Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием прокурора отдела Прокуратуры города Москвы Оглио Е.Ф., защитника АО "ВГ Контурс" Батуриной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО "ВГ Контурс" Кузьмина В.Б. на постановление N ... заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 12 февраля 2020 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении акционерного общества "ВГ Контурс", УСТАНОВИЛ:
постановлением N... заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 12 февраля 2020 года АО "ВГ Контурс" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 (трёхсот пятидесяти тысяч) рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 сентября 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора АО "ВГ Контурс" Кузьмина В.Б. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор АО "ВГ Контурс" Кузьмин В.Б. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Обществом представлены в суд доказательства, подтверждающие проведение инвентаризации зелёных насаждений, произрастающих на территории, разработанный паспорт благоустройства территории, инвентарный.., шифр паспорта в АИС "Реестр зелёных насаждений":... ; должностное лицо неправомерно рассмотрело дело в отсутствие представителя Общества; имеются основания для признания вменённого АО "ВГ Контурс" административного правонарушения малозначительным; назначенное Обществу наказание является чрезмерно суровым.
В судебном заседании защитник АО "ВГ Контурс" Батурина С.С. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Прокурор Оглио Е.Ф. просила отказать в удовлетворении жалобы, считая постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, поскольку на момент проведения проверки 25 ноября 2019 года АО "ВГ Контурс" не была проведена инвентаризация зелёных насаждений и не был разработан паспорт благоустройства территории, представленный в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и согласованный с ним.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "ВГ Контурс" Батурину С.С, заключение прокурора Оглио Е.Ф, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы (в редакции Закона г. Москвы от 13.05.2015 N 26, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) наступает за нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зелёных насаждений" (далее - Закон о защите зелёных насаждений) зелёные насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Согласно ст. 5 Закона о защите зелёных насаждений в городе Москве ведётся учёт зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Москвы.
Для целей учёта создается реестр зелёных насаждений, порядок ведения которого определяется Правительством Москвы.
Обязательный учёт зелёных насаждений производится при регистрации сделок с земельными участками и переходе прав на них. При этом учитываются наличие зелёных насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст деревьев и кустарников.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы (далее - Правила), в соответствии с которыми правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны осуществлять контроль за их состоянием, проводить учёт находящихся на земельном участке зелёных насаждений и природных сообществ, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зелёных насаждений и природных сообществ.
На основании п. 2.11 Правил содержание объектов озеленения включает: инвентаризацию объекта озеленения и актуализацию ее результатов, за исключением случаев, указанных в дефисах третьем - шестом пункта 7.1.17 настоящих Правил, когда эти работы выполняются в рамках соответствующих мероприятий.
Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зелёного фонда города Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зелёным и природным территориям, дворовым территориям, - Паспорт благоустройства территории.
При этом для территорий зелёного фонда города Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зелёным и природным территориям, обязательно изготовление перечётных ведомостей по зелёным насаждениям согласно разделу V приложений 24 и 24а к Правилам, согласованных с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в Реестре зеленых насаждений (п. 7.1.7 Правил).
Согласно п. 7.1.8 Правил паспорта благоустройства территории, изготовленные на другие территории зелёного фонда города Москвы, составляются в электронном виде в Реестре зеленых насаждений и экспортируются в иные информационные системы города Москвы, если такое установлено законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Согласно материалам дела, 25 ноября 2019 года в ходе проверки природоохранного законодательства на промышленных зонах, проведённой Бабушкинской межрайонной прокуратурой города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: город Москва, улица Чермянская, владение 1А, предоставленном Департаментом земельных ресурсов города Москвы ЗАО "ВГ Контурс" на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-02-029806 от 31 августа 2007 года, произрастают зелёные насаждения: дерево, кустарник, газон. В нарушение п. 2.11, 7.1.7 Правил АО "ВГ Контурс" не проведена инвентаризация зелёных насаждений, произрастающих на озеленённой территории, не разработан паспорт благоустройства территории.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "ВГ Контурс" к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы.
Факт совершения АО "ВГ Контурс" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением Бабушкинского межрайонного прокурора от 5 декабря 2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении; решением Бабушкинского межрайонного прокурора города Москвы от 25 ноября 2019 года N 251 о проведении проверки; актом проверки исполнения федерального законодательства от 25 ноября 2019 года; фототаблицей; копией долгосрочной аренды земельного участка N М-02-029806 от 31 августа 2007 года; информацией из АИС "Реестр зелёных насаждений".
