Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Х.З.И. З. И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 июля 2020 года по административному делу N 2а-249/2020 по административному исковому заявлению Х.З.И. З. И. к администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о признании незаконными действия, возложении обязанности устранить нарушения закона.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя Х.З.И. по доверенности Г.П.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Главы сельского поселения Малое Ибряйкино муниципального района Похвистневский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N) Х.З.И. (далее - административный истец) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Малое Ибряйкино и с указанной даты включена в список граждан, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский.
Постановлением Главы сельского поселения Малое Ибряйкино муниципального района Похвистневский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N) административный истец исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Малое Ибряйкино в связи с изменением жилищных условий.
Не согласившись с правомерностью действий администрации муниципального района Похвистневский Самарской области (далее административный ответчик, Администрация) по исключения Х.З.И. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, административный истец обратилась в суд с вышеназванными требованиями.
В обоснование административного иска указано, что жилищные условия административного истца со дня принятия ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не изменились, поскольку принадлежащий ей на праве собственности жилой "адрес" общей площадью 36, 4 кв.м, в котором она зарегистрирована и проживает одна, согласно заключению ООО "Альянс Проект" от ДД.ММ.ГГГГ является непригодным для постоянного проживания. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма Х.З.И. не утрачены.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 22 апреля 2020 года требования административного истца удовлетворены частично, постановлено признать незаконными действия администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по исключению Х.З.И. из списка граждан, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский. На администрацию муниципального района Похвистневский возложена обязанность по проведению проверки обоснованности отнесения Х.З.И. к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом произошедших изменений в составе представленных сведений. В удовлетворении требований о возложении на администрацию муниципального района Похвистневский обязанности восстановить Х.З.И. в списке граждан, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский Самарской области, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 июля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 2 октября 2020 года, административный истец Х.З.И. просит об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального права, и оставлении решения суда первой инстанции в силе. В обоснование доводов кассационной жалобы Х.З.И. не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о правомерности постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении административного истца из списка граждан, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному району Похвистневский, поскольку оно принято без учета заключения ООО "Альянс Проект" от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующего о непригодности принадлежащего на праве собственности административному истцу жилого дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда кассационной инстанции извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Х.З.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", является ветераном Великой Отечественной войны как труженик тыла и имеет права и льготы, установленные статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N Х.З.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по сельскому поселению Малое Ибряйкино. При постановке административного истца на учет жилищная комиссия учитывала, что в собственности Х.З.И. находился жилой дом общей площадью 36, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". В названном жилом доме, помимо административного истца также были зарегистрированы еще двое членов ее семьи. Соответственно, обеспеченность Х.З.И. жилой площадью составляла менее учетной нормы, установленной Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления и обмена жилых помещений в Похвистневском районе, утвержденными собранием представителей Похвистневского района от ДД.ММ.ГГГГ N.
Основанием для исключения Х.З.И. из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось изменение обеспеченности административного истца жилой площадью, превышающей учетную норму, установленную в данном муниципальном образовании.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что жилищно-бытовая комиссия не осуществила проверку сведений, содержащихся в документах, представленных в подтверждение нуждаемости Х.З.И. в жилом помещении; имеющиеся противоречия в выводах жилищной комиссии и специалиста ООО "Альянс Проект" относительно состояния жилого дома, в котором проживает Х.З.И, не устранены; нарушен порядок проведения заседания жилищной комиссии, которая не обеспечила участие в нем Х.З.И. и ее представителю.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое решение вынесено компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с учетом фактической обеспеченности административного истца жилой площадью.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, как основанными на применимых нормах действующего законодательства, при правильной оценке имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Как следует из содержания статьи 20 названного федерального закона, меры социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 и подпункту 2.2 пункта 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 87-ГД) обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие Закона Самарской области N 87-ГД распространяется в том числе на отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области N 87-ГД признаются граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области, являющиеся собственниками жилых помещений при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (подпункт 3 пункта 1 статьи 3).
Статьей 4 Закона Самарской области N 87-ГД в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области и не может быть ниже следующих величин на одного гражданина, в том числе для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления и обмена жилых помещений в Похвистневском районе, утвержденных собранием представителей Похвистневского района от 1 апреля 1999 года N 94, установлена учетная норма обеспеченности жилым помещением на 1 человека менее 15 кв.м общей площади.
В силу пункта 3.7 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 77, уполномоченный орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 января уточняет списки очередников. В случае если в составе сведений, предоставленных заявителем и членами его семьи при принятии на учет, произошли изменения, указанные граждане обязаны предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае уполномоченный орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения граждан к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом вновь предоставленных документов. В случае, если основания для постановки на учет отпали, уполномоченный орган местного самоуправления решает вопрос о снятии очередника.
Как указано выше и установлено судом апелляционной инстанции, при принятии оспариваемого административным истцом решения о снятии ее с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, орган местного самоуправления руководствовался изменением жилищных условий Х.З.И, а также ранее принятым постановлением администрации сельского поселения Малое Ибряйкино от ДД.ММ.ГГГГ N о признании жилого помещения общей площадью 36, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в котором проживает Х.З.И, пригодным для проживания.
Названное постановление от ДД.ММ.ГГГГ N Х.З.И. в установленном законом порядке не оспорено, и не отменено, что исключало возможность переоценки приведенных в нем обстоятельств при осуществлении жилищной комиссией проверки обоснованности отнесения Х.З.И. к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом вновь представленных документов.
Нарушений порядка рассмотрения административным ответчиком вопроса об обоснованности отнесения Х.З.И. к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом вновь предоставленных документов не допущено.
В этой связи выводы суда апелляционной инстанции об ошибочности применения норм материального права судом первой инстанции являются правильными и переоценке по доводам кассационной жалобы, выражающим несогласие с суждениями суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела, не подлежат.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Х.З.И. З. И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.