвейера в углеобогатительном цехе коксохимического производства, и машинист крана металлургического производства в Списке N 2 от 1956 не поименованы, а указаны только в Списке N 2 от 1991 года. Страховой стаж составляет 16 лет 2 месяца 15 дней, с учетом решения Конституционного Суда 2-П страховой стаж составляет 19 лет 3 месяца 14 дней. Нет оснований для включения в страховой стаж периода в качестве индивидуального предпринимателя с 11 декабря 2002 г. по 28 декабря 2018 г, так как страховые отчисления в указанный период в Пенсионный фонд не производились.
Из письма начальника УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 26 июля 2019 г. адресованного истцу Файзуллину В.М. следует, что с учетом дополнительно представленных документов страховой стаж истца на дату обращения за досрочным назначением пенсии по старости (11 марта 2019 г.) в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П составил 22 года 4 месяца 27 дней (включая период военной службы по призыву с 21 апреля 1982 г. по 5 июня 1985 г. в двойном размере и период учебы в 1981-1982 год), а в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в календарном исчислении, без учета периода учебы 19 лет 3 месяца 14 дней. В страховой стаж включен период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет и являющимся инвалидом 1 группы с 1 июля 2016 г. по 10 марта 2019 г. согласно указанному письму, специальный стаж по Списку N2 с суммированием по Списку N1 составляет 2 года 8 месяцев 13 дней.
Согласно записям трудовой книжки, приказам по РСУ-1 треста Новокузнецкремстрой", РСУ-1 треста "Новокузнецкгражданстрой", ТОО "РСУ-1, Файзуллин В.М. 2 июля 1981 г. принят в конвертерный цех N слесарем по ремонту металлургического оборудования 2 разряда; 25 августа 1981 г. уволен по собственному желанию; с 21 апреля1982 г. по 5 июня 1985г. служба в Советской Армии; с 4 сентября 1985 г. принят в обжимной цех машинистом клещевого крана металлургического производства на горячих участках работ N раз.; 28 октября 1986 г. уволен по собственному желанию; 11 ноября 1986 г. принят слесарем монтажником 4 разряда в ремонтно-строительное управление N треста "Новокузнецкремстрой", переименованном с 26 июля 1987 г. в ремонтно-строительное управление N треста "Новокузнецкгражданстрой", в товарищество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление N"; с 22 апреля 1991 г. в связи с производственной необходимостью, уходом в очередной отпуск и.о. механика Крейтер Л.В. переведен и.о. механика (дата окончания перевода не указана); с 5 июня 1991г. переведен исполняющим обязанности прораба (дата окончания перевода не указана); с 20 октября 1991 г. слесарь монтажник 4 разряда, переведен на участок N монтажником железобетонных конструкций (жбк) 4 разряда; с 14 октября 1992 г. монтажник железобетонных конструкций 4 разряда, таб. N переведен с участка N на участок N; 23 апреля 1998 г. уволен (приказ от 21 апреля 1998 г. N).
Согласно приказам по РСУ-1 треста "Новокузнецкгражданстрой" от 23 марта 1991 г. N, от 20 июня 1991 г. N, от 18 июля 1991 г. N, от 8 августа 1991 г. N, от 7 апреля 1992 г. N-к, от 2 июня 1992 г. N, от 20 октября 1994 г. N, от 11 ноября 1994 г.: участок N, на котором работал Файзуллин В.М. в период с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г, выполнял работы по капитальному ремонту металлургического оборудования (прокатные станы: 250-1, 250-2 и 450; коксовые бункера доменной печи N) на объектах ЗСМК; участки N и 4, на которых работал Файзуллин В.М. в спорный период с 20 октября 1991 г. по 23 апреля 1998 г, выполняли ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы на объектах заказчиков при капитальном строительстве и ремонте зданий, сооружений и других объектов, например: "адрес" (строящийся объект); здание Горисполкома; территория собственной базы (строящиеся объекты).
Согласно справкам N от 10 июня 2019 г, уточняющим особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающих постоянную занятость на соответствующих видах работах ООО "Паркет" (хранитель документов РСУ-1 треста "Новокузнецкремстрой", РСУ-1 треста "Новокузнецкгражданстрой", ТОО "РСУ-1") Файзуллин В.М. работал полный рабочий день в РСУ-1 треста "Новокузнецкремстрой", РСУ-1 треста "Новокузнецкгражданстрой": с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г. в должности слесаря-монтажника4 разряда (монтажник оборудования металлургических заводов, постоянно занятый на ремонте металлургического оборудования) на участке N (Западно-Сибирский Металлургический Комбинат: прокатные станы 250-1, 250-2 и 450). Работа слесарем-монтажником предусмотрена Списком N 2, разделом 3, подразделом 3, позицией 2040300а-14587 "Монтажники оборудования металлургических заводов, постоянно занятые на ремонте металлургического оборудования", утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173); с 20 октября 1991 г. (приказ от 14 октября 1991 г. N/к) по 23 апреля 1998 г. в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда на участке N. Работа монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций предусмотрена Списком N, разделом 27, подразделом 1, позицией 2290000а-14612, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173).
