Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Русиновой А.В, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-45/2020, УИД 85RS0006-01-2019-001203-12 по иску Фастовича Сергея Георгиевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости, взыскании расходов по оплате госпошлины, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г, заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фастович С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, обязании ответчика включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, взыскании расходов по оплате госпошлины.
В обоснование заявленного иска Фастович С.Г. указал, что 21 ноября 2014 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"). Ответчик изначально установилему страховую пенсию, с ноября 2014 г. До ноября 2019 г. он являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости. Затем ответчик прекратил выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости, вновь рассмотрел его заявление от 21 ноября 2014 г. и отказал ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 летнего стажа, засчитав в стаж 21 год 08 месяцев 09 дней, при этом исключив из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии период с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г.
Фастович С.Г. считает не включение указанного периода работы в льготный стаж неправомерным, необоснованным и нарушающим его законные права, поскольку согласно записям в его трудовой книжке, в этот период он трудился в пожарной части Аларского района, с 1989 года трудился в одном и том же месте, менялось только наименование организации.
С учётом уточнения, Фастович С.Г. просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; признать незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 15 мая 2020 г. N; обязать УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г.; назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости; взыскать судебные расходы по оплате госпошлины.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) от 15 мая 2020 г. N в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода трудовой деятельности Фастовича С.Г. с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г.
На УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть период трудовой деятельности Фастовича С.Г. с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Также с УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) в пользу Фастовича С.Г. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г. решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований, в отменённой части принято новое решение, которым признано незаконным решение УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) N от 15 мая 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г.
На УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть период работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить Фастовичу С.Г. досрочную страховую пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 ноября 2019 г.
В остальной части решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) просит отменить решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в части.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с решением пенсионного органа от 27 ноября 2014 г. истец Фастович С.Г. с 21 ноября 2014 г. являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пенсия назначена истцу бессрочно.
В ноябре 2019 г. выплата пенсии Фастовичу С.Г. прекращена. Заявление Фастовича С.Г. от 27 ноября 2014 г. о досрочном назначении страховой пенсии ответчиком рассмотрено повторно, решением ответчика от 11 ноября 2019 г. N Фастовичу С.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ответчика, стаж работы истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 22 года 01 месяц, при требуемом стаже 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы истца с 6 июля 1989 г. по 20 июля 1989 г, с 21 июля 1989 г. по 17 июня 1990 г, с 18 июня 1990 г. по 20 августа 1998 г, с 21 августа 1998 г. по 15 сентября 1998 г, с 16 сентября 1998 г. по 27 декабря 1999 г, с 28 декабря 1999 г. по 31 декабря 2000 г, со 2 июня 2005 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2013 г, с 1 июня 2013 г. по 20 января 2015 г. Все остальные периоды работы не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим досрочное пенсионное обеспечение, и позволяющим отнести их к стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочное пенсионное обеспечение.
В мае 2020 г. заявление Фастовича С.Г. от 29 декабря 2014 г. о досрочном назначении страховой пенсии ответчиком вновь рассмотрено ответчиком и решением УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) от 15 мая 2020 г. N Фастовичу С.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно указанному решению пенсионного органа стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 19 лет 08 месяцев 29 дней, при требуемом стаже 25 лет, страховой стаж составил 32 года 08 месяцев 13 дней, с учётом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П - 34 лет 09 месяцев 12 дней, при требуемом 25 лет. В стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы истца с 6 июля 1989 г. по 20 июля 1989 г, с 21 июля 1989 г. по 17 июня 1990 г, с 18 июня 1990 г. по 20 августа 1998 г, с 21 августа 1998 г. по 15 сентября 1998 г, с 16 сентября 1998 г. по 27 декабря 1999 г, с 28 декабря 1999 г. по 31 декабря 2000 г, с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. по 30 апреля 2013 г, с 1 июня 2013 г. по 20 января 2015 г. Все остальные периоды работы не подлежат зачёту в стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим досрочное пенсионное обеспечение, и позволяющим отнести их к стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из трудовой книжки Фастовича С.Г. и справке, уточняющей характер труда, дающего право на льготную пенсию, выданную 19 февраля 2020 г. N Главным управлением МЧС России по Иркутской области следует, что с 6 июля 1989 г. по 20 июля 1989 г. Фастович С.Г. работал водителем ППЧ-2 (п.Кутулик) Заларинского отряда профессиональной пожарной службы, с 21 июля 1989 г. по 18 июня 1990 г. - пожарным 11114-2 (п. Кутулик) Заларинского отряда профессиональной пожