Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Леденских И.В.
судей Баталовой С.В, Черниковой О.Ф.
при секретаре Петрове Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе Дрягиной А.П. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 08.09.2020, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований Дрягиной А.П. к КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" о признании права на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Баталовой С.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дрягина А.П. обратилась в суд с иском к КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" о признании права на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обоснование требований указала, что является инвалидом 2 группы. В период с 24.05.1985 по 01.01.2005 ей предоставлялась льгота по оплате ЖКУ в размере 50%, с 01.01.2005 компенсация данных льгот в натуральном виде была заменена на денежную выплату, которую истец получала ежемесячно до 05.05.2017. С этого времени выплата компенсации ответчиком УСЗН г.Кирова не производится. Указывая, что выплата компенсации прекращена необоснованно, Дрягина А.П. просила признать за ней право на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% по фактически оплаченным квитанциям за период с 01.03.2017 по 01.12.2019 и дальнейшую ее выплату с 01.12.2019 по оплаченным суммам за ЖКУ.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Дрягина А.П. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что фактически выплата компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальный услуг прекращена УСЗН г.Кирова с марта 2017 года. Задолженность перед ООО "Газпром межрегионгаз Киров" отсутствует, указываемая сумма долга является платой за неполученный газ в периоды отсутствия истца дома в связи с поездками на лечение, о чем Дрягина А.П. уведомляла ООО "Газпром межрегионгаз Киров". Указывает, что задолженность по оплате за капремонт возникла в связи с длительным непредставлением квитанций и последующей выдачей квитанции на сумму, включающую платеж сразу за пять месяцев. Вывод суда о наличии задолженности по отоплению, электроснабжению, водоснабжению опровергается представленными в материалы дела оригиналами платежных документов, подтверждающими полную оплату данных услуг. Разрешая спор, суд не применил законы, подлежащие применению, а именно Федеральный Закон от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Конституция РФ, Конвенция о правах инвалидов. Полагает, что имеет право на компенсацию фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оснований для прекращения или приостановления выплаты компенсации закон не содержит, объем льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены. Ссылка суда на положения ст. 160 ЖК РФ, Постановления Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/560 нарушает гарантированные вышеуказанными законами права истца. Судом не учтены причины возникновения задолженности, наличие инвалидности, низкий размер пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" Клочихина В.В. ссылается на законность и обоснованность постановленного решения.
В отзыве на жалобу представитель МУП "Водоканал" указывает на наличие у Дрягиной А.П. задолженности по оплате предоставленных услуг с января 2020 года, в связи с чем компенсация расходов ей начисляется, но не выплачивается. После погашения задолженности выплата будет возобновлена в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав Дрягину А.П, поддержавшую доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Дрягина А.П. является собственником "адрес" в "адрес".
Согласно справке ВТЭ-181 от 21.03.1993 Дрягина А.П. является нетрудоспособной, ей установлена вторая группа инвалидности бессрочно.
Согласно информации КОГКУ "Управление социальной защиты населения в г. Кирове" Дрягина А.П. с 01.03.2009 является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе с 01.01.2016 взноса на капитальный ремонт по категории "Инвалид 2 группы". С мая 2017 выплата компенсации приостановлена в связи с представлением в реестрах АО "РИЦ КО" в апреле 2017 сведений о наличии у Дрягиной А.П. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт. По состоянию на 13.02.2020 согласно реестрам поставщиков услуг у Дрягиной А.П. имеется непогашенная задолженность перед ООО "Газпром межрегионгаз Киров", АО "ККС", АО "ЭнергосбыТ Плюс", ООО "РКЦ".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 154, 156, 160 ЖК РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/560, исходил из того, что решение о приостановлении Дрягиной А.П. выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме принято ответчиком правомерно, поскольку условием для предоставления компенсации является отсутствие задолженности по указанным услугам.
Судебная коллегия находит, что выводы суда являются правильными, основанными на законе, они убедительно мотивированы и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым в решении дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном дом; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ч.1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (ч.13 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/560 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты, который определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 4 Порядка (в редакции, действовавшей до 31.12.2020) компенсация расходов на оплату ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений (включая взнос на капитальный ремонт) и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
При наличии у гражданина - получателя субсидий задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по сведениям, представленным в реестрах в органы социальной защиты населения поставщиками услуг, выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления данных обстоятельств (п. 20 Порядка в указанной выше редакции).
Выплата компенсации расходов на оплату ЖКУ возобновляется с месяца ее приостановления в случае погашения гражданином задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг согласно представленным в органы социальной защиты населения сведениям в реестрах поставщиков услуг (п.20-1 Порядка).
Согласно выписке из реестра сведений для определения компенсации расходов на оплату ЖКУ АО "РИЦ КО" с апреля 2015 года у Дрягиной А.П, зарегистрированной по адресу "адрес" имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в указанную региональную программу капитального ремонта.
Поскольку Дрягина А.П. проживает в жилом помещении, по которому начисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в состав предоставляемой Дрягиной А.П. компенсации расходов на оплату ЖКУ также включается компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. При таких обстоятельствах, судом обоснованно указано, что наличие задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения должно учитываться при решении вопроса о приостановлении выплаты компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Доводы истца о праве на получение компенсации фактически оплаченных коммунальных услуг вне зависимости от наличия задолженности по иным видам таких услуг являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм права. У гражданина, претендующего на предоставление компенсации расходов, предусмотренной ч. 3 ст. 160 ЖК РФ, которая носит общий характер и не дифференцируется в зависимости от вида услуг, право требования возникает только после оплаты всех услуг, плата за которые входит в перечень, установленный ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе и взноса на капитальный ремонт.
Из представленной в материалы справки о начислениях и оплате по лицевому счету N1904254852 следует, что за период с апреля 2015 по сентябрь 2020 Дрягиной А.П. оплата взносов за капитальный ремонт не производилась, на 03.09.2020 имеется текущая задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 38 210, 86 руб.
Кроме того, согласно информации КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" по сведениям, представленным в реестрах поставщиками услуг, в указанный период у Дрягиной А.П. имелась задолженность по оплате иных жилищно-коммунальных услуг, в том числе по оплате электроснабжения АО "ЭнергосбыТ Плюс" за период с 01.05.2019 по 30.06.2020; по оплате холодного водоснабжения и отведения сточных вод АО "ККС" за период с 01.03.2019; по оплате отопления по лицевым счетам АО "КТК" за период с 01.12.2019 по 30.06.2020; по оплате за холодное водоснабжение и отведение сточных вод МУП "Водоканал" за период с 01.12.2019 по 30.06.2020; по оплате газоснабжения ООО "Газпром межрегионгаз Киров" за период с 01.01.2020 по 31.07.2020.
Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, не свидетельствуют об отсутствии у Дрягиной А.П. задолженности. Так, из представленных истцом платежных документов следует, что по состоянию на 01.11.2019 у Дрягиной А.П. имелась задолженность перед Кировским филиалом АО "ЭнергосбыТ Плюс" в размере 3732, 80 руб, задолженность перед МУП "Водоканал" по состоянию на 26.11.2019 в размере 369, 88 руб, задолженность перед ООО "Газпром межрегионгаз Киров" по состоянию на 01.12.2019 в сумме 148, 25 руб.
Также наличие у Дрягиной А.П. задолженности по оплате за содержание жилого помещения и коммунальных услуг за период с марта по сентябрь 2017 года установлено решением мирового судьи судебного участка N 64 Октябрьского судебного района города Кирова по иску ООО "СервисКом" к Дрягиной А.П. о взыскании задолженности, оставленным без изменения апелляционным определением Октябрьского районного суда города Кирова от 16.10.2019.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение ответчика о приостановлении выплаты истцу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято КОГКУ социальной защиты "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" с соблюдением порядка и при наличии оснований, предусмотренных Постановлением Правительства Кировской области от 11.09.2015 N 59/560.
Вопреки доводам жалобы вопрос об уважительности причин возникновения у Дрягиной А.П. задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных платежей, являлся предметом проверки суда первой инстанции. Исходя из фактических обстоятельств дела, длительного периода невнесения платы, отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному внесению Дрягиной А.П. предусмотренных законом платежей, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин возникновения задолженности. Судом принято во внимание, что каких-либо мер по погашению задолженности Дрягиной А.П. не предпринято, доказательств наличия намерений погасить образовавшуюся задолженность и вообще оплачивать взносы на капитальный ремонт дома не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Дрягина А.П. также подтвердила, что невнесение взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома обусловлено ее принципиальным несогласием с возложенным законом бременем оплаты таких взносов, что не может быть признано уважительной причиной возникновения задолженности.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и постановилправильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, порядок и условия компенсации инвалидам расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые находятся в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 08.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.