Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкин В.Н., изучив кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года по административному делу N 3а-164/2019 по административному исковому заявлению Мириханова Райхана Назиловича к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
установил:
решением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 сентября 2019 года, административное исковое заявление Мириханова Р.Н. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворено, определена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка, площадью 1800 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты", по состоянию на 1 января 2015 года.
11 февраля 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением административного искового заявления Мириханова Р.Н, а именно расходов на оплату судебной экспертизы в размере "данные изъяты".
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года, заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит состоявшиеся судебные акты отменить, судебные расходы на оплату судебной экспертизы возместить в полном объёме.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов, суда первой и апелляционной инстанции исходили из того, что к моменту обращения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с заявлением о взыскании судебных расходов срок на подачу такого заявления истек, ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не заявлено.
Данный вывод является правильным.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесен ряд изменений, в том числе данный Кодекс дополнен статей 114.1, регулирующей разрешение вопросов о судебных расходах, в соответствии с которой заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов, начинает исчисляться со дня вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ в соответствии с правилами, установленными частью 1 статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в редакции Федерального закона N 451-ФЗ.
Согласно статье 21 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", данный Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда", днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда считается 1 октября 2019 года.
Проанализировав и правильно применив вышеприведенные положения закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что административным истцом пропущен трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов.
Доводы кассационной жалобы об обратном несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Поскольку неправильного применения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта по вопросу распределения судебных расходов, судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2020 года и апелляционное определение судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Судья В.Н. Сказочкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.