Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца Управления Роспотребнадзора по адрес на решение Савеловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по адрес к наименование организации об обязании прекратить противоправные действия - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику с настоящими требованиями. В обоснование иска указал, что специалистами Управления Роспотребнадзора по адрес в ходе плановой выездной проверки, проводимой дата на основании распоряжения N 210 от дата в отношении наименование организации, в магазине "ДГКАТЛОН", расположенном по адресу: адрес, ул. адрес, ТЦ "Европа", снималась с продажи продукция легкой промышленности, а именно спортивные головные уборы для детей (шапки для детей, артикул 2356836 JR), изготовитель наименование организации: адрес регистрации: 127083. адрес фио продукция маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (ЕАС). Установлен факт нарушения ответчиком обязательных требований п. 2 ст. 27 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно реализация продукции легкой промышленности, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, а именно спортивные изделия, предназначенные для детей и подростков, вместе с тем маркированные единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". От ответчика поступили разъяснения, что вышеперечисленная продукция маркирована знаком ЕАС ошибочно и что данное несоответствие произошло вследствие технической ошибки. Между тем, порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза утвержден решением комиссии таможенного союза от дата N 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения".
Как следует из раздела 1 вышеуказанного Решения, настоящий порядок разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от дата и определяет правила применения, форму и размеры единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза. В соответствии с разделом 2 Решения ТС N711, ст. 2 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ N 184-ФЗ) единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза). Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза. Как следует из раздела 4 Решения ТС N 711 изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ N 184-ФЗ маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. С целью установления на единой таможенной адрес единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения данной продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной адрес, Решением Комиссии Таможенного союза N N от дата был принят технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". Как следует из п. 1 ст. 1 ТР ТС 007/201 1 исключением из области распространения настоящего Технического регламента кроме всего прочего являются спортивные изделия и оборудования. Из положений п. 2 ст. 13 ТР ТС 007/201 1 следует, что маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. В свою очередь, в соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) под "выпуском продукции в обращение" понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на адрес в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной пли возмездной основе.
Таким образом, осуществляя выпуск продукции в обращение, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, вместе с тем маркированную единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС) при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента, ответчик допускает иной обман потребителей, а именно путем ложного заявления (маркировка продукции знаком ЕАС) относительно соответствия такой продукции требованиям безопасности технического регламента ТР ТС 007/2011 и прохождения такой продукции процедуры оценки (подтверждения) соответствия, тогда как фактически указанная продукция не проходила процедуру оценки (подтверждения) соответствия и прохождение такой процедуры для данного вида продукции действующим законодательством не требуется. Кроме того, указанное нарушает со стороны ответчика предусмотренные требования ст.ст. 8. 10 Закона РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" права неопределенного круга потребителей на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Тем не менее, в связи с тем, что в ходе проведения плановой выездной проверки дата в отношении наименование организации, в магазине "ДЕКАТЛОН", расположенном по адресу: адрес, ул. адрес, ТЦ "Европа" "Central Park", были выявлены нарушения прав потребителей со стороны наименование организации Управлением Роспотребнадзора по адрес направляется иск в защиту неопределенною круга лиц.
Таким образом истец просит обязать наименование организации прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей при производстве спортивных головных уборов для детей (шапок для детей, артикул 2356836 Ж), связанные с маркированием единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", при удовлетворении иска обязать ответчика в установленный судом срок через средства массовой информации (еженедельная газета) или на сайте организации (при наличии) довести до сведения потребителей решение суда.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции не явился.
Представитель ответчика в заседание суда первой инстанции не явился.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна сторона истца по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим отмене.
В силу п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении дела судом приняты во внимание положения ст.17 Конституции РФ, ст.ст.1, 10, 56 ГК РФ, положения Федерального закон от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Как следует из материалов дела, специалистами Управления Роспотребнадзора по адрес в ходе плановой выездной проверки, проводимой дата на основании распоряжения N 210 от дата в отношении наименование организации, в магазине "ДГКАТЛОН", расположенном по адресу: адрес, ул. адрес, ТЦ "Европа", снималась с продажи продукция легкой промышленности, а именно спортивные головные уборы для детей (шапки для детей, артикул 2356836 JR), изготовитель наименование организации, адрес регистрации: 127083. адрес фио продукция маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (ЕАС). Установлен факт нарушения ответчиком обязательных требований п. 2 ст. 27 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно реализация продукции легкой промышленности, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, а именно спортивные изделия, предназначенные для детей и подростков, вместе с тем маркированные единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". От ответчика поступили разъяснения, что вышеперечисленная продукция маркирована знаком ЕАС ошибочно и что данное несоответствие произошло вследствие технической ошибки. Между тем, порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза утвержден решением комиссии таможенного союза от дата N 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения".
