Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Бросовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03 июля 2020 г. по гражданскому делу N 2-353/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указала, что 25 апреля 2019 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге от 26 июля 2019 г. в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии ей отказано ввиду отсутствия требуемого специального стража на соответствующих видах работ.
Не согласившись с принятым решением, уточнив исковые требования, просила суд признать решение начальника УПФР в г. - Оренбурге от 26 июля 2019 года и дополнительное решение зам. начальника УПФР в г. Оренбурге от 26 августа 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части не включения в специальный стаж периода работы: с 19 марта 1990 года по 1 ноября 1994 года - Бортпроводник Грузинского Управления ГА, с 2 августа 1993 года "Авиакомпания "Орби". Возложить на УПФР в г. Оренбурге обязанность включить в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, указанный период. Возложить на УПФР в г. Оренбурге обязанность назначить и выплачивать ей досрочную страховую пенсию по старости с 25 апреля 2019 года. Взыскать с ответчика судебные расходы в размере: 1 700 рублей за доверенность от 14 октября 2019 года; 20 000 рублей услуга представителя.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 января 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии по старости отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03 июля 2020 г. решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 января 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии по старости удовлетворены частично.
Признаны решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге от 26 июля 2019 года, дополнительное решение заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге от 26 августа 2019 года, решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге от 4 декабря 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными в части не включения в специальный стаж периода работы с 19 марта 1990 года по 31 декабря 1990 года - бортпроводником Грузинского Управления Гражданской авиации, возложена на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге обязанность включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы с 19 марта 1990 года по 31 декабря 1990 года бортпроводником Грузинского Управления Гражданской авиации.
Взысканы с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное определение судом апелляционной инстанции юридически значимых для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права, просит суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03 июля 2020 г, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, не передавая дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В подразделе 3 "Гражданская авиация" раздела XXI "Транспорт" Списка N1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 предусмотрены "бортпроводники" (код позиции 12003000-11217).
В период действия Списка N 1, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, право на досрочную пенсию предоставлялось в соответствии с разделом XXI "Общие профессии" бортпроводникам и инструкторам-бортпроводникам самолетов и вертолетов гражданской авиации (при условии налета в год не менее 500 часов).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанным в городе Москве 16 мая 1997 года, вступившим в силу 28 июня 2002 года, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства (ст. 2).
Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года (ч. 2 ст. 6).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года, принимаются без легализации (ст. 8).
Согласно ст. 1 Соглашения "трудовой (страховой) стаж" продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В соответствии п. 6 распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 года и Соглашения от 16 мая 1997 года, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 года и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 года, периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Таким образом в соответствии с Соглашением от 16.05.1997 г. стаж, выработанный на территории бывшего СССР до 31.12.1991 г. учитывается независимо от уплаты страховых взносов, но при условии документального подтверждения стажа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 25 апреля 2019 года ФИО1 обратилась в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 4 декабря 2019 года (во изменение решений от 26 июля 2019 года и от 26 августа 2019 года) ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости по Списку N 1.
Указанным решением определена продолжительность стажа ФИО1, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, которая составила 00 лет 00 месяцев 00 дней, а требуется 3 года 9 месяцев.
Совокупностью исследованных по делу доказательств: записями трудовой книжки истца; справкой от 4 марта 2019 года N 49/а, выданной ООО "Объединение аэропортов Грузии", свидетельством бортпроводника гражданской авиации УБП N 011463, летной книжкой, подтверждается занятость истца в должности и в производстве, указанных в Списке N 1, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный страховой стаж истца периода работы с 19 марта 1990 г. по 31 декабря 1990 г. указал, что согласно сведениям, содержащимся в летной книжке истца, в 1990 года количество часов налетов ФИО1 в должности бортпроводника составила 518 часов, в связи с чем указанный период должен быть в специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Остальные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции поддержал.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом апелляционной инстанции не допущено.
Доводы жалобы о том, что обязывая зачесть спорный период в специальный стаж истца, суд апелляционной инстанции не учёл, что данный период не засчитан в страховой (общий) стаж ФИО1 не состоятельны, поскольку возложение обязанности по включению периода работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение предполагает включение такого периода в страховой (общий) стаж лица, претендующего на пенсию.
Доводы жалобы о том, что летная книжка истца пенсионным органом не исследовалась, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Доводы жалобы о том, что решение пенсионного органа является законным, поскольку справка о работе ФИО1 в пенсионный орган не представлялась, в трудовой книжке истца запись об увольнении с 03 августа 1993 года не заверена, выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, между тем в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Таким образом оснований для отмены апелляционного определения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 03 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.