Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А, и судей Федерякиной Е.Ю, Андриясовой А.С, при помощнике судьи Ерошкине В.К.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - ОА "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 июля 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Татарского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к ОАО "РЖД" в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать ответчика исполнить требования, установленные статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Обеспечить доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения пешеходного моста на 22 км ПК 10 ст. Ометьево Горьковской железной дороги, оборудования лифтами или иными безопасными стационарными подъемными устройствами, доступными для инвалидов в течение 90 дней после принятия решения по исковому заявлению, УСТАНОВИЛА:
Татарский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на нарушение ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на объекте железнодорожного транспорта - пешеходном мосту на 22 км ПК 10 ст. Ометьево Горьковской железной дороги, просил обязать ответчика исполнить требования, установленные статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в части обеспечения доступности для маломобильных групп населения пешеходного моста на
22 км ПК 10 ст. Ометьево Горьковской железной дороги, оборудования лифтами или иными безопасными стационарными подъемными устройствами, доступными для инвалидов в течение 90 дней после принятия решения по исковому заявлению. Как указывает истец, нарушение было выявлено в ходе прокурорской проверки, проведенной в связи неоднократного обращения граждан с соответствующими заявлениями.
Представитель истца Юшков В.И. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик - ОАО "РЖД", ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что судом неправомерно применены положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ поименованная норма в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно по вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Такой же вывод, по мнению ответчика, следует из п. 9 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.11.2015 N 329 во исполнение Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ.
Представитель ответчика по доверенности - Глотова А.И. в заседании судебной коллегии подержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции законно, обосновано и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 784 ГК РФ предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно положениям ст. 7 вышеназванного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет собственник.
Из положений п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от 20 ноября 2003 года, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
В силу ст. 80.1 указанного закона перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на вокзалах и в поездах дальнего следования услуг определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно статье 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно - правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии с СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" объекты должны соответствовать требованиям доступности, ориентации, безопасности и учитывать потребности всех категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и других маломобильных групп населения.
Согласно п.п. 8.4.9-8.4.11 указанного свода правил помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для маломобильных групп населения, на вокзалах подземные (наземные) переходы для доступа пассажиров на платформы (места посадки) следует оборудовать лифтами или иными безопасными стационарными подъемными устройствами, доступными для инвалидов.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что прокуратурой по коллективному обращению жителей адрес г. Казани проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ на объекте железнодорожного транспорта - пешеходный мост на 22 км ПК 10 ст. Ометьево Горьковской железной дороги, в ходе которой выявлены нарушения названного закона.
Пешеходный мост на 22 км ПК 10 ст. Ометьево Горьковской железной дороги эксплуатируется без создания условий инвалидам колясочникам, использующих кресла-коляски, не оборудован подъемным устройством. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, согласованные с общественными объединениями инвалидов, не осуществлялись.
По результатам проверки прокуратурой внесено представление в адрес начальника Горьковской дирекции инфраструктуры об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов.
Из ответа от 16 июля 2019 года N 127/ГРКДИ-4 Горьковской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" на представление прокуратуры следует, что отсутствует техническая возможность оборудовать пешеходный мост специальными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный проход инвалидов и других маломобильных групп населения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда.
Действующее законодательство предусматривает в обеспечение доступности для маломобильных групп населения оборудование пешеходного моста лифтами или иными безопасными стационарными подъемными устройствами, доступными для инвалидов, а ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства пешеходного моста на 22 км ПК 10 ст. Ометьево Горьковской железной дороги лифтами или иными безопасными стационарными подъемными устройствами.
При этом, требования Закона РФ "О защите прав потребителей" и Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" относительно безопасности и доступности оказываемых услуг распространяются на все объекты железнодорожного транспорта, независимо от года их постройки и ввода в эксплуатацию.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем основанием к отмене решения суда первой инстанции быть не могут.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.