Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Алексеева Д.В, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тихонычевой Валентины Георгиевны на решение Железнодорожного районного суда города Самары от 4 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 октября 2020 года по административному делу N 2а-1552/2020 по административному исковому заявлению Тихонычевой Валентины Георгиевны об оспаривании решения ИФНС по Красноглинскому району города Самары.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ИФНС по Красноглинскому району города Самары Кушнерчук Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Железнодорожного районного суда города Самары от 4 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 октября 2020 года, в удовлетворении требований Тихонычевой В.Г. об оспаривании решения ИФНС по Красноглинскому району города Самары N 8876 от 29 июля 2019 года о предстоящем исключении недействующего юридического ООО "ГАЛС" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "ГАЛС", отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Тихонычева В.Г. в кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 16 декабря 2020 года, ставит вопрос об их отмене, указывая, что что при наличии участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены договорные обязательства, налоговый орган мог избрать другую меру воздействия на застройщика. Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2011 года по делу N А55-12141 уже признавалось незаконным ранее принятое решение о предстоящем исключении ООО "ГАЛС" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Полагает, что данное решение имеет преюдициальное значение. Без уведомления обманутых дольщиков о предстоящем исключении ООО "ГАЛС" из ЕГРЮЛ полагает оспариваемое решение административного ответчика незаконным.
Податель жалобы также ссылается на положения пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которым она вправе оспорить решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в течение года со дня, когда она узнала о нарушении своих прав. При этом указывает, что узнала об исключении ООО "ГАЛС" из ЕГРЮЛ только из определения судьи Ленинского районного суда города Самары от 11 декабря 2019 года.
В письменном отзыве начальник ИФНС по Красноглинскому району города Самары просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Тихонычевой В.Г. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущены нарушения такого характера.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Положениями статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Судами установлено, что в ЕГРЮЛ с 22 ноября 2002 года содержались сведения о регистрации ООО "ГАЛС".
29 июля 2019 года ИФНС по Красноглинскому району города Самары принято решение N 8876 о предстоящем исключении ООО "ГАЛС" из ЕГРЮЛ на основании справок об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев сведений об открытых банковских счетах и непредоставлении юридическим лицом документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
19 ноября 2019 года ООО "ГАЛС" исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, о чем регистрирующим органом внесена запись от 19 ноября 2019 года N 6196313508099.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды исходили из того, что процедура принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО "ГАЛС" из ЕГРЮЛ осуществлена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данным выводом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в числе прочего выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя в числе прочего соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия регистрирующего органа, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения, судами обоснованно принято во внимание, что в целях реализации положений Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, приказом ФНС России от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы).
Сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, направляемые регистрирующими органами для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", должны содержать: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дату его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 года (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дату регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дату решения о предстоящем исключении.
Форма размещения в журнале сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, определяется редакцией журнала "Вестник государственной регистрации".
В данном конкретном случае объявление в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 от 31 июля 2019 года N 30 (746) о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "ГАЛС" из ЕГРЮЛ соответствует перечисленным выше требованиям.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом непредставления ООО "ГАЛС" в течение двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, отсутствия банковских счетов и сведений о возбуждении процедуры банкротства, решение ИФНС по Красноглинскому району города Самары N 8876 от 29 июля 2019 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является правильным, оснований для признания его незаконным у суда не имелось.
При отсутствии заявлений кредиторов, включая Тихонычеву В.Г, и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, поданных в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 от 31 июля 2019 года, оснований для удовлетворения требований Тихонычевой В.Г. о признании недействительной записи от 19 ноября 2019 года N 6196313508099 в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "ГАЛС" у судов также не имелось.
Ссылка Тихонычевой В.Г. на положения пункта 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, согласно которым исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, несостоятельна, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с настоящим административным иском Тихонычева В.Г. обратилась своевременно. При этом соблюдение Тихонычевой В.Г. срока обращения в суд не может быть приравнено к подаче заявления кредитора, возражавшего против исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в трехмесячный срок со дня опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" от 31 июля 2019 года соответствующей информации, что, в свою очередь, препятствовало бы исключению ООО "ГАЛС" из ЕГРЮЛ.
В этой связи ссылки Тихонычевой В.Г. на наличие у недействующего юридического лица перед ней неисполненных обязательств не могут быть приняты во внимание.
Нарушений материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Самары от 4 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тихонычевой В.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.