Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Каминской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 27 октября 2020 г, которым частично удовлетворены заявленные требования капитана запаса Золина Александра Владимировича о признании незаконным действий командира войсковой части N, связанных с порядком исключения истца из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы и проведением с ним необходимых расчетов.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения административного истца
Золина А.В. в обоснование поданной жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры ЮВО майора юстиции Тена С.В, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Золин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными приказы командира войсковой N 30 июня 2020 г. N 124 в части исключения его из списков личного состава воинской части и от 21 октября 2019 г. N 279 в части прекращения с 8 октября 2019 г. выплаты ранее установленных надбавок и повышающих коэффициентов, обязать указанное должностное лицо отменить эти приказы, восстановить его в списках личного состава воинской части, обеспечив всеми положенными видами довольствия, недополученного после необоснованного исключения, с учетом ранее установленных надбавок, выплатить материальную помощь за 2020 год, обеспечить основными отпусками за 2019 и 2020 годы с учетом их увеличения на 15 суток в связи с нахождением на воинской должности, исполнение обязанностей военной службы на которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, предоставить основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному времени с учетом количества суток нахождения в период отпуска на стационарном лечении с 14 по 16 мая 2020 г. в период, а также направить на лечение и на военно-врачебную комиссию (далее - ВВК) для определения категории годности к военной службе.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал командира войсковой части N исключить из приказа от 21 октября 2019 г. N 279 указание о прекращении с 8 октября 2019 г. выплаты Золину А.В. ранее установленных надбавок и повышающих коэффициентов, выплатить ему ежемесячную надбавку за участие в контртеррористических операциях и обеспечении правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 8 октября 2019 г. по 30 июня 2020 г, ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 8 октября по 31 декабря 2019 г, материальную помощь за 2020 год.
Дополнительным решением от 13 ноября 2020 г. суд возложил на командира войсковой части N обязанность выплатить Золину А.В. ранее установленную ежемесячную надбавку за особые условия службы в управлениях корабельных соединений, постоянно размещенных на кораблях, в размере 50 процентов оклада по воинской должности за период с 8 октября 2019 г. по 30 июня 2020 г.
В удовлетворении остальной части требований Золина А.В. судом отказано.
В апелляционной жалобе Золин А.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В жалобе истец указывает, что при исключении из списков личного состава воинской части ему не были предоставлены в полном объеме дополнительные отпуска за 2019 и 2020 годы с учетом увеличения их продолжительности на 15 суток в связи с нахождением на воинской должности, исполнение обязанностей военной службы на которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Эта должность включена в Перечень воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от
26 октября 2016 г. N 695 (далее - Перечень). Основной отпуск за 2020 год предоставлен ему без учета июня месяца и увеличения его продолжительности на количество суток нахождения его на стационарном лечении в период основного отпуска с 14 по 16 мая 2020 г.
Податель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что увеличение продолжительности основного отпуска на 15 суток, возможно только на основании рапорта военнослужащего.
Суд не учел, что командование воинской части не направило его на лечение и медицинское освидетельствование ВВК, несмотря на рекомендации врачей, которые изложены в письме начальника филиала N 2 федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ГЦ ВВЭ" МО РФ) от 7 ноября 2019 г, выписных эпикризах от 20 февраля 2020 г. N 636, от 28 мая 2020 г. N 1399, выданных филиалом N 1 федерального государственного казенного учреждения "419 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "419 ВГ" МО РФ), о необходимости контрольного стационарного обследования, повторного освидетельствования ВВК для определения категории годности к военной службе и планового оперативного лечения.
Суд оставил без внимания то, что разрешение на госпитализацию было получено им после исключения из списков личного состава воинской части
7 июля 2020 г, то есть когда он утратил статус военнослужащего, а значит и право на медицинскую помощь.
В письменных возражениях помощник военного прокурора Махачкалинского гарнизона и представитель командира войсковой части N просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Требования истца в части обеспечения дополнительными выплатами разрешены судом правильно и сторонами не оспариваются.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого определяется в зависимости от продолжительности военной службы в льготном исчислении. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 того же Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации, к числу которых относится увеличение продолжительности основного отпуска на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 4 статьи 29 Положения военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток. Перечни указанных воинских должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 29 Положения предусмотрено, что продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.
Таким образом, дополнительные 15 суток отпуска военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, не являются отдельным видом отпусков и подлежат включению в продолжительность основного отпуска, рассчитанного пропорционально прослуженному времени.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 29 Положения в случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска - 60 суток.
Согласно материалам дела Золин А.В. с ноября 2013 года проходил военную службу в войсковой N воинской должности начальника корабельного пункта управления и наведения (истребительной авиации).
Из справки врио начальника штаба войсковой N 27 октября 2020 г. N 2182 следует, что воинская должность, занимаемая Золиным А.В, включена в Перечень.
Приказом командира войсковой части N от 24 сентября 2019 г. N 32 Золин А.В. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта (истек 10 ноября 2018 г.).
Приказом командира войсковой части N от 30 июня 2020 г. N 124 с этой даты истец исключен из списков личного состава воинской части.
Выслуга лет Золина А.В. в льготном исчислении на день увольнения составила более 25 лет. Следовательно, он относится к категории военнослужащих, имеющих право на основной отпуск в количестве 45 суток, который на основании Перечня и подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Положения подлежал увеличению на 15 суток.