Справки выданы на основании копии приказов: от 10 ноября 1986 г. N/к, от 14 октября 1991 г. N/к и от 21 апреля 1998 г. N-к.
Из материалов дела следует, что РСУ-1 треста "Новокузнецкремстрой" (РСУ-1 треста "Новокузнецкграждаснтрой", ТОО "РСУ-1), являлось специализированной ремонтно-строительной организацией, осуществляющей капитальные ремонты металлургического оборудования (прокатные станы: 250-1, 250-2 и 450; коксовые бункера доменной печи N) на предприятии черной металлургии - Западно-Сибирском металлургическом комбинате (далее - ЗСМК), а также ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы при капитальном строительстве и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу о включении периодов работы с 11 ноября 1986 г. по 19 октября 1991 г. в должности слесаря-монтажника в Ремонтно-строительном управлении N треста "Новокузнецкгражданстрой", с 20 октября 1991 г. по 23 апреля 1998 г. в должности монтажника железобетонных конструкций в Ремонтно-строительном управлении N треста "Новокузнецкгражданстрой" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решение суда в данной части сторонами по делу не обжалуется и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периода обучения истца в межшкольном учебно-производственном комбинате школ Заводского района г. Новокузнецка в период с 15 января 1979 г. по 15 мая 1981г. суд не нашел оснований для удовлетворения указанных требований.
Файзуллиным В.М. была подана апелляционная жалоба на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2020 г.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Файзуллина В.М, согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей ранее) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам; женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из анализа данных норм материального права следует, что законодатель, устанавливая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, связывает такое право не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях и по одним и тем же профессиям, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня или при неполной занятости на соответствующих работах.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разделом III "Металлургическое производство (черные металлы) Списка N 2 от 26 января 1991 г. предусмотрены "монтажники оборудования металлургических заводов, постоянно занятые на ремонте металлургического оборудования" ("слесари-монтажники по оборудованию металлургических заводов, постоянно занятые на ремонте металлургического оборудования" -разъяснение от 30 сентября 1997 г. N 8, утв. постановлением Минтруда России от 30 сентября 1997 г. N 51) - коды позиций 2040100а-14587; 2040200а-14587; 2040300а-14587; 2040400а-14587. Разделом IV "Металлургическое производство (черные металлы)" подразделами 1-5 Списка N 2 от 22 августа 1956 г. предусмотрены "слесари дежурные и ремонтные, бригадиры слесарей" ("слесари-монтажники (монтажники) специализированных ремонтных организаций, цехов и кустов, постоянно занятые на ремонте металлургического оборудования" - разъяснение от 2 апреля 1976 г. N 5/8, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N81/8).
Разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г. предусмотрены "монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций" (код позиции 2290000а-14612). Разделом XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22.08.1956 года предусмотрены "монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
Доводы кассационной жалобы Файзуллина В.М. аналогичны доводам апелляционной жалобы и направлены на несогласие с выводами судов в части отказа в удовлетворении требований о включении периода обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате школ Заводского района г. Новокузнецка с 15 января 1979 г. по 15 мая 1981г. со ссылкой на подп. "з" пункт109 постановления Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972г. N590 (ред. от 30 января 1988 г.) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В соответствии с подп. "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается в том числе, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
В соответствии с разделом V (Профессионально-техническое образование) Закона РСФСР "О народном образовании" от 2 августа 1974 г. (статья 54) профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально - технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Согласно статье 56 Закона РСФСР "О народном образовании" от 2 августа 1974 г. главными задачами средних профессионально-технических училищ является: подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением, глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании; осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи.
Как следует из справки от 31 июля 2019 г. N предоставленной отделом образования Заводского района в период обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате школ Заводского района г.Новокузнецка Файзуллин В.М. обучался в старших классах средней школы N г.Новокузнецка.
Основными задачами межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 г. N 80, (ранее приказом Министра просвещения СССР от 21 февраля 1975 г. N18) являлось трудовое, профессиональное, на политехнической основе обучение учащихся, организация общественно полезного, производительного труда школьников, воспитание у них сознательного отношения к труду и общественной собственности, проведение профориентационной работы с учащимися школ района (города).
