Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городской среды администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 1 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городской среды администрации Вольского муниципального района Саратовской области и администрации Вольского муниципального района Саратовской области Меремьяниной Л.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Вольский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также утилизации отходов на территории муниципального образования город Вольск, обязать Администрацию ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на площади 6, 8 га, расположенное в 200 метрах по направлению на юго-запад от нежилого здания предприятия МУП МО город Вольск "Благоустройство" ("адрес") в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указал, что в песчаном карьере, расположенном в 200 метрах по направлению на юго-запад от нежилого здания предприятия МУП МО город Вольск "Благоустройство", на земле, собственность на которую не разграничена, на площади ориентировочно 6, 8 га допущено несанкционированное размещение различных видов отходов, при этом в нарушение закона Администрацией не предприняты достаточные меры для недопущения образования свалки, а также для её ликвидации.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 2 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 1 октября 2020 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 ноября 2020 года, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городской среды администрации Вольского муниципального района Саратовской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Отмечает, что ликвидация несанкционированных свалок на территории поселения не отнесена к вопросам местного значения поселения, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации должно обеспечиваться региональными операторами, считает, что по своему составу отходы несанкционированной свалки относятся к твердым коммунальным отходам.
В письменном отзыве Администрация просит удовлетворить кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проверки, проведенной Вольской межрайонной прокуратурой, установлено, что в песчаном карьере, расположенном в 200 метрах по направлению на юго-запад от нежилого здания предприятия МУП МО города Вольск "Благоустройство" ("адрес"), на земле собственность на которую не разграничена, на площади ориентировочно 6, 8 га допущено несанкционированное размещение различных видов отходов, в том числе: строительные отходы (доски, осколки шифера, полиэтиленовые мешки, битый кирпич), тина, бытовой мусор (пустые пластиковые бутылки, коробки), сухие обрезанные ветки деревьев (в большом количестве).
В адрес главы Вольского муниципального района Саратовской области вынесено представление от 2 декабря 2019 года N "Об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании".
Ответом на указанное представление от 24 декабря 2019 года глава Вольского муниципального района Саратовской области сообщил, что Управлением муниципального хозяйства Администрации в адрес Регионального оператора направлено письмо о ликвидации несанкционированной свалки по адресу: "адрес". За допущенные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании приказом от 19 декабря 2019 года N-лс на основании представления Вольской межрайонной прокуратуры от 2 декабря 2019 года N объявлено замечание начальнику отдела благоустройства управления муниципального хозяйства Администрации Белявцевой А.И.
Из ответа Регионального оператора Саратовской области от 27 декабря 2019 года N 19350, а также ответа Министерства природных ресурсов Саратовской области от 31 января 2020 года N 1164 следует, что указанный земельный участок захламлен производственными отходами, которые не относятся к твердым коммунальным отходам, в связи с чем правовых оснований для проведения Региональным оператором мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки не имеется.
До настоящего времени указанная выше несанкционированная свалка не ликвидирована.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 27 марта 2020 года N в указанном реестре отсутствуют данные о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", в 200 метрах по направлению на юго-запад от нежилого здания "адрес".
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что несанкционированное размещение отходов осуществлено на территории города Вольск, собственник отходов в данном случае не установлен, ответственным лицом за территорию, на которой размещены отходы, является Администрация, которая осуществляет полномочия администрации муниципального образования город Вольск.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, размещенных на указанном земельном участке.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории городского поселения город Вольск, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, суды обоснованно удовлетворили административный иск к Администрации, поскольку последняя осуществляет полномочия администрации муниципального образования город Вольск (часть 4 статьи 35 Устава Вольского муниципального района Саратовской области, часть 3 статьи 17 Устава муниципального образования города Вольск Вольского муниципального района Саратовской области).
Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение правильность содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов о неправомерности оспариваемого бездействия Администрации, как лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на котором несанкционированно размещены отходы и ответственного за данную территорию.
Ссылки в кассационной жалобе на состав отходов несанкционированной свалки, утверждения об их отнесении к твердым коммунальным отходам мотивировано отклонены судами нижестоящих инстанций и не ставят под сомнение правильность обжалуемых судебных актов.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" подчеркнул, что отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Рассмотрение судом первой инстанции настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства не повлияло на существо принятого решения, не повлекло возложение на Администрацию и заявителя кассационной жалобы излишнего бремени доказывания, не нарушило процессуальных прав лиц, участвующих в деле. В этой связи допущенная судом первой инстанции ошибка при определении вида судопроизводства не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 1 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и городской среды администрации Вольского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.