Согласно приказу командира войсковой части N от 26 ноября 2019 г. N 222 Золину А.В. предоставлены 45 суток основного отпуска за 2019 год, 5 суток отдыха на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 "О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации". Кроме того, приказом командира войсковой части N от
15 апреля 2020 г. N 68 вместе с основным отпуском за 2020 год истцу были предоставлены еще 6 суток основного отпуска за 2019 год.
Таким образом, с учетом дополнительных суток отдыха Золину А.В. предоставлены 56 суток основного отпуска за 2019 год.
Приказом командира войсковой части N от 15 апреля 2020 г. N 68 истцу предоставлены 20 суток основного отпуска за 2020 год и 5 дополнительных суток отдыха на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434.
Приказом этого же должностного лица от 5 июня 2020 г. N 101 основной отпуск за 2020 год продлен Золину А.В. на 3 суток в связи с нахождением на стационарном лечении, которые предоставлены ему с 6 по 8 июня 2020 г.
Приказом командира войсковой части N от 11 июня 2020 г. N 105 с 11 по 28 июня 2010 г. истцу предоставлены оставшаяся часть основанного отпуска за 2020 год с увеличением его 15 суток пропорционально прослуженному времени, всего 18 суток.
Таким образом, Золину А.В. предоставлено 43 суток основного отпуска за 2020 год.
Между тем Золин А.В. имел право на только 30 суток основного отпуска за 2020 год (45+15+5 = 65 (максимальное количество суток отпуска с учетом увеличения продолжительности не должно превышать 60 суток);
60 : 12 х 6 = 30).
При изложенных обстоятельствах право истца на отдых, предусмотренное статьями 10 и 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", командованием не нарушено, поскольку фактически предоставленные в году увольнения с военной службы сутки отпуска превышают сутки отпуска, которые должны были быть предоставлены ему за 2019 и 2020 годы.
В соответствии с пунктом 24 статьи 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и этим Положением. Таких по настоящему делу не установлено.
Согласно пункту 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
4 июля 2013 г. N 565, граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку без проведения освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе на момент их увольнения с военной службы, могут быть освидетельствованы заочно (по документам) военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения.
Из заключения ВВК филиала N 2 ФГКУ "412 ВГ" МО РФ от 26 февраля 2019 г. N 6/140, проведенной до увольнения с военной службы, следует, что Золин А.В. признан "Г - временно не годен к военной службе".
В письме начальника филиала N 2 ФГКУ "ГЦ ВВЭ" МО РФ от 7 ноября 2019 г. командиру войсковой части N предлагается направить истца на контрольное обследование и повторное освидетельствование на ВВК для определения категории годности к военной службе.
С 28 ноября по 10 декабря 2019 г. в филиале N 2 ФГКУ "412 ВГ" МО РФ Золин А.В. проходил стационарное лечение, по результатам которого ему рекомендовано освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком 5 суток, плановое оперативное лечение по поводу варикозной болезни через 2 месяца (выписка из истории болезни N 920).
В период с 30 января по 20 февраля 2020 г. Золин А.В. проходил стационарное лечение в филиале N 1 ФГКУ "419 ВГ" МО РФ, по окончании которого ему рекомендовано плановое оперативное лечение по поводу варикозной болезни нижних конечностей (выписной эпикриз N 636).
С 6 по 13 апреля 2020 г. истец стационарно лечился в поликлинике
(г. Каспийск) ФГКУ "412 ВГ" МО РФ, после чего ему рекомендовано освобождение от нарядов, занятий по строевой и физической подготовке (выписной эпикриз N 453).
В период с 14 по 28 мая 2020 г. Золин А.В. находился на стационарном лечении в филиале N 1 ФГКУ "419 ВГ" МО РФ, по результатам которого ему рекомендовано динамическое наблюдение невролога и хирурга, плановое оперативное лечение, а также освобождение о служебных обязанностей на 5 суток, от занятий по строевой и физической подготовке сроком на 1 месяц (выписной эпикриз N 1399).
Из изложенного видно, что у истца было достаточно времени и возможностей в периоды пребывания в лечебных учреждениях для обращения за проведением планового оперативного лечения, рекомендованного ему начальником филиала N 2 ФГКУ "ГЦ ВВЭ" МО РФ от 7 ноября 2019 г, которыми он не воспользовался.
17 июня 2020 г. Золин А.В. обратился к командиру войсковой части N с рапортом о направлении его на ВВК для определения категории годности к военной службе, которое было удовлетворено.
Телеграммой врио начальника ФГКУ "412 ВГ" МО РФ от 7 июля 2020 г. уведомил заведующего поликлиникой (г. Каспийск) ФГКУ "412 ВГ" МО РФ о разрешении на госпитализацию Золина А.В. при наличии отрицательного эпидемиологического анамнеза.
Гарнизонный военный суд установил, что командир войсковой N имел объективной возможности направить истца на ВВК из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, а на момент получения разрешения на госпитализацию истец был исключен из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах, поскольку истец не лишен возможности в соответствии с пунктом 74 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
4 июля 2013 г. N 565 пройти медицинское освидетельствование ВВК для определения категории годности к военной службе на момент увольнения с военной службы независимо от причин и времени увольнения, после исключения из списков личного состава воинской части, оснований для удовлетворения его требования в этой части не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 27 октября
2020 г. по административному исковому заявлению Золина Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.