Таким образом, суды правильно пришли к выводу о том, что обучение истца в межшкольном учебно- производственном комбинате школ Заводского района г. Новокузнецка являлось частью учебного процесса в средней общеобразовательной школе одной из главных задач которой являлось трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание (статья 37 Закона РСФСР "О народном образовании" от 2 августа 1974 г.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что период обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате школ Заводского района г. Новокузнецка с 15 января 1979 г. по 15 мая 1981 г. не может быть включен в страховой стаж истцу для назначения пенсии в соответствии с подп. "з" пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, поскольку обучение истца в УПК являлось частью учебного процесса в общеобразовательной школе.
Доводы жалобы об обратном, направлены на неправильное толкование норм материального права.
Отказывая в удовлетворении требование истца о включении в стаж работы для назначения страховой пенсии периода работы в качестве индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу со ссылкой на представленную ответчиком выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица согласно которой страховые взносы в отношении истца в период с 11 декабря 2002 г. по 28 декабря 2018 г. не производились.
Законность и обоснованность данных выводов суда первой инстанции были предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, следует, что Файзуллин В.М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 23 июня 2011 г.
Из письма начальника УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 26 июля 2019 г. адресованного истцу Файзуллину В.М. следует, что в страховой стаж не включен период предпринимательской деятельности с 11 декабря 2002 г. по 28 декабря 2018г. (факт уплаты страховых вносов в период индивидуальной трудовой деятельности не подтвержден справкой органов ПФР г. Кемерово от 17 апреля 2019 г. N и справкой УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 26 марта 2019 г. N) постановка на учет в ПФР состоялась 31 июля 2009г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
К числу таких условий согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" относится возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что правом на страховую пенсию обладают граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
На основании пункта 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 июля 2002 г. N 555, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (пункт 20 Правил).
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судами, из выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Файзуллина В.М. следует, что истцу начислялась сумма страховых взносов за спорный период, однако сведений об уплате начисленных сумм, указанная выписка не содержит.
В данном случае относимых, допустимых, достоверных доказательств, содержащих сведения о начисленных и уплаченных истцом страховых взносов за спорный период, когда истец занимался индивидуальной трудовой деятельностью, суду представлено не было.
В связи с указанным доводы жалобы о том, что указанный период подлежит включению в страховой стаж, являются необоснованными.
Также в специальный стаж истцу по основаниям пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включен период военной службы с 30 июня 1983 г. по 5 июня 1985г. в размере 1 год 11 месяцев 7 дней.
Из материалов дела следует, что истец проходил военную службу в период с 21 апреля 1982 г. по 5 июня 1985 г. Период военной службы в размере 1 год 2 месяца и 8 дней включен ответчиком в специальный стаж истцу без спора.
Кассатор не согласен с включение в специальный стаж судом периода военной службы в размере 1 год 11 месяцев 7 дней и полагает, что период военной службы подлежит включению в двойном размере, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П.
Подпунктом "к" пункта 109 Положения предусмотрено включение в стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР в календарном исчислении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Доводы жалобы со ссылкой на данное постановление относительно того, что при исчислении страхового стажа истца допустимо применение норм Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Действительно, нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который действовал с 1 марта 1991 г. по 31 декабря 2001 г, предусматривалось включение в стаж периодов учебы (статья 91), а служба в армии по призыву засчитывалась в двойном размере (статья 94).
Однако, вышеназванным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что указанные нормы применяются в отношении граждан, на которых распространялось пенсионное законодательство Российской Федерации, действовавшее до 1 января 2002 г, и которые выработали стаж работы по ранее действовавшему законодательству (по состоянию на 31 декабря 2001 г.).
Между тем как установлено судами, данных о том, что истец выработал стаж работы по состоянию на 31 декабря 2001 г. по ранее действующему законодательству в материалах дела не имеется, в связи с чем суды правильно пришли к выводу об отсутствии основания для включения истцу в специальный стаж периода военной службы в двойном размере.
Ссылки жалобы на то, что судом неверно в решении указан его страховой стаж в размере 19 лет 3 месяца 14 дней являются необоснованными, поскольку как следует из письма начальника УПФР в г.Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) от 26 июля 2019 г. страховой стаж у истца с учетом включения периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет и являющимся инвалидом 1 группы с 1 июля 2016 г. по 10 марта 2019 г, по которому истцом представлены дополнительные документы составил 19 лет 3 месяца 14 дней.
Поскольку у истца отсутствует на дату обращения к ответчику за досрочным назначением пенсии страховой стаж суды правильно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о назначении пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Данные доводы приводились истцом ранее, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях.
Оценка доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанции, произведена по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационный суд общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 2 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Файзуллина В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.