Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Шеломановой Л.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре
З.Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3713/2020 по апелляционной жалобе Н.О.С. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 22 июня 2020 года по административному иску Н.О.С. к администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия
установила:
Н.О.С. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение отдела социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга об отказе в возобновлении выплаты ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 1, 5 до 7 лет на её сына Н.И.С. "дата" года рождения.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Н.О.С. просила возложить на административного ответчика обязанность восстановить выплату ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1, 5 до 7 лет.
В обоснование административного иска Н.О.С. ссылалась на то обстоятельство, что приходится матерью троим несовершеннолетним детям; брак между ней и отцом её детей - Н.С.А. расторгнут "дата"; как указала истец, на момент обращения в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением о возобновлении выплаты, среднедушевой доход на членов её семьи составил 15 326 рублей 69 копеек - сумму, незначительно превышающую прожиточный минимум, но ниже полуторакратного размера прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в 3 квартале 2019 года, доводы отдела социальной защиты населения названной районной администрации, положенные в основу отказа - среднедушевой доход семьи превысил полуторакратный размер величины прожиточного минимума, полагает неправильными.
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2020 года в качестве административного ответчика привлечена администрация Московского района Санкт-Петербурга (л.д. 16).
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 22 июня 2020 года, в удовлетворении административного иска Н.О.С. отказано.
В апелляционной жалобе Н.О.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; в удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика об отложении разбирательства по делу отказано, поскольку не представлены доказательства уважительности причин неявки, о чем в протокол судебного заседания внесено соответствующее определение.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Н.О.С. приходится матерью троим несовершеннолетним детям - Н.М.С, "дата" года рождения, Н.И.С, "дата" года рождения, Н.С.С, "дата" года рождения, что подтверждается соответствующими сведениями органов ЗАГС, внесёнными в свидетельства о рождении детей (л.д. 8-10).
На основании решения Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" брак между Н.С.А. и Н.О.С. расторгнут (л.д. 11).
"дата" Н.О.С. обратилась в администрацию Московского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила назначить ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до семи лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, социальных молочных продуктов на Н.И.С. "дата" года рождения (л.д. 27-31).
Письмом отдела социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга Н.О.С, направленном заявителю в порядке электронного документооборота, уведомлена об отказе в возобновлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка от полутора лет до семи лет на Н.И.С. по причине того, что среднедушевой доход семьи Н.О.С. за расчетный период составил 18 768 рублей 92 копейки и превысил полуторакратный размер величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге на третий квартал 2019 года (17 197 рублей 95 копеек) - л.д. 25.
Отказывая истцам в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что поскольку один из сыновей истца - Н.С.С. обучается в "адрес" по очной форме обучения, факт его совместного проживания с заявителем в Санкт-Петербурге в составе единой семьи не подтверждён, постольку, среднедушевой доход семьи истца, из расчета самой Н.О.С. и её двоих несовершеннолетних детей, превышает полуторакратный размер величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленный в Санкт-Петербурге за III квартал 2019 года.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
Отношения, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга).
В силу статьи 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга, многодетная семья - семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет.
Согласно используемым для целей применения Социального кодекса Санкт-Петербурга понятиям (глава 5) под семьёй понимаются граждане, являющиеся законными представителями детей, и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство; под законными представителями детей - родители, усыновители, опекуны и попечители.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга семьям, имеющим детей, назначается в размере 913 рублей ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов.
В силу пункта 10 статьи 17 Социального кодекса Санкт-Петербургу меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 18 Социального кодекса, назначаются независимо от среднедушевого дохода семьи, на ребенка из многодетной семьи.
Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года N 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"" (Приложение N 1 к постановлению).
Согласно пункту 2.15 Порядка, ежемесячное пособие на ребенка до 7 лет назначается со дня исполнения ребенку полутора лет в соответствии с пунктом 2.4 этого же Порядка по месяц исполнения ребенку 7 лет с ежегодным подтверждением права на дату исполнения ребенку очередного полного года, за исключением ежемесячных пособий на ребенка до 7 лет, которые предоставляются на ребенка из многодетной семьи.
Согласно пункту 2.1 указанного Порядка меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении меры поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) семье, имеющей детей, и представленных документов, указанных в разделе 3 названного Порядка.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка в целях получения мер социальной поддержки заявители, в частности, предоставляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие наличие в семье детей.
Для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, необходимы в силу пункта 3.3 Порядка документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания).
В силу пункта 2.2 Порядка решение о назначении (возобновлении) мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, или об отказе в их назначении принимается администрацией района Санкт-Петербурга в течение 14 рабочих дней со дня подачи заявления и документов в случае, если указанные документы не требуют проверки содержащихся в них сведений.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, основанием для отказа в назначении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, является, в том числе, отсутствие у заявителя права на получение мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от "дата" по делу N... установлено, что сам по себе временный выезд ребёнка (Н.С.С.) для прохождения обучения в другой населённый пункт не может свидетельствовать о раздельном проживании данного члена семьи и прекращения ведения им с остальными членами семьи общего хозяйства. Прохождение ребёнком обучения в другом населённом пункте не отменяет обязанности родителей по его материальному содержанию и воспитанию, предусмотренной положениями статьей 63, 80 Семейного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как указал суд, реализация несовершеннолетним Н.С.С. права на получение образования на территории иного субъекта Российской Федерации не свидетельствует об утрате им семейных связей и права на получение материального содержания со стороны своих законных представителей, прекращении ведения с ним совместного хозяйства и права на пользование жилым помещением, равно как и не подтверждает изменения им места постоянного проживания.
С учетом данных обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу о том, что семья истцов по смыслу Социального кодекса Санкт-Петербурга и семейного законодательства Российской Федерации является многодетной.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что семья Н.О.С. не является многодетной нельзя признать обоснованным.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 декабря 2019 года N 900 установлена величина прожиточного минимума за III квартал 2019 года в Санкт-Петербурге для детей в размере 11 176 рублей 20 копеек и 11 465 рублей 30 копеек в расчете на душу населения.
Полуторакратный размер величины прожиточного минимума составляет 16 764 рубля 30 копеек (11 176, 20 * 1, 5) и 17 197 рублей 95 копеек (11 465, 30 * 1, 5).
Согласно справке, выданной Территориальным органом Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "дата", денежное содержание Н.О.С. за "дата" в общей сумме составило 138 920 рублей 30 копеек (л.д. 12).
Соглашением об уплате алиментов, заключенным "дата" между Н.С.А. и Н.О.С, определено, Ю что Н.С.А. обязуется ежемесячно выплачивать на содержание несовершеннолетних Н.С.С, Н.И.С, Н.М.С. алименты в сумме 15 000 рублей ежемесячно (л.д. 13).
Таким образом, ежемесячный среднедушевой доход семьи Н.О.С. (истец и трое несовершеннолетних детей) на момент обращения Н.О.С. в районную администрацию с заявлением о предоставлении выплат составлял 12 432 рубля 51 копейку ((138 920, 30/4) + (15 000 / 4)), что меньше полуторакратного размера величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за III квартал 2019 года (17 197 рублей 95 копеек).
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение районной администрации является незаконным и нарушает права Н.О.С. и членов её семьи на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 22 июня 2020 года по делу N 2а-3713/2020, отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать отказ администрации Московского района Санкт-Петербурга в возобновлении выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1, 5 лет до 7 лет в отношении Н.И.С. "дата" года рождения, незаконным.
Обязать администрацию Московского района Санкт-Петербурга возобновить выплату ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1, 5 лет до 7 лет, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.