Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Уфимцевой Н.А, Благодатских Г.В.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N-60 по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, Комитету городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Муниципальному бюджетному учреждению "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ", обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, требований правил благоустройства при эксплуатации линейного сооружения, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" Сулимову О.Д, Васильеву М.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Администрации г. Улан-Удэ, Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Ардонову А.В, Курерова А.Ю, прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г, возражавших против доводов кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации г. Улан-Удэ, Комитету городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Муниципальному бюджетному учреждению "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ", обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства, требований правил благоустройства при эксплуатации линейного сооружения.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки установлено, что линейное сооружение - ливневая канализация "адрес" протяженностью 1400 м, переданное в безвозмездное пользование МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" по решению Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ N от ДД.ММ.ГГГГ не прочищается, отводящие русла не расчищены, ливневые стоки задерживаются, образуется скопление дождевых стоков из-за наличия мусора в канализационных стоках. Дождевые стоки поступают в ливневую канализацию, протекая по естественному уклону с проезжей части "адрес" года через несанкционированную свалку бытового мусора, на земельном участке, кадастровый квартал N (координаты GPS N N"), в направлении 5-10 метров на юго-запад от "адрес", на площади около 485 м2, визуальным объемом примерно 700 м3, а далее по водоотводам под железнодорожными путями. Вследствие указанного в трубах ливневой канализации застревает мусор, ил и песок, препятствуя дальнейшему исходу по ливневой канализации, что, в свою очередь, влечет заполнение ливневого бассейна стоками, разлив воды на прилегающую территорию затрудняет движение и проезд автотранспортных средств по "адрес", и создает угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан.
С учетом уточнения требований, просил возложить на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ. МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан- Удэ" обязанность произвести очистку ливневой канализации "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации "адрес". Возложить на ООО "ЭкоАльянс" обязанность осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке, кадастровый квартал N (координаты GPS N"), в направлении 5-10 метров на юго-запад от "адрес", на площади около 485 м2, визуальным объемом примерно 700 м3, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Возложить на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат по благоустройству г. Улан- Удэ" обязанность произвести очистку ливневой канализации "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации "адрес".
Возложить на ООО "ЭкоАльянс" обязанность осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке, кадастровый квартал N (координаты GPS N в направлении 5-10 метров на юго-запад от "адрес", на площади около 485 м2, визуальным объемом примерно 700 м3, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 августа 2020 г. указанное решение отменено в части возложения на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязанности произвести очистку ливневой канализации "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, возложения на Администрацию г. Улан-Удэ обязанности обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации "адрес". В указанной части исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ оставлены без удовлетворения.
В остальной части решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" Сулимова О.Д. просит судебные акты отменить в части обязания ООО "Экоальянс" в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Указывает на неверное толкование норм права и неприменение судами норм материального права подлежащих применению, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на отсутствие мотивированных выводов суда о неприменении норм права заявленных ООО "Экоальянс".
На доводы кассационной жалобы представителем Администрации г. Улан-Уды поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
В силу ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по делу не установлено.
Так, согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство РФ постановлением от 12 ноября 2016 г. N 1156 на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В соответствии с подп. "в" п. 8(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, с лицами, владеющими такими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 17 Правил если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в результате прокурорской обнаружено, что линейное сооружение - ливневая канализация "адрес" с инвентарным номером N ДД.ММ.ГГГГ постройки, протяженностью 1400 м, переданная на основании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан- Удэ N от ДД.ММ.ГГГГ по договору безвозмездного пользования МБУ "Комбинат по благоустройству", не прочищается, отводящие русла не расчищены, ливневые стоки задерживаются, образуется скопление дождевых стоков из-за наличия мусора в канализационных стоках.
Проверкой установлено, что очистка ливневой канализации "адрес" не произведена, принимаемых мер для предотвращения аварийных ситуаций недостаточно, причиной засорения стоков является мусор, скопившийся на прилегающем земельном участке, кадастровый квартал N.
В соответствии со справкой государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы на указанном земельном участке на визуальном расстоянии 5- 10 метров расположена несанкционированная свалка компонентным составом отходов преимущественно: пластик, бумага, картон, полиэтилен, стекло, резина, керамика, пластмасс, твердые коммунальные отходы, жидкие бытовые отходы на визуальной площади 485 м2.
Указанная свалка не включена в перечень мест расположения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, утвержденный Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами".
Судами также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N в соответствии с п. 3 ст. 29.1, п.6 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно муниципальных заданий N- ДД.ММ.ГГГГ и плановый ДД.ММ.ГГГГ г.г, N- ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ.г, утвержденных Комитетом городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, в перечень работ, выполнение которых закреплено за Комбинатом по благоустройству г.Улан-Удэ. включены: содержание и ремонт ливневой канализации и ливнеприемных колодцев г.Улан-Удэ, включая очистку от ила и мусора, текущий ремонт, выполнение указанных мероприятий предусмотрено регулярно в течение года по графику.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции постановилобжалуемое решение, которым удовлетворил заявленные требования, обоснованно руководствуясь ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 6. 12, 13, 15, 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Положением о Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части возложения на Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязанности произвести очистку ливневой канализации "адрес", возложения обязанности обеспечить финансирование мероприятий по очистке ливневой канализации, поскольку обязанность по организации водоотведения исполнена, заключен договор о передаче в безвозмездное пользование ливневой канализации и муниципальных заданий, Администрация г. Улан-Удэ профинансировала мероприятия, в том числе по очистке ливневой канализации и Комитет городского хозяйства распределил выделенные денежные средства Комитету по благоустройства для исполнения им своих обязанностей.
Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, направленной на переоценку выводов судов, не находит.
Так, доводы кассационной жалобы о несогласии с решением в части обязания ООО "Экоальянс осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, неверное толкование норм права и неприменение судами норм материального права подлежащих применению, отсутствие мотивированных выводов суда о неприменении норм права заявленных ООО "Экоальянс" и необходимости возложения указанной обязанности на орган местного самоуправления, не могут быть приняты во внимание, являлись предметом оценки судов и были обоснованно отклонены, основаны на неверном толковании норм права и переоценки выводов судов, собранных доказательств по делу.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, с выводами которого суд кассационной инстанции согласен, обязанность ликвидировать несанкционированную свалку как собственника отходов, в соответствии с примечанием к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 у Администрации не возникла по п.1а, 2 ст. 13 ФЗ-89, поскольку ликвидация несанкционированной свалки, образованной в период деятельности регионального оператора должна быть осуществлена им.
Указанная обязанность следует из пп. 1.1, 2.4.4. договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ссудодатель) и МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ", муниципального задания N- ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы, п. 4, 8, 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных, утвержденных Правительство РФ постановлением от 12 ноября 2016 г. N.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов РБ и ООО "ЭкоАльянс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно п ДД.ММ.ГГГГ которого региональный оператор обязан ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территория, на которой расположена несанкционированная свалка, как установлено судами, находится в ведении органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что статус регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" присвоен с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, документально ничем не подтверждено, что несанкционированная свалка на вышеназванном земельном участке сформировалась до ДД.ММ.ГГГГ.
Региональный оператор в силу закона, приведенных выше норм права, осуществляет ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения ТКО с последующим выставлением требований о возмещении понесенных им затрат.
В соответствии с пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными услугами от ДД.ММ.ГГГГ N, региональный оператор (ООО "ЭкоАльянс") обязуется соблюдать природоохранное законодательство, осуществлять мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды, ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.