Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лашко ФИО8 к Межмуниципальному отделу МВД России "Красносулинский", Отделу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Ростовской области об обязании включить в выслугу лет для назначения пенсии льготный период и произвести перерасчет пенсии
по кассационным жалобам Межмуниципального отдела МВД России "Красносулинский" и ГУ МВД России по Ростовской области на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Лашко А.В. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу МВД России "Красносулинский" (далее также - МО МВД России "Красносулинский"), ГУ МВД России по Ростовской области (ОПО ЦФО) об обязании включить в выслугу лет для назначения пенсии льготный период и произвести перерасчет пенсии, указав в обоснование требований, что с 27 мая 1996 года он проходил службу в органах внутренних дел МВД Российской Федерации, последняя занимаемая должность - дежурный группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Красносулинский", специальное звание - лейтенант полиции.
Приказом и.о. начальника МО МВД России "Красносулинский" от 18 сентября 2018 года N759 л/с Лашко А.В. уволен по п. 4 ч. 2 ст. 81 Федерального закона N342-Ф3 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет по состоянию на 20 сентября 2018 года в календарном исчислении составила 24 года 03 месяца 29 дней, в льготном исчислении 30 лет 01 месяц 19 дней.
Однако при расчете выслуги лет, дающей право на пенсию Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения (ОПО ЦФО) ГУ МВД России по Ростовской области не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении периоды службы: с 1 января 2001 года по 03 августа 2001 года, с 1 ноября 2001 года по 1 ноября 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдела внутренних дел Красносулинского района, поскольку согласно Перечню должностей, утвержденному Приказом МВД России N868 от 20 декабря 2016 года "Об утверждении перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии", отсутствует данная должность (указанные периоды зачтены в календарном исчислении, применен коэффициент 1, истец считает, что они должны быть зачтены в льготном - 1 месяц за 1, 5 месяца службы); с 4 августа 2001 года по 31 октября 2001 года - период нахождения в служебной командировке при проведении КТМ в Чеченской Республике (указанный период засчитан в стаж с коэффициентом 1, 5, истец считает, что необходимо применить коэффициент 3 на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка N2 Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 25 февраля 2004 года). С учетом вышеизложенного, истцу не засчитан в льготный стаж для назначения пенсии 1 год 7 месяцев 27 дней.
Полагая отказ в зачете вышеуказанных периодов незаконным, истец просил суд признать расчет выслуги лет на пенсию от 20 сентября 2018 года. незаконным; обязать МО МВД России "Красносулинский" включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении период времени с 1 января 2001 года по 3 августа 2001 года, с 3 ноября 2001 года по 1 ноября 2003 года, применив к указанным периодам коэффициент 1/1, 5 - один месяц службы за полтора месяца службы, с 3 августа 2001 года по 1 ноября 2011 года, применив к указанному периоду коэффициент 1/3 - один месяц службы за три месяца службы и произвести новый расчет льготного стажа для перерасчета пенсии с момента назначения; обязать ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области с учетом нового расчета выслуги лет произвести перерасчет пенсии с 20 сентября 2016 года, взыскать с МО МВД России "Красносулинский" в пользу истца расходы на уплату госпошлины в размере 300 рублей.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2020 года исковые требования Лашко А.В. удовлетворены.
Суд признал незаконным расчет выслуги лет на пенсию с 21 сентября 2018 года в части прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отделения ОВД Красносулинского района Ростовской области с 1 января 2001 года по 3 августа 2001 года и с 1 ноября 2001 года по 1 ноября 2003 года, а также в период нахождения в служебной командировке в составе ОГВ(с) МВД РФ на территории Северо-Кавказского региона и участия в контртеррористической операции на территории Чеченской республики с 4 августа 2001 года по 31 октября 2001 года.
Суд обязал МО полиции МВД России "Красносулинский" Ростовской области включить Лашко А.В. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении период времени с 1 января 2001 года по 3 августа 2001 года и с 1 ноября 2001 года по 1 ноября 2003 года, применив к указанному периоду коэффициент - один месяц службы за полтора месяца службы.
Суд обязал МО полиции МВД России "Красносулинский" Ростовской области включить Лашко А.В. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении период нахождения в служебной командировке в составе ОГВ(с) МВД РФ на территории Северо-Кавказского региона и участия в контртеррористической операции на территории Чеченской республики с 4 августа 2001 года по 31 октября 2001 года, применив к указанному периоду коэффициент - один месяц службы за три месяца службы.
Суд обязал ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области произвести Лашкл А.В. перерасчет пенсии за выслугу лет с 21 января 2018 года.