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АО "ВГ Контурс" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Довод жалобы о том, что Обществом проведена инвентаризация зелёных насаждений, произрастающих на территории, разработан паспорт благоустройства территории, инвентарный N.., шифр паспорта в АИС "Реестр зелёных насаждений":.., что подтверждается договором N 29/07-15 (ПБТ) от 1 августа 2015 года, заключённым между ЗАО "ВГ Контурс" и ООО "Экомаркет", платёжными поручениями N 3823 и N 4583, паспортом благоустройства территории от 3 декабря 2015 года, копии которых приобщены к материалам дела, является несостоятельным, поскольку опровергается приведёнными выше доказательствами, в том числе информацией из АИС "Реестр зелёных насаждений", представленной Управлением государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, согласно которой паспорт благоустройства территории объекта АО "ВГ Контурс" (шифр...) впервые добавлен в систему АИС "Реестр зелёных насаждений" 30 марта 2020 года, то есть после проведения проверки 25 ноября 2019 года.
Кроме того, необходимо отметить, что при проведении проверки 25 ноября 2019 года в присутствии представителя Общества паспорт благоустройства территории не был предоставлен.
При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 5 декабря 2019 года генеральный директор АО "ВГ Контурс" Кузьмин В.Б. после ознакомления с постановлением собственноручно указал, что выявленные нарушения будут устранены, то есть признал факт совершения Обществом административного правонарушения.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, в отношении АО "ВГ Контурс".
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого АО "ВГ Контурс" административного правонарушения малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы, функциями которых являются обеспечение устойчивого развития города, поддержание благоприятной для человека среды обитания. Инвентаризация зелёных насаждений и разработка паспорта благоустройства территории, согласование и внесение данных о нём в информационную систему АИС "Реестр зелёных насаждений" является одной из форм сохранения зелёных насаждений, природных сообществ и их биологического разнообразия, является необходимым условием развития благоприятной городской среды.
С учётом обстоятельств и характера совершённого АО "ВГ Контурс" административного правонарушения основания для признания его малозначительным отсутствуют.
Довод заявителя о том, что должностным лицом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства защитника АО "ВГ Контрус" Батуриной С.С. об отложении рассмотрения дела, не влияет на законность постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Так, из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения дела, назначенного должностным лицом на 12 февраля 2020 года в 16 часов 00 минут, генеральный директор АО "ВГ Контурс" Кузьмин В.Б. был извещён 31 января 2020 года, что подтверждается его подписью в определении о месте и времени рассмотрения дела от 29 января 2020 года (л.д. 46-47).
11 февраля 2020 года защитником АО "ВГ Контурс" Батуриной С.С. подано ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств, а также подготовки объяснений по обстоятельствам дела (л.д. 45).
Должностное лицо Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обоснованно отказало в удовлетворении данного ходатайства, о чём указано в постановлении о назначении административного наказания, поскольку законный представитель АО "ВГ Контурс" Кузьмин В.Б, осведомлённый о существе вменённого Обществу административного правонарушения, был своевременно извещён о месте и времени рассмотрения дела и имел возможность подготовить доказательства и объяснения по обстоятельствам выявленного нарушения; объективных данных, препятствующих ему это сделать, в ходатайстве не указано. Таким образом, основания для отложения рассмотрения дела отсутствовали.
Равным образом довод о наличии оснований замены назначенного АО "ВГ Контурс" наказания в виде административного штрафа предупреждением, то есть применения положений ст. 4.11 КоАП РФ, не влечёт удовлетворение жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.11 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.11 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на АО "ВГ Контурс" административного штрафа предупреждением, поскольку вменённые нарушения связаны с возникновением угрозы причинения вреда объектам растительного мира и окружающей среде.
Исключительных обстоятельств для применения положений ч. 32 и ч. 33 ст. 4.1 КоАП РФ, а также доказательств, подтверждающих их наличие, не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 4.17 КоАП города Москвы, назначено АО "ВГ Контурс" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям АО "ВГ Контурс" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, и виновности юридического лица в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АО "ВГ Контурс", не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АО "ВГ Контурс" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N... заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 12 февраля 2020 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении акционерного общества "ВГ Контурс" оставить без изменения, жалобу генерального директора АО "ВГ Контурс" Кузьмина В.Б. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.