Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 02 февраля 2021 года) жалобу начальника управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Улаевой Г.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 01 сентября 2020 года, вынесенное в отношении управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 01 сентября 2020 года юридическое лицо - управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 26 ноября 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба начальника управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Улаевой Г.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица Улаева Г.В, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 01 сентября 2020 года изменить, назначив юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения.
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края, уведомленный в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о поступлении настоящей жалобы, представил возражений на нее, в котором указывает на необоснованность доводов жалобы юридического лица.
В соответствии частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя и возражения на нее позволяет прийти к следующим выводам.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), согласно которому обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
За нарушение требований к обработке персональных данных, которые установлены Законом о персональных данных установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, за невыполнение предусмотренной частью 2 статьи 18.1 Закона о персональных данных обязанности, а именно оператором персональных данных не опубликован или другим способом не обеспечен свободный доступ к документу, который определяет политику оператора в отношении обработки персональных данных, законом предусмотрена административная ответственность, налагаемая на основании части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей наступает за невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в рамках прокурорской проверки, проведенной в период с 13 по 19 августа 2020 года по поручению прокуратуры Ставропольского края, выявлено, что управление труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, будучи оператором по обработке и передаче персональных данных, в нарушение части 2 статьи 18.2 Закона о персональных данных не опубликовало или иным образом не обеспечило неограниченный доступ к документу, определяющему политику обработки персональных данных в Управлении, а именно юридическим лицом не раскрыта информация, изложенная в приказе управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 29 декабря 2018 года N 96 "Об утверждении внутренних нормативно-правовых актов по защите персональных данных в управлении труда и социальной защите администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края".
Приведенные обстоятельства, на основании которых установлена виновность юридического лица, подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением исполняющего обязанности прокурора Нефтекумского района Ставропольского края о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 августа 2020 года (л.д. 1-5); копией решения о проведении проверки N 232 от 13 августа 2020 года (л.д. 8); копией приказа управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 29 декабря 2018 года N 96 "Об утверждении внутренних нормативно-правовых актов по защите персональных данных в управлении труда и социальной защите администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края" (л.д. 12-25); копией политики обработки персональных данных в управлении труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края (л.д. 15-23); объяснениями Голенко Н.А. - должностного лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в управлении труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 13 августа 2020 года (л.д. 39), от 19 августа 2020 года (л.д. 44-46).
Всем представленным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, поскольку обстоятельства дела установлены полно, факт невыполнения юридическим лицом предусмотренной законом обязанности нашел свое подтверждение и не опровергался защитниками на стадии производства по делу, вывод мирового судьи управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в совершении вменяемого административного правонарушения, является правильным.
С принятым мировым судьей постановлением о виновности Управления в совершении вменяемого административного правонарушения обоснованно согласился судья Нефтекумского районного суда Ставропольского края.
Доводы законного представителя Улаевой Г.В. о чрезмерной суровости назначенного юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа, основанием для изменения состоявшихся постановления и решения судебных инстанций не являются.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конкретизируется Законом о персональных данных, определяющим обязанность оператора в обеспечении доступа к документу, регулирующему политику организации в отношении обработки персональных данных.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение необходимо учитывать, что преференция, установленная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной.
В рассматриваемом случае оснований полагать, что наличествуют условия, позволяющие заменить назначенный юридическому лицу судом административный штраф на предупреждение, не имеется, поскольку неисполнение управлением труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края возложенных на него требований законодательства о защите персональных данных, регулирующего отношения между неограниченным кругом субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются, с одной стороны, и органом местного самоуправления (в данном случае) с другой стороны, свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, посягающим на общественные отношения, связанные с использованием персональных данных, эффективное и правильное обеспечение защиты которых возможно только при выполнении требований Закона о персональных данных, и как следствие, правильной организации работы оператора.
Таким образом, поскольку вменяемое юридическому лицу административное правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, то в представленной ситуации оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Административное наказание назначено управлению труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в пределах санкции части 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.5 настоящего Кодекса.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии негативных последствий, основанием для изменения либо отмены судебных актов не является, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении лица к исполнению требований Закона о персональных данных, нормами которого определено возложение ответственности на виновных в нарушении предписаний приведенного нормативного акта (часть 1 статьи 24 Закона о персональных данных).
С учетом изложенного, постановленные по делу об административном правонарушении судебные акты являются законными и обоснованными, доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену состоявшихся судебных постановлений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Нефтекумского района Ставропольского края от 01 сентября 2020 года, решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 26 ноября 2020 года, вынесенные в отношении управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Улаевой Г.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка: мировой судья Такташева Н.С.; судья районного суда Куц О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.