Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А, при секретаре Кравцовой М.В, с участием прокурора Пахомовой Н.А, представителя административного истца Тимошкова Н.К. - Зубова С.А, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимошкова Николая Кузьмича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343), УСТАНОВИЛ:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2017 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 сентября 2020 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", с кадастровыми N.
Административный истец Тимошков Н.К. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащих ему нежилых помещений с кадастровыми N, расположенных по адресу: "адрес", ссылаясь на то, что указанные объекты не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, обследование помещений на предмет их фактического использования не проводилось. Включение данных объектов в оспариваемый Перечень возлагает на него необоснованную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец Тимошков Н.К. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Тимошкова Н.К.
В судебном заседании представитель административного истца Тимошкова Н.К. - Зубов С.А. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что спорные нежилые помещения расположены в здании многофункционального назначения с кадастровым N, по адресу: "адрес". Назначение земельных участков с кадастровыми N, в границах которых расположено здание, не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фактическое обследование спорных помещений не проводилось. Здание с кадастровым N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не включено. Уточнив заявленные требования, представитель административного истца просил признать не действующими с 01 января 2017 года пункты 3005, 3006, 3007, 3008 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343, в части включения в него нежилых помещений, с кадастровыми N, расположенных по адресу: "адрес".
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, ссылаясь на то, что спорные объекты подлежали включению в оспариваемый Перечень, как нежилые помещения, фактически используемые в качестве торговых объектов, по пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости все помещения, указанные в административном иске, имеют назначение "нежилое помещение", наименование "нежилое помещение", актами обследования от 17 октября 2016 года установлено, что спорные объекты используются в качестве торговых объектов. Кроме того, спорные нежилые помещения подлежали включению в Перечень, в том числе, как нежилые помещения в составе здания многофункционального назначения, поскольку были предоставлены в аренду индивидуальным предпринимателям для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, организацией общественного питания (кафе, рестораны), организацией развлечений и досуга (фитнес, кинозалы, детские игровые площадки, боулинг, бильярд, автостоянка и т.д.). Считает, что включение принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемый Перечень соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца Тимошкова Н.К. - Зубова С.А, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, свидетеля ФИО1, заключение прокурора Пахомовой Н.А, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом
Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", областной газете "Брянская учительская газета" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащих административному истцу объектов недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, по решению Арбитражного суда Брянской области от 03 апреля 2008 года Тимошкову Н.К. было выдано разрешение N RU3230100-400 на строительство здания многофункционального назначения по улице Красноармейской в Советском районе гор.Брянска.
Из представленных документов усматривается, что до августа 2009 года административный истец являлся единственным собственником здания многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), площадью 40 055, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Решением от 10 августа 2009 года им произведен раздел указанного здания на помещения многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), в том числе: помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), первый этаж, литер А, общей площадью 4163, 3 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), второй этаж, литер А, общей площадью 4207, 9 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), третий этаж, литер А, общей площадью 4204, 0 кв.м; помещение многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), четвертый, пятый этажи, литер А, общей площадью 8387, 9 кв.м.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 31 августа 2009 года (том 1 л.д.44-47) на момент определения оспариваемого Перечня на 2017 год административному истцу Тимошкову Н.К. на праве собственности принадлежали:
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 4204, 0 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N, кадастровый N, адрес: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права от 31 августа 2009 года 32-АГ 551816);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 4163, 3 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N, кадастровый N, адрес: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права от 31 августа 2009 года 32-АГ 550054);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 8387, 9 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N, этаж N, кадастровый N, адрес: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права от 31 августа 2009 года 32-АГ 550051);
- нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 4207, 9 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж N, кадастровый N, адрес: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права от 31 августа 2009 года 32-АГ 551817).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости с кадастровыми N сняты с кадастрового учета 03 июня 2019 года, объект недвижимости с кадастровым N - 29 мая 2019 года.
В оспариваемый Перечень на момент рассмотрения административного иска указанные объекты недвижимости включены: нежилое помещение с кадастровым N - пункт Перечня 3005, нежилое помещение с кадастровым N - пункт Перечня 3006, нежилое помещение с кадастровым N - пункт Перечня 3007 и нежилое помещение с кадастровым N - пункт Перечня 3008.
Согласно налоговому уведомлению от 09 сентября 2018 года N 14280650 административному истцу произведен расчет налога на имущество физических лиц, в том числе на указанные нежилые помещения, за налоговый период - 2017 год, исходя из налоговой ставки 2% (том 1 л.д.49).
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого Перечня) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-п, действовавшим на момент включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов
объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
Как следует из материалов административного дела, указанные в административном иске нежилые помещения с кадастровыми N включены в оспариваемый Перечень в составе нежилого здания с кадастровым N.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные нежилые помещения расположены в пределах объекта недвижимости с кадастровым N, который согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие характеристики: назначение: нежилое, наименование: здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), площадь 40 055, 5 кв.м, количество этажей 11, в том числе подземных 2, адрес (местоположение): "адрес" (том 2 л.д.4-5).