Как следует из раздела 1 вышеуказанного Решения, настоящий порядок разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от дата и определяет правила применения, форму и размеры единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза. В соответствии с разделом 2 Решения ТС N711, ст. 2 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ N 184-ФЗ) единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им. прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза). Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза. Как следует из раздела 4 Решения ТС N 711 изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ N 184-ФЗ маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. С целью установления на единой таможенной адрес единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения данной продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной адрес, Решением Комиссии Таможенного союза N N от дата был принят технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". Как следует из п. 1 ст. 1 ТР ТС 007/201 1 исключением из области распространения настоящего Технического регламента кроме всего прочего являются спортивные изделия и оборудования. Из положений п. 2 ст. 13 ТР ТС 007/201 1 следует, что маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. В свою очередь, в соответствии с Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) под "выпуском продукции в обращение" понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на адрес в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Таким образом, осуществляя выпуск продукции в обращение, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, вместе с тем маркированную единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС) при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента, ответчик допускает иной обман потребителей, а именно путем ложного заявления (маркировка продукции знаком ЕАС) относительно соответствия такой продукции требованиям безопасности технического регламента ТР ТС 007/2011 и прохождения такой продукции процедуры оценки (подтверждения) соответствия, тогда как фактически указанная продукция не проходила процедуру оценки (подтверждения) соответствия и прохождение такой процедуры для данного вида продукции действующим законодательством не требуется. Кроме того, указанное нарушает со стороны ответчика предусмотренные требования ст.ст. 8, 10 Закона РФ от дата N 2300-1 "О защите прав потребителей" права неопределенного круга потребителей на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Тем не менее, в связи с тем, что в ходе проведения плановой выездной проверки дата в отношении наименование организации, в магазине "ДЕКАТЛОН", расположенном по адресу: адрес, ул. адрес, ТЦ "Европа" "Central Park", были выявлены нарушения прав потребителей со стороны наименование организации Управлением Роспотребнадзора по адрес направляется иск в защиту неопределенною круга лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом заявлены требования, которые не подлежат защите в судебном порядке путем предъявления иска в порядке ГПК РФ, а потому не подлежат удовлетворению в виду следующего.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального и процессуального права.
Частью 1 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании п. 1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Следовательно право истца обращаться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей закреплено указанных нормах материального права, а выводы суда об обратном ошибочны.
Основания иска и факт нарушения ответчиком прав потребителей подтверждаются представленными истцом доказательствами, а именно распоряжением о проведении проверки от дата N 210, актом проверки Управления Роспотребнадзора по адрес от дата и предписанием к акту, протоколом осмотра вещей и документов от дата, фотоматериалами производимой продукции и используемой маркировки EAC, товарными накладными, ответом наименование организации с подтверждением не соответствия в маркировке товара (л.д. 14-15, 20-23, 27-30, 31-32, 33-37, 39, 40, 41).
Данные доказательства со стороны ответчика не опровергнуты, ими достоверно в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ подтверждается обоснованность заявленных исковых требований.
Таким образом, решение Савеловского районного суда адрес от дата надлежит отменить и принять новое решение, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по адрес удовлетворить.
Обязать наименование организации прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей при производстве спортивных головных уборов для детей (шапок для детей, артикул 2356836 JR), связанные с маркированием единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
Также надлежит обязать ответчика в течение 15 дней через средства массовой информации (еженедельную газету) или на сайте организации довести до сведений потребителей вышеуказанную часть текста резолютивной части решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от дата отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по адрес удовлетворить.
Обязать наименование организации прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей при производстве спортивных головных уборов для детей (шапок для детей, артикул 2356836 JR), связанные с маркированием единым знаком обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих соответствие указанной продукции требованиям технического регламента ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
Обязать наименование организации в течение 15 дней через средства массовой информации (еженедельную газету) или на сайте организации довести до сведений потребителей текст резолютивной части решении суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.