Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Бирюкова Д.П., действующего на основании доверенности в интересах сельскохозяйственного производственного кооператива "Звениговский", на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 20 января 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива "Звениговский" (далее - СПК "Звениговский"), установил:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 20 января 2020 года, СПК "Звениговский" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 950 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2020 года постановление должностного лица от 13 ноября 2019 года и решение судьи районного суда от 20 января 2020 года изменены, назначенное наказание снижено до 800 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции защитник Бирюков Д.П, действующий на основании доверенности в интересах СПК "Звениговский", выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 11 октября 2019 года в ходе проведения на основании приказа Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 9 октября 2019 года N внеплановой выездной проверки в отношении СПК "Звениговский", при осмотре земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, предоставленного юридическому лицу в целях осуществления растениеводства, на основании договора аренды от 3 июля 2018 года N 10-Д, заключенного с администрацией муниципального образования "Шелангерское сельское поселение", установлено проведение СПК "Звениговский" на данном земельном участке работ по добыче песка строительного при отсутствии лицензии на пользование недрами, чем нарушены требования статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".
7 ноября 2019 года в отношении СПК "Звениговский" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предыдущими судебными инстанциями в подтверждение, что СПК "Звениговский" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N 170 об административном правонарушении от 7 ноября 2019 года (л.д.15-16); приказ Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 9 октября 2019 года N о проведении внеплановой выездной проверки в отношении СПК "Звениговский" (л.д.17-19); акт проверки N-в от 7 ноября 2019 года с приложенным фотоматериалом (л.д.20-30), и иные материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды и предыдущими судебными инстанциями фактических и юридически значимых обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, установлены правильно.
Представленные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что СПК "Звениговский" производилось пользование недрами без соответствующей лицензии, что подтверждается в том числе и служебной запиской начальника отдела недропользования и геологии Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл ФИО4, согласно которой право пользования недрами для добычи строительного песка СПК "Звениговский" не предоставлялось, по состоянию на 30 октября 2019 года СПК "Звениговский" лицензии на пользование недрами в целях добычи строительного песка не имеет (л.д.30, оборот).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При исследовании вопроса о наличии вины СПК "Звениговский" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что доказательства, свидетельствующие о принятии юридическим лицом всех мер к соблюдению законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок пользования недрами в материалах дела отсутствуют, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения юридическим лицом положений действующего законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела не имеется.
Каких-либо доказательств, указывающих на то, что земельный участок приводился в надлежащее состояние для использования его по назначению в соответствие с договором аренды, СПК "Звениговский" не представлено, а также не представлено доказательств необходимости рекультивации данного земельного участка.
Наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, в связи с чем СПК "Звениговский" правомерно привлечено к административной ответственности.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных решениях, и не ставят под сомнение наличие в действиях СПК "Звениговский" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание СПК "Звениговский" назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признакам индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями. Оснований для снижения назначенного наказания не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 13 ноября 2019 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 20 января 2020 года (измененные решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2020 года) и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива "Звениговский" оставить без изменения, а жалобу защитника Бирюкова Д.П, действующего на основании доверенности в интересах сельскохозяйственного производственного кооператива "Звениговский", оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.