Нежилое здание с кадастровым N, площадью 8 977, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", является зданием пристройки к указанному выше зданию многофункционального назначения.
Факт нахождения нежилых помещений с кадастровыми N на момент их включения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410, в здании с кадастровым N административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым N расположено на земельных участках с кадастровыми N
При этом согласно данным публичной карты указанное здание расположено на земельных участках N
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок, площадью 1029+/-6 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес" относится к категории земель-земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство здания многофункционального назначения, поставлен на кадастровый учет 26 июня 2007 года (том 2 л.д. 8-12); земельный участок, площадью 5052+/-24, 9 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под строительство здания многофункционального назначения, поставлен на кадастровый учет 14 января 2008 года (том 1 л.д.165-168); земельный участок, площадью 793 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель:земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет 06 апреля 2004 года (том 2 л.д.13-15), земельный участок, площадью 18 кв.м, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель-земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования индивидуального жилого дома, поставлен на кадастровый учет 11 февраля 2004 года (том 2 л.д.16-21).
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Таким образом, учитывая указанные выше виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание многофункционального назначения с кадастровым N, суд приходит к выводу, что такие виды разрешенного использования земельных участков, как "под строительство здания многофункционального назначения" и "для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома" однозначно не свидетельствуют о том, что они предназначены для размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанных выше земельных участков в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного, оснований для отнесения здания, в состав которого включены спорные нежилые помещения, к торговому центру по видам разрешенного использования земельных участков, на которых оно расположено, в данном случае не имеется.
При этом суд находит необоснованными доводы представителя административного ответчика о включении указанных нежилых помещений в оспариваемый Перечень в связи с их нахождением в здании торгового центра.
Исходя из указанных выше положений подпункта 2 пункта 3 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент определения оспариваемого Перечня) для признания здания, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов необходимо, чтобы назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов.
Вместе с тем, как указано выше, здание с кадастровым N, расположенное по адресу: "адрес", в состав которого включены спорные нежилые помещения, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: нежилое, наименование: здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин).
В соответствии с техническим паспортом на указанное нежилое здание, составленным Брянским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 20 июля 2016 года, и экспликации к поэтажному плану строения, здание имеет наименование "Здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин)", расположенные в нем помещения имеют назначение: "подсобное", "лестничная клетка", "основное", "тамбур", "лифт", "коридор".
Таким образом, на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета указанного здания нельзя сделать безусловный вывод о том, что оно является объектом, предназначенным для размещения офисных и торговых объектов, что не позволяет отнести данный объект недвижимости к видам объектов, поименованных в подпункте 2 пункта 3 и подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд находит необоснованными доводы представителя административного ответчика о наличии оснований для признания здания торговым центром исходя из предназначения "основных" помещений для осуществления торговой деятельности, учитывая наименование самого здания, поскольку исходя из указанных выше положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае имеет правовое значение именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень как объектов, предназначенных для использования или фактически используемых в целях размещения торговых объектов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что принадлежащие административному истцу спорные объекты недвижимости соответствуют требованиям, необходимым для признания торговыми.
Как установлено судом, спорные нежилые помещения с кадастровыми N согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеют наименование и назначение: "нежилое". Иных сведений о назначении указанных нежилых помещений сторонами не представлено и в материалах административного дела не имеется.
Таким образом, учитывая, что исходя из правоустанавливающих документов и технической документации, имеющихся на момент определения оспариваемого Перечня на 2017 год, невозможно сделать однозначный вывод о предназначении указанных нежилых помещений для использования в качестве торговых, для решения вопроса об их включении в указанный Перечень подлежало установлению их фактическое использование.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 7.7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-п, и действовавшим на момент включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410, в акте обследования указывается вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.
В представленных представителем административного ответчика актах обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 17 октября 2016 года помещений многофункционального назначения "Универсальное здание.Магазин" с кадастровыми N указано заключение о виде фактического использования "торговля". Аналогичный акт в отношении помещения многофункционального назначения "Универсальное здание.Магазин" с кадастровым N не содержит сведений о его фактическом использовании.
Таким образом, указанные акты обследования спорных объектов не являются надлежащим доказательством, подтверждающим их фактическое использование, поскольку не отвечают приведенным выше положениям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, не содержат сведений какие именно помещения и какой площадью обследовались и были признаны используемыми для размещения торговых объектов, основания, по которым комиссия пришла к выводу об использовании спорных помещений в указанных целях, в акте отсутствуют.
Из объяснений свидетеля ФИО1, члена комиссии, проводившей обследования указанных помещений, следует, что заключение о фактическом использовании спорных помещений сделано, исходя из визуального осмотра, замеры площадей членами комиссии не производились, сведения о кадастровых номерах обследуемых помещений и их площадях указаны в актах согласно правоустанавливающим документам. Где конкретно в самом здании расположены указанные в актах помещения и из чего складывается их площадь, свидетель пояснить не смогла.