Суд взыскал с МО полиции МВД России "Красносулинский" Ростовской области в пользу Лашко А.В. 300 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июля 2020 года решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы МО МВД России "Красносулинский", ГУ МВД России по Ростовской области - без удовлетворения.
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание истец и представитель Межмуниципального отдела МВД России "Красносулинский" не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель ГУ МВД России по Ростовской области Куриленко М.И. приняла участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, доводы жалоб поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов по существу иска основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее Закон N 4468-1).
В статье 1 Закона N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее Постановление N 941) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
В редакции Постановления N 941, действовавшей до 12 ноября 2003 г, отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России. Согласно действовавшей до 12 ноября 2003 г. редакции в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г, соответствующий Перечень был утвержден лишь Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09 октября 2004 N 640. Таким образом, в спорный период службы истца отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в котором предусмотрена должность полицейского (милиционера) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18).
На момент расчета выслуги лет Лашко А.В. при увольнении из органов внутренних дел в сентябре 2018 года указанный выше приказ от 09 октября 2004 г. N 640 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Согласно разделу 2 данного Перечня, предусматривающему должности, введенные до 23 августа 2014 г, правом на льготное исчисление выслуги лет пользуются, в том числе, полицейский, (милиционер) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (строка 12) и полицейский, (милиционер) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18). При этом в примечании к должностям полицейского указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "3", введенные с 30 апреля 2011 г, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В отношении должностей милиционера такой оговорки нет, что свидетельствует о том, что замещение данных должностей безусловно связано с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Осуществление истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых под сомнение никем поставлено не было.
В спорные периоды с 1 января 2001 г. по 3 августа 2001 г. и с 1 ноября 2001 года по 1 ноября 2003 года должности в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделениях конвойной службы милиции, как и сами подразделения именовались в соответствии с Приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции", конвойные отделения входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 г. N 309 Приказ МВД РФ от 30 декабря 1993 г. N 605 признан утратившим силу, утверждены новые типовые штаты изоляторов временного содержания, в соответствии с которыми конвойные отделения стали именоваться отделениями охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Таким образом, конвойное отделение изоляторов временного содержания, предусмотренное типовыми штатами в соответствии с Приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 605, являлось тождественным отделению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания, предусмотренному типовыми штатами в соответствии с Приказом МВД России от 20 мая 2004 N 390. То обстоятельство, что в Перечень, утвержденный Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640, как и в раздел 2 действующего в настоящее время Перечня включены наименования должностей и структурных подразделений в соответствии с типовыми штатами, утвержденными Приказом МВД России от 20 мая 2004 г. N 309, без указания на тождество данных наименований тем, которые предусматривались типовыми штатами ранее, само по себе не может являться основанием для невключения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении.
При таких обстоятельствах выводы судов по существу спора являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права. Доводы кассационных жалоб изложенные выводы судов не опровергают и основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Вместе с тем, приведенные в жалобе доводы об отсутствии оснований для взыскания государственной пошлины являются правомерными, поскольку согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, в силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что Межмуниципальный отдел МВД России "Красносулинский" является территориальным органом МВД России, с ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не подлежала взысканию государственная пошлина.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (пункт 11 подраздела "Вопросы уплаты государственной пошлины" раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 г.).
В соответствии с пунктами 1 и 6 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД России является федеральным органом исполнительной власти, в состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
В силу Положения о Межмуниципальном отделе МВД России "Красносулинский" Межмуниципальный отдел является территориальным органом, входящим в состав органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняется Главному управлению МВД Российской Федерации по Ростовской области и реализует в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел на территории обслуживания.
Участие Межмуниципального отдела МВД России "Коасносулинский" в качестве ответчика в рассмотрении настоящего дела по иску Лашко А.В. обусловлено осуществлением им как территориальным органом государственной власти полномочий территориального органа государственной власти, в связи с чем в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, решение в этой части следует отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в возмещении расходов истца по оплате государственной пошлины за счет Межмуниципального отдела МВД России "Коасносулинский" отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июля 2020 года отменить в части возмещения истцу расходов по оплате государственной пошлины за счет Межмуниципального отдела полиции МВД России "Красносулинский" Ростовской области, отказать Лашко ФИО9 в удовлетворении заявления о взыскании расходов на уплату госпошлины за счет Межмуниципального отдела полиции МВД России "Красносулинский" Ростовской области.
В остальной части решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Межмуниципального отдела полиции МВД России "Красносулинский" и ГУ МВД России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.