Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Никитиной Г.Н, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-284/2020 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующими в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года N 895 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области", постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года N 896 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Кемеровского областного суда от 26 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя ОАО "Российские железные дороги" Табанайнена В.Ю, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Шипачевой Е.Б, представителя ПАО "Россети Сибири" Зуевой А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 31 декабря 2019 года N 895 внесены изменения в постановление РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области".
Пунктом 7 таблицы 4 приложения 1 указанного постановления открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), как сетевой организации, установлен индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 10%.
Пунктом 10 приложения 2 постановления открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД") установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
31 декабря 2019 года РЭК Кемеровской области принято постановление N 896 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год", приложением N 3 к которому установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области "РЖД" ОАО (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД") и ПАО "МРСК Сибири" (филиал ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Кузбассэнерго-региональные электрические сети"), "Электросеть" АО на 2020 год.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) в лице Западно-Сибирской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента издания: постановление РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2019 года N895 "О внесении изменений в постановление РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" (далее - Постановление N895); постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2019 года N896 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2020 год" (далее - Постановление N896).
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 N 35-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э. Административный истец считает, что при установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования орган регулирования, в нарушение приведенных выше нормативных правовых актов, не включил в необходимую валовую выручку Общества выпадающие доходы в сумме 40 743, 82 тыс. рублей, для расчета индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов применил метод аналогов, описанный Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18 марта 2015 года N 421-э, который не может применяться в период регулирования 2020-2024 годы, индекс эффективности надлежало установить на основании представленных обосновывающих доказательств. Оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Решением Кемеровского областного суда от 26 августа 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Табанайнен В.Ю. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции, установив несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону, имеющему большую юридическую силу, не признал их недействующими. Суд согласился с доводом административного истца о том, что неверно рассчитана необходимая валовая выручка, однако указал на возможность корректировки допущенных нарушений в последующем периоде тарифного регулирования. Судом первой инстанции неверно применены нормы материального права по доводам административного истца об учете при установлении необходимой валовой выручки на 2020-2024 годы индекса эффективности операционных расходов в размере 10%, равно как при установлении долгосрочных параметров регулирования на этот период индекса эффективности неподконтрольных расходов в размере 10%.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО "Россети Сибири", участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N98-э).
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования цен.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что соответствующими публичными полномочиями на территории Кемеровской области наделена РЭК Кемеровской области, оспариваемые постановления приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, при наличии необходимого кворума, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке и подлежат применению в отношении административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД") является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы, предыдущий долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы.
29 апреля 2019 года ОАО "РЖД" обратилось в адрес РЭК Кемеровской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям на 2020 - 2024 годы, 31 декабря 2019 года на заседании правления Комиссии РЭК Кемеровской области были приняты оспариваемые постановления.
Постановлением N 895 для Общества установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2020 - 2024 годы, в числе которых, индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 10 %, а также необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на основании которых рассчитываются долгосрочные тарифы, наряду с иными, относится базовый уровень подконтрольных расходов (подконтрольные расходы на первый долгосрочный период регулирования).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями N98-э с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18 марта 2015 года N 421-э (далее - Методические указания N 421-э).
Суд первой инстанции, оценив доводы административного истца о том, что установление индекса эффективности подконтрольных расходов в установленном размере и порядок его расчета не соответствуют нормам действующего законодательства в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу, обоснованно признал их несостоятельными.
Для расчета базового уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы, органом регулирования применялись Методические указания N 421-э, поскольку показатели деятельности Общества за период с 2012 по 2018 годы в части данных о фактической установленной трансформаторной мощности электрооборудования, эксплуатируемого Обществом, и количестве точек поставки электрической энергии потребителям услуг, представлены не в полном объеме, исходя из положений пункта 12 Методических указаний N 421-э, административным ответчиком значение индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов было принято равным 10%.
Доводы апеллянта о применении регулятором при расчете коэффициентов нормализации, определенных в соответствии с приложением N 2 к Методическим указаниям N 421-э, а именно по последнему, приведенному в названных Методических указаниях периоду (2013 год), правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку показатель коэффициента нормализации после 2013 года не изменялся.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что необходимая валовая выручка ОАО "РЖД" на 2020 год рассчитана неправильно, что не оспаривается и сторонами по делу, суд признал обоснованными доводы административного истца о допущенных нарушениях при расчете выпадающих доходов Общества за 2018 года.
При этом суд учел, что в силу пункта 15 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных во исполнение пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, потребители оплачивают услуги территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая участвует в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используется при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункт 49, 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2).
Изменение размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от которой, в том числе, зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок, неизбежно приведет к изменению расчетной общекотловой выручки, участвующей в расчете котловых тарифов на год регулирования и изменению единых котловых тарифов, утвержденных, в рассматриваемом случае, на 2020 год.
Суд правомерно признал, что в силу действующего тарифного законодательства в области электроэнергетики (пункт 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетики) предусмотрена возможность корректировки органом регулирования необходимой валовой выручки организаций, связанной с тарифными ограничениями.
В суде апелляционной инстанции установлено, что тарифным органом при корректировке ОАО "РЖД" тарифа на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год учтены в составе необходимой валовой выручки выпадающие доходы в размере 26 365 тыс. рублей, в том числе за 2017 года - 13 033, 61 тыс. рублей, не учтенные при установлении тарифа, что подтверждается представленным РЭК Кемеровской области экспертным заключением по материалам, представленным Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год.
Таким образом, допущенные при установлении ОАО "РЖД" тарифа нарушения скорректированы мерами тарифного регулирования, заявленная административным истцом сумма выпадающих доходов в размере 40 743, 82 тыс. рублей не нашла свое подтверждение в судебном заседании.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Г.Н. Никитина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.