Иных доказательств, объективно подтверждающих фактическое использование спорных помещений в качестве торговых в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодека Российской Федерации, а также свидетельствующих, что данные нежилые помещения входят в состав здания, обладающего признаками торгового центра, в материалах дела не имеется.
Представителем административного истца Зубовым С.А. в ходе рассмотрения административного дела не оспаривалось, что в 2017 году часть помещений, находящихся в здании многофункционального назначения по адресу: "адрес", сдавалась в аренду индивидуальным предпринимателям для ведения торговой деятельности, однако в соответствии с заключенными договорами аренды торговые площади занимали 3896, 9 кв.м, что составляет 10 % общей площади здания.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными расчетами площадей и договорами аренды, заключенными Тимошковым Н.К, ФИО2 с ООО "Ритейл", ЗАО "Связной Логистик", ИП ФИО3, ИП ФИО4, ЗАО "Русская телефонная компания", ООО "Эльдарадо", ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ИП ФИО10, ИП ФИО11, ИП ФИО12, ИП ФИО20, ИП ФИО21, ИП ФИО22, ИП ФИО23, ИП ФИО24, ИП ФИО25, ИП ФИО26, ИП ФИО27, ИП ФИО13, ИП ФИО14, ИП ФИО15, ИП ФИО16, ИП ФИО17, ИП ФИО18, ИП ФИО19, ИП ФИО20, ООО "Эдельвейс", ИП ФИО21, ИП ФИО22, ИП ФИО23, ООО "Альдзена", ИП ФИО24, ИП ФИО25, ИП ФИО26, ООО "Браво", ИП ФИО27, ИП ФИО28, ИП ФИО29, ИП ФИО30, ИП ФИО31, ИП ФИО32, ИП ФИО33, ИП ФИО34, ИП ФИО35, ИП ФИО36, ИП ФИО37, ИП ФИО38, ИП ФИО39, ИП ФИО40, ИП ФИО41, ИП ФИО24, ИП ФИО42, ИП ФИО43, ИП ФИО44, ООО "Все в дом", ИП ФИО45, ИП ФИО46, ИП ФИО47, ИП ФИО48, ИП ФИО49, ИП ФИО50, ИП ФИО51, ИП ФИО52, ФИО53 И.П, ИП ФИО54, ИП ФИО55, ИП ФИО56, ИП ФИО57, ИП ФИО58, ООО "ДНС", ООО "СК Респект", ИП ФИО59, ООО "Ординаторская", ИП ФИО60, ИП ФИО61, ИП ФИО62, ИП ФИО63, ИП ФИО26, ИП ФИО64, ИП ФИО65, ООО "Идеал", ИП ФИО66, ИП ФИО67, ООО "Стройинсервис", ИП ФИО68, ИП ФИО69, и действующими в рассматриваемый налоговый период (том 2 л.д. 62-377).
При этом, из представленных договоров аренды и расчета площадей следует, что в каждом из спорных помещений, площадь, используемая в целях осуществления торговой деятельности, составляла менее 20%: в помещении с кадастровым N, площадью 4204, 0 кв.м, этаж N, - 831 кв.м или 19, 7 %; в помещении с кадастровым N, площадью 4163, 3 кв.м, этаж N, - 821 кв.м или 19, 7 %; в помещении с кадастровым N, площадью 8387, 9 кв.м, этаж N, этаж N, - 1534, 5 кв.м или 18, 3%; в помещении с кадастровым N, площадью 4207, 9 кв.м, этаж N, - 710, 4 кв.м или 16, 8%.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено. Доводы представителя административного ответчика о включении в площади помещений, используемых в целях осуществления торговой деятельности, также площадей выставочных залов, суд находит необоснованными, поскольку представленные договоры аренды не содержат сведений о предоставлении арендаторам помещений для выставочных залов, кроме того понятие "выставочный зал" не тождественно термину "торговый зал", в связи с чем однозначно не свидетельствует о размещении торговых объектов.
Представленные представителем административного ответчика списки арендаторов-плательщиков ЕНВД, осуществляющих деятельность в 2016-2017 годах по адресу: "адрес", и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении указанных в данном списке лиц не свидетельствуют о фактическом использовании спорных помещений в качестве торговых, поскольку, представленные сведения не содержат информации об арендуемых помещениях, занимаемых площадях, и их расположении в здании по указанному адресу, при этом, как установлено судом, по адресу: "адрес" располагается не только здание многофункционального назначения, в состав которого входят спорные нежилые помещения, но и 10-этажное здание пристройки к данному зданию многофункционального назначения, которое является самостоятельным объектом недвижимости, площадью 8 977, 9 кв.м.
Кроме того, федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в оспариваемый Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
При этом суд также учитывает, что здание многофункционального назначения (Универсальное здание.Магазин), с кадастровым N, расположенное по адресу: "адрес", в состав которого входят спорные объекты, в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410, не включено.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Тимошкова Н.К.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемого Перечня не действующими соответственно с 01 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Тимошкова Николая Кузьмича удовлетворить.
Признать не действующими с 01 января 2017 года пункты 3005, 3006, 3007, 3008 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года N 1410 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 22 сентября 2020 года N 1343).
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.