Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Д*** Н.Н. на постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 21 августа 2020г., которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "АПФ "Кутузово" по ст. 8.38 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, УСТАНОВИЛ:
13 августа 2020 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Д*** Н.Н. составил протокол об административном правонарушении по ст.8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "АПФ "Кутузово".
Дело передано на рассмотрение в Симоновский районный суд г. Москвы, которым вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с вынесенным постановлением, старший государственный инспектор Д*** Н.Н. отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству К*** Д.В. подал на него жалобу в Московский городской суд.
Законный представитель ООО "АПФ "Кутузово" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, направил в суд защитника Н*** Д.В, который возражал против доводов жалобы.
Явившейся в судебное заседание инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Д*** Н.Н. поддержал доводы жалобы, пояснив, что им осуществлялось обследование, в результате которого выявлено, что именно в результате деятельности ООО "АПФ "Кутузово" осуществляется загрязнение водного объекта. Обратил внимание, что нетипичные осадки образуются в месте осуществления деятельности общества после моста вдоль по течению реки. Также пояснил, что на фотографиях видны остатки старого, разобранного деревянного моста (л.д.10, 13), из чего следует, что мост был построен недавно.
Суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела, поскольку уважительных причин для неявки в судебное заседание не имелось.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2020 г. в период с 10 часов 40 минут по 13 часов 10 минут при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного назначения река Горетовка на участке водостока реки, протекающего вблизи земляных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, расположенных вблизи деревни Рузино г.о. Солнечногорск Московской области установлено, что ООО "АПФ "Кутузово" без согласования (когда такое согласование является обязательным) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов осуществлено строительство моста через реку Горетовка, а также производство иных работ в границах водоохранной зоны указанной реки, что является нарушением правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов. В результате проводимых работ ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам и среде их обитания составил 77, 53 рубля.
Согласно ст.8.38 КоАП РФ, производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Водного Кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со Федерального закона РФ от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире", любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира; хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству; при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий; при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки: независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения
и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других); защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира; специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий; при выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно Федерального закона РФ от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; деятельность, указанная в, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля(надзора) и муниципального контроля.
Отменяя постановление, суд указал, что в подтверждения факта отсутствия нарушения природоохранного законодательства ООО "АПФ "Кутузово" представлен ордер Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 26.12.2019 г, на основании которого ООО "АПФ "Кутузово" разрешено проводить земляные работы при благоустройстве и вертикальной планировке земельного участка.
Между тем, из указанного документа не следует, что работы были согласованы с Федеральным агентством по рыболовству.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 утверждены согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствии с названных Правил решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения.
Такое заключение представлено не было. Выводов об отсутствии необходимости получения такого разрешения материалы дела не содержат.
Суд также ссылается на то, что ООО "АПФ "Кутузово" пояснил, что осуществление строительства моста состояло до момента приобретения в собственность ООО "АПФ "Кутузово" вышеуказанных земельных участков, что подтверждается Схемой земельной участка от 22.11.12 г, в связи с чем, оснований утверждать, что ООО "АПФ "Кутузово" осуществляло строительство моста не имеется.
В тоже время данный вывод сделан без исследования всех обстоятельств по делу, в том числе акта осмотра и приложенных к нему фото и видео материалов.
Наличие на схеме 2012 года моста само по себе еще не свидетельствует, что на схеме отражен именно тот мост, о котором идет речь в акте обследования.
Более того диспозиция ст. 8.38 КоАП РФ предусматривает ответственность помимо строительства мостов, также и проведение иных работ, осуществляемых с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов. То есть перечень таких работ является открытым. Из материалов же дела усматривается, что обществу вменено не только строительство моста, но и иные работы в границах водоохранной зоны.
Прекращая производство по делу, суд также указал на доказательств, что именно ООО "АПФ "Кутузово" осуществило загрязнение реки Горетовка.
В тоже время данный вывод сделан без оценки представленных доказательств, а именно акта осмотра и экспертного заключения, согласно которого именно в результате землеустроительных работ по сооружению моста и складировании отвалов размываемого грунта вдоль двух берегов ухудшились условия обитания и воспроизводства водных биологических ресурсов, и ущерб является существенным.
При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлены существенные обстоятельства по делу, допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, данное постановление не может быть признано законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, постановление как вынесенное с нарушением существенных норм процессуального права, подлежит отмене.
В соответствии со КоАП РФ постановление по указанному правонарушению не может быть вынесено по истечении одного года.
Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение было выявлено в результате проверки, имевшей место 28 февраля 2020г.
На момент вынесения решения Московским городским судом срок давности за отмеченные правонарушения, определенные, установленный КоАП РФ не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 21 августа 2020г, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "АПФ "Кутузово" по ст. 8.38 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот ж суд.
Судья Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.