Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В. и Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0002-01-2020-000358-67 (2-1275/2020) по иску Лошкаревой Н.И, Лошкаревой Н.В. к администрации Беловского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья
по кассационной жалобе администрации Беловского городского округа на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 2 июля 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя Лошкаревой Н.И. Сутоцкой А.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лошкарева Н.И, Лошкарева Н.В. обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
В обоснование заявленных требований указали на то, что по решению Беловского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2019 г. N 2-116/2019, вступившему в законную силу 26 марта 2019 г. они включены в список граждан, подлежащих переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания.
Суд обязал администрацию Беловского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из сносимого ветхого жилья - жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ шахта "Пионерка" для приобретения жилья взамен сносимого за счет средств Федерального бюджета, выделяемых на ликвидацию шахт.
Они обращались с заявлением к ответчику о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, однако ответ так и не последовал.
При этом ответчик устно пояснил, что отсутствуют денежные средства, в списки они и так включены, а договор заключать ответчика никто не обязывал.
С учетом уточнения исковых требований просили обязать администрацию Беловского городского округа заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в соответствии с "Правилами предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", утвержденных постановлением Правительства от 13 июля 2005 г. N 428.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 2 июля 2020 г. постановлено:
Обязать администрацию Беловского городского округа заключить с Лошкаревой Н.В. и Лошкаревой Н.И. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в соответствии с "Правилами предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" утвержденных постановлением Правительства от 13 июля 2005 г. N 428.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем администрации Беловского городского округа Беловой Е.В. ставится вопрос об отмене решения Беловского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Беловского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2019 г. исковые требования Лошкаревой Н.И, Лошкаревой Н.В. к администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания удовлетворены.
На администрацию Беловского городского округа возложена обязанность включить Лошкареву Н.И. и Лошкареву Н.В. в список граждан, подлежащих переселению из сносимого ветхого жилья - жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ шахта "Пионерка", для приобретения жилья взамен сносимого за счет средств Федерального бюджета, выделяемых на ликвидацию шахт.
Согласно протоколу от 2 декабря 2019 г. NАЯ-426пр администрация Беловского городского округа исполнила решение суда от 19 февраля 2019 г.
20 декабря 2019 г. истцы обращались с заявлением в администрацию Беловского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по Правилам предоставления социальной выплаты на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428
Из решения Беловского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2019 г. следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", рекомендован к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате подтопления земельного участка шахтными водами ликвидированного АООТ Шахта "Пионерка", истцы являлись собственниками указанного жилого помещения до момента ликвидации АООТ Шахта "Пионерка", нуждаются в переселении, то есть не обеспечены иным жильем.
Разрешая спор, установив, что все необходимые условия для предоставления социальной выплаты у истцов имеются, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ администрации Беловского городского округа в заключении с истцами договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации является необоснованным и нарушает права истцов на жилище, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Представителем администрации Беловского городского округа Беловой Е.В. была подана апелляционная жалоба на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 2 июля 2020 г, в которой она просила отменить решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя администрации Беловского городского округа Беловой Е.В, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что следует согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Правительством Российской Федерации утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (постановление от 24 декабря 2004 г. N 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
С 8 октября 2016 г. пункт 8 данных Правил дополнен основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению по исчерпывающим основаниям.
Исходя из пункта 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из - за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Так, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы жалобы о том, что обязанность у ответчика по заключению с истцами договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья возникает после поступления средств из федерального бюджета, являлись предметом судебного разбирательства, выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению как несостоятельные.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Беловского городского суда Кемеровской области от 2 июля 2020г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Беловского городского суда Кемеровской области от 2 июля 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Беловского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.