Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Рогачевой В.В, Уланова К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 13 июля 2020 г. по делу N 2-503/2020 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия на основании доверенности ФИО7, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
истец ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (далее также - ГУ УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с п.п.6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 21 апреля 2016 г. В период с 28 апреля 1980 г. по 12 ноября 1981 г. проходил срочную военную службу в войсковой части, дислоцировавшейся в г. Мурманске.
30 декабря 2016 г. он обратился в УПФР в г. Сортавала Республики Карелия с заявлением об установлении ему повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в чем ему было отказано.
ФИО2, считая данный отказ необоснованным, просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения срочной военной службы, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с 1 января 2017 г.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 27 апреля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 13 июля 2020 г, иск ФИО2 к УПФР в г. Сортавала Республики Карелия удовлетворен.
На УПФР в г. Сортавала Республики Карелия возложена обязанность включить период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 28 апреля 1980 г. по 12 ноября 1981 г. ФИО2 в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести ФИО2 перерасчет фиксированной выплаты (фиксированного базового размера) страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 1 января 2017 г.
В кассационной жалобе УПФР в г. Сортавала Республики Карелия просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, принять новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении заявленных требований ФИО2 в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, 21 апреля 1961 года рождения, с 21 апреля 2016 г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" и в соответствии с п.5 ст. 17 названного закона установлено повышение к фиксированной выплате страховой части пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющему страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, в размере 30 %.
Согласно архивной справке Центрального архива Западного военного округа г. Санкт-Петербурга ФИО2 28 апреля 1980 г. зачислен в списки личного состава войсковой части N39088, 12 ноября 1981 г. уволен в запас, в период 1980-1981 гг. войсковая часть дислоцировалась в г. Мурманске.
10 декабря 1981 г. ФИО2 был принят на работу трактористом в совхоз "Маяк", расположенный на территории "адрес".
30 декабря 2016 г. ФИО2 обратился в УПФР в г. Сортавала Республики Карелия с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным Законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставив документы о прохождении военной службы в указанный выше период в районах Крайнего Севера.
Решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ заявителю в перерасчете отказано в связи с не подтверждением стажа работы в районах Крайнего Севера.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения в запас, в связи с чем он имеет право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом периода с 26 апреля 1980 г. по 12 ноября 1981 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ФИО8
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы судов не соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч.8 ст. 13 Федерального закона N400 "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Положения статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) Сортавальский район относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, начиная с 20 декабря 1993 г.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судами при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 июля 2020 года подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 13 июля 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.