Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмидт Т.Е, судей Домниной А.В, Литвиновой М.В, при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области к Галактионову А.С. о взыскании задолженности по уплате налога, пени, штрафа по апелляционной жалобе Галактионова А.С. на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 14 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Саратовской области (далее - МИФНС N 1 по Саратовской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Галактионова А.С. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 21714 рублей 96 копеек, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 3644 рублей 82 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в результате занижения налоговой базы в размере 1086 рублей; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 2862 рублей 41 копейки, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 480 рублей 43 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством пенсионное страхование в результате занижения
налоговой базы в размере 252 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 5033 рублей 91 копеек, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 844 рублей 93 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в результате занижения налоговой базы в размере 143 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 124334 рублей 11 копеек, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 7190 рублей 50 копеек, штраф за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в результате занижения налоговой базы в размере 6948 рублей; налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) в размере 642348 рублей, пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) в размере 120347 рублей 91 копеек; штрафа за неуплату
(неполную уплату) налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) в результате занижения налоговой базы в размере 37624 рублей; штраф за непредставление в установленный срок документов по требованию налогового органа в размере 900 рублей; штраф за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, в размере 2250 рублей
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что Галактионов А.С. по результатам выездной налоговой проверки и рассмотрения акта N8 от 29 ноября 2019 года привлечен решением N 2р от 14 февраля 2020 года к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, также Галактионову А.С. доначислены заявленные в требованиях административного иска суммы.
В адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено требование, оставленное без исполнения. Определением и.о. мирового судьи судебного участка N 1 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка N 2 города Балашова Саратовской области вынесенный по заявлению налогового органа судебный приказ отменен 23 июня 2020 года, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 14 октября 2020 года административные исковые требования МИФНС N 1 по Саратовской области: с Галактионова А.С. взысканы суммы налога в заявленном размере, а также взыскана государственная пошлина в размере 12980 рублей.
Галактионов А.С. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на несоблюдение налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора, а также невозможность обжалования вынесенного в отношении него решения налогового органа вследствие введения ограничительных мер в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС N 1 по Саратовской области ссылается на несостоятельность изложенных в апелляционной жалобе доводов, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 2 статьи 87 НК РФ налоговые проверки проводятся в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (пункт 8 статьи 101 НК РФ).
Установленный законодательством о налогах и сборах порядок должен обеспечивать надлежащую реализацию прав и законных интересов налогоплательщиков в правовом государстве, что предполагает обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа провести всестороннюю и объективную проверку обстоятельств, влияющих на вывод о наличии недоимки (суммы налога, не уплаченной в срок), не ограничиваясь содержанием налоговой декларации, установить действительный размер налоговой обязанности, в том числе при разумном содействии налогоплательщика - с учетом сведений и документов, представленных им с возражениями на акт налоговой проверки и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 100, пунктом 4 статьи 101 НК РФ.
Таким образом, при оценке законности доначисления налогов по результатам налоговой проверки значение имеет правильность определения недоимки налоговым органом, исходя из обстоятельств, которые были установлены в ходе налоговой проверки и давали основания для уменьшения суммы налога, а также обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами налогового органа и при содействии налогоплательщика в их установлении.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Галактионов А.С. до 24 апреля 2019 года являлся индивидуальным предпринимателем.
МИФНС России N 1 по Саратовской области в период с 28 июня 2019 года по 30 сентября 2019 года на основании решения заместителя начальника МИФНС России N1 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика Галактионова А.С. на предмет правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), страховых взносов с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Проведенной проверкой, результаты которой были зафиксированы в акте N8 от 29 ноября 2019 года, установлены факты неуплаты или неполной уплаты Галактионовым А.С. сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения (УСН), за период 2018 года на сумму 752488 рублей; неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц (задолженность) за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года на сумму 3018 рублей; неуплата или неполная уплата страховых взносов за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года на сумму 168561 рублей 28 копеек. Указанные суммы недоимки были указаны налоговым органом без учета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, а пени рассчитаны по состоянию на дату составления акта.
Вышеназванный акт налоговой проверки и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки были получены Галактионовым А.С. 29 ноября 2019 года.
Решением Межрайонной ИФНС России N 1 по Саратовской области от 14 февраля 2020 года N2р Галактионов А.С. в соответствии со статьей 101 НК РФ привлечен в ответственности за совершение налогового правонарушения, также Галактионову А.С. доначислена недоимка по уплате налога, пени в общем размере 133313 рублей 75 копеек и штрафы на сумму 49984 рублей.
Решение налогового органа Галактионовым А.С. было получено 14 февраля 2020 года, не обжаловано, 16 марта 2020 года вступило в законную силу, и 19 марта 2020 года Галактионову А.С. направлено требование N21706 от 19 марта 2020 года, предписывающее в срок до 08 апреля 2020 года оплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы.
Направление требования подтверждается списками внутренних почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела.
Указанные в административном исковом заявлении суммы задолженности по уплате налога, пени и штрафы взысканы с Галактионова А.С. на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка N1 города Балашова Саратовской области от 05 июня 2020 года.
Данный судебный приказ отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка N1 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка N2 города Балашова Саратовской области от 23 июня 2020 года, в связи с чем 20 июля 2020 года, то есть в течение установленного шестимесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, МИФНС N 1 по Саратовской области подано в суд настоящее административное исковое заявление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что заявление о взыскании с Галактионова А.С. обязательных платежей и санкций подано МИФНС N 1 по Саратовской области мировому судье в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения соответствующих требований, а административное исковое заявление - в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, районный суд пришел к правильному выводу о соблюдении МИФНС N 1 по Саратовской области порядка обращения в суд, предусмотренного статьями 48 НК РФ и 286 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора являются несостоятельными, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен только для случаев обращения налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительными актов ненормативного характера, действий (бездействия) налоговых органов, но не для случаев обращения налогового органа в суд о взыскании недоимки по уплате обязательных платежей и санкций.
Также несостоятельным судебная коллегия находит довод административного ответчика об отсутствии у него возможности обжалования решения налогового органа ввиду принятия ограничительных мер в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что решение о привлечении Галактионова А.С. к налоговой ответственности было вынесено 14 февраля 2020 года, при этом ограничительные меры на территории Саратовской области были введены после истечения срока на его обжалование. Доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности реализации Галактионовым А.С. своего права на обжалование решения налогового органа, административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что порядок взыскания с Галактионова А.С. имеющейся налоговой задолженности МИФНС N 1 по Саратовской области соблюден, доказательства ее уплаты административным ответчиком не представлены, вывод суда об удовлетворении административного искового заявления МИФНС N 1 по Саратовской области является правильным. Расчет сумм недоимки, пени и штрафов судебная коллегия полагает верным, кроме того, данный расчет не оспорен административным ответчиком.
Иные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 14 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галактионова А.С. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение Саратовского областного суда может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд через Балашовский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.