Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Меньшаева О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 19 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 05 декабря 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от
11 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Владикавказ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 19 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от
05 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 11 июня 2020 года, прекращено производство в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Владикавказ" (далее по тексту - ООО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, направившее дело об административном правонарушении мировому судье, Меньшаев О.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, 10 октября 2019 года ведущим специалистом экспертом Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, по факту уклонения от проведения должностными лицами Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания проверки, назначенной на 10 октября 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Моздок, ул. Л. Кумача, 85.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ", мировой судья судебного участка N 19 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в постановлении от 05 декабря 2019 года указал на отсутствие в действиях названного лица состава административного правонарушения.
Принимая данное постановление, мировой судья исходил из того, что протокол по делу об административном правонарушении составлен с существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, указав, что в нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения данный протокол не содержит описания события административного правонарушения, в нем не конкретизировано вменяемое обществу правонарушение, - совершило оно воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля или уклонение от назначенной органом государственного контроля проверки.
Кроме того, мировой судья нашел заслуживающим внимания заявленный довод о том, что в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении общества о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, и счел, что на момент составления процессуального документа юридическое лицо было уведомлено лишь о предстоящей 10 октября 2019 года в 10.00 часов 00 минут проверке органа государственного контроля.
Судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания по итогам разрешения 11 июня 2020 года жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, поданной на указанное решение в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно с указанием на невозможность возобновления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности производства по делу и обсуждения вопроса об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, а также недопустимость ухудшения положения такого лица оставил постановление мирового судьи без изменения.
Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя, протокол по делу об административном правонарушении исследован мировым судьей без соблюдения положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, 10 октября 2019 года ведущим специалистом экспертом Управления Росреестра РСО-Алания в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Владикавказ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Названный протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые для рассмотрения дела сведения, в том числе обстоятельства описаны надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 19.4.1 названного Кодекса.
Указанные обстоятельства мировым судьей оставлены без должного внимания, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанном в означенном постановлении не имелось.
Кроме того, административным органом были приняты необходимые меры к надлежащему извещению общества о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, путем направления извещения по адресу его местонахождения. В нем сообщалось о том, что в случае неучастия в указанной проверке 10 октября 2019 года в 15 часов 00 минут в отношении общества будет составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное извещение, согласно почтовому уведомлению было вручено 23 сентября 2019 года уполномоченному лицу юридического лица (л.д. 12).
Таким образом, выводы мирового судьи о недопустимости протокола по делу об административном правонарушении и принятое им в связи с этим решение нельзя признать соответствующими требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подобное рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вывод мирового судьи нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Судьей районного суда допущенное мировым судьей нарушение вопреки требованиям указанной нормы не устранено.
При изложенных обстоятельствах вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка N 19 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 05 декабря 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 11 июня 2020 года, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных мировым судьей и судьей районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения юридического лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению, поскольку иное повлечет ухудшение положение лица, в отношении которого прекращено производство за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Меньшаева О.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 19 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 05 декабря 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от
11 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Владикавказ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Дигурова В.С.
судья районного суда Караева З.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.