Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Семенцева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мининой Людмилы Алексеевны на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июля 2020 года по гражданскому делу N 2-855/2020 по иску Мининой Людмилы Алексеевны к автономному учреждению культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" о признании незаконным приказа, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Минина Л.А. обратилась в суд с иском к автономному учреждению культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского", в котором просит признать незаконным приказ N 678к от 11 октября 2019 года об осуществлении отдельным артистам-вокалистам (солистам), в том числе истцу, оплаты в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), рассчитанной пропорционально времени незанятости в репетиционном процессе и спектаклях текущего репертуара в период с 16 октября по 31 декабря 2019 года.
Требование мотивировано тем, что основанием для приказа послужили положения части 5 статьи 157, статьи 351 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 252, пункт 5.11.2 Коллективного договора. Между тем указанные нормы не давали работодателю права снижать уровень прав и гарантий работнику с учётом специфики его трудовой функции. Кроме того, коллективный договор автономным учреждением культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" в установленном порядке не принимался, в связи с чем не подлежит применению.
Решением Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года исковые требования Мининой Людмилы Алексеевны к автономному учреждению культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" о признании незаконным приказа, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июля 2020 года решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года, оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем 30 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами, Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной Удмуртской Республикой для выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры и искусства. Учреждение финансируется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания.
Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: 1) создание спектаклей, театральных постановок, концертных программ; 2) показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок), концертных программ с учётом всех форм; 3) организация и проведение праздничных, культурных, массовых мероприятий, мероприятий, посвящённых памятным датам.
Минина Л. А. является работником Учреждения, состоит на должности артиста-вокалиста (солиста) театра.
Трудовой договор между работником и работодателем заключен 01 января 2001 года, в последующем сторонами заключались дополнительные соглашения к трудовому договору. Трудовой договор и последующие дополнения к нему не содержат условий об оплате труда работника, указанных в пункте 5.11.2 коллективного договора на 2019-2022 годы.
21 июня 2019 года между работниками автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" и самим Учреждением заключен коллективный договор на 2019-2022 годы.
Пунктом 5.11.2 Договора установлено, что в течение театрального сезона и подготовки к его началу (сентябрь-май) время, в течение которого отдельные категории работников в течение месяца не участвуют в создании и (или) исполнении спектаклей, не участвуют в репетиционной работе (уроки, сценическое движение, тренаж, самоподготовка - по расписанию под контролем работодателя) простоем не являются и оплачиваются 2/3 тарифной ставки (оклада), рассчитанных пропорционально времени незанятости (статья 157 часть 5, статья 351 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 252).
Договор прошел уведомительную государственную регистрацию в государственном казенном учреждении Удмуртской Республики "Центр занятости населения города Ижевска".
Приказом директора автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" N 678к от 11 октября 2019 года в соответствии с частью 5 статьи 157, статьей 351 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 252, пунктом 5.11.2 Коллективного договора Учреждения, репертуарным планом на период с 16 октября по 31 декабря 2019 года постановлено производить оплату в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), рассчитанную пропорционально времени незанятости в репетиционном процессе и спектаклях текущего репертуара в период с 16 октября по 31 декабря 2019 года, артисту-вокалисту (солисту) Мининой Л. А.
Содержание приказа доведено до работника.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что истец как творческий работник в период с 16 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года не участвовала в производственном процессе, трудовой договор и дополнения к нему, а также положения об оплате труда работников Учреждения не регулируют правоотношения, связанные с оплатой труда такого работника в указанный период.
Суд также пришел к выводу о том, что трудовое законодательство не предусматривает гарантий оплаты труда по общим правилам. Вместе с тем, часть 5 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что такое время не является простоем и может оплачиваться в размере и порядке, установленном коллективным договором, локальным актом, трудовым договором.
В данном случае размер и порядок оплаты времени, в течение которого артисты не участвуют в создании и (или) исполнении спектаклей, не участвуют в репетиционной работе (уроки, сценическое движение, тренаж, самоподготовка - по расписанию под контролем работодателя), установлены пунктом 5.11.2 Коллективного договора, заключенного 21 июня 2019 года между работниками автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" и Учреждением на 2019-2022 годы.
Суд первой инстанции также признал, что пункт 5.11.2 Коллективного договора, заключенного 21 июня 2019 года между работниками автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики имени П.И. Чайковского" и Учреждением на 2019-2022 годы, не ограничивает права и не снижает уровень гарантий работнику по сравнению с трудовым законодательством и иными нормами права.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов двух инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 15, 21, 40, 43, 56, 129, 132, 135, 91, 155, 157, 351 Трудового кодекса Российской Федерации"), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы, что судами неправомерно истолкована норма статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации, о неприменении судами норм статей 72 и 74 Трудового кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права. К тому же данные доводы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о неприменении норм права статей 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации, приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июля 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Мининой Людмилы Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
С.А. Семенцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.