Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Сапрыкиной Е.В, Лемякиной В.М, с участием прокурора Лаптева О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой ФИО12 к ФГБУЗ КБ N 50 ФМБА России о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья
по кассационной жалобе Ефимовой ФИО13 на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2020 года, заслушав доклад судьи Сапрыкиной Е.В, заключение прокурора Лаптева О.Н, полагавшего апелляционное определение подлежащим отмене в части рассмотрения требований о взыскании расходов на оперативное лечение, послеоперационной визиографии, взыскании судебных издержек и государственной пошлины в доход бюджета, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Нижегородский областной суд, установила:
Ефимова Н.Ю. обратилась в суд с иском к ФГБУЗ КБ N 50 ФМБА России с требованиями о взыскании в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья при оказании медицинской помощи 34 007, 06 руб, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, расходов по оплате почтовых услуг в размере 106 руб, расходов по оплате услуг адвоката в размере 6 000 руб.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 13 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично. С ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России в пользу Ефимовой Н.Ю. в счет возмещения вреда здоровью взысканы денежные средства в размере 25 777, 06 руб, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, почтовые расходы в размере 80, 56 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 4 000 руб, в остальной части требований отказано. Кроме того, с ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России взыскана государственная пошлина в доход государства в размере 1 273, 31 руб.
В кассационной жалобе истец оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, в части определения размера вреда, причиненного здоровью, и в части определения размера компенсации морального вреда, просит их отменить, указывая на нарушение и неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ФГБУЗ КБ N 50 ФМБА России просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что 8 августа 2019 года по результатам осмотра и данных панорамной рентгенограммы, врачом стоматологом стоматологической поликлиники ФГБУЗ КБ N 50 ФМБА России Кочетовой Г.А. был выставлен Ефимовой Н.Ю. диагноз: обострение хронического фиброзного пульпита зуба 4.7 и проведено лечение - под местной анестезией, с применением ручного метода пломбирования каналов, обработаны корневые каналы и запломбированы пастой Форедент.
В связи с непрекращающимися болями в области нижней челюсти справа Ефимова Н.Ю. неоднократно обращалась в стоматологическую поликлинику ФГБУЗ КБ N 50 ФМБА России, в том числе к лечащему врачу Кочетовой Н.А..
2 сентября 2019 года в ООО "Стоматология Люкс" Ефимовой Н.Ю. было выполнено стоматологическое КТ - исследование. При ознакомлении с данным исследованием врач-хирург Власенко Г.И. предположила прилежание пломбировочного материала к нижнечелюстному каналу.
6 сентября 2019 года Ефимова Н.Ю. обратилась в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России с жалобами на боли в области нижней челюсти справа, иррадирующие в правую височную область и подбородок, снижение чувствительности кожи и красной каймы нижней губы справа, зубов нижней челюсти справа. У истицы рентгенологически было диагностировано наличие инородного тела (пломбировочного материала) в нижнечелюстном канале справа, рекомендовано оперативное лечение в плановом порядке после предоперационого дообследования (необходимые лабораторные анализы).
10 сентября 2019 года в ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России Ефимовой Н.Ю. на платной основе была сделана операция "ревизия нижней челюсти справа", в ходе которой произведено удаление инородного тела (пломбировочного материала), резекция верхушек корней 4.7 зуба.
После проведенного хирургического лечения Ефимова Н.Ю. проходила амбулаторное лечение, была временно нетрудоспособна в период с 9 сентября по 3 октября 2019 года, По сообщению ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России Ефимова Н.Ю. самостоятельно обратилась на консультацию в отделение челюстно-лицевой хирургии, и ей было рекомендовано оперативное лечение в плановом порядке. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предполагает выполнение данного вида оперативных вмешательств за счет средств ОМС. Истице было разъяснено, что она имеет право на получение медицинской помощи по полису ОМС в ПОМЦ с учетом имеющейся в учреждении очередности; по полису ОМС в другом лечебном учреждении соответствующего профиля, либо выполнить оперативное вмешательство в отделении ЧЛХ КБ N 3 ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России на платной основе и пациент выбрала проведение операции в ЧЛХ КБ N 3 ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России на платной основе в удобное для нее время.
Полагая, что ответчиком были нарушены права истца оказанием ей некачественной медицинской услуги, приведшей к хирургическому вмешательству и последующему периоду временной нетрудоспособности, Ефимова Н.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции разъяснялось сторонам право ходатайствовать о назначении судебно-медицинской экспертизы, однако ни одна из сторон данное ходатайство не заявила.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в ходе рассмотрения спора нашли свое подтверждение недостатки оказания стоматологической медицинской помощи по лечению 4.7 зуба истице Ефимовой Н.Ю. ответчиком ФГБУЗ КБN 50 ФМБА России, что привело к необходимости обращения за медицинской помощью в ФБУЗ ПОМЦ, а стороной ответчика не представлено доказательств отсутствия нарушения установленных в соответствии с законом порядка и стандарта оказания медицинской помощи, проведения диагностики, лечения.
Суды обосновано пришли к выводу, что применительно к спорным правоотношениям, именно медицинская организация - ФГБУЗ КБ N 50 ФМБА России, должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда Ефимовой Н.Ю.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (часть 1 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При этом законом гарантировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Наряду с этим Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, при оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда и определяя размер в сумме 10 000 руб, суды учли характер и степень тяжести причиненных истцу физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред. Установленный судами размер компенсации морального вреда соответствует требованиям разумности и справедливости, при этом, выводы в части определения размера компенсации причиненного истцу морального вреда мотивированы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в подпункте "б" пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.
Тем не менее, разрешая вопрос о взыскании расходов на оперативное лечение и послеоперационной визиографии, преждевременно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, без исследования вопроса своевременности - когда именно истица могла получить данную медицинскую помощь бесплатно за счет средств ОМС, и могла ли Ефимова Н.Ю, учитывая ее физическое состояние, ожидать проведения оперативного лечения в плановом порядке.
Приведенные положения закона судами первой и апелляционной инстанций учтены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции устранены не были.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд находит подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2020 года, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 30 июня 2020 года отменить в части рассмотрения требований о взыскании расходов на оперативное лечение, послеоперационной визиографии, взыскании судебных издержек и государственной пошлины в доход бюджета, направить дело в указанной части на новое апелляционное рассмотрение в Нижегородский областной суд, в остальной части апелляционное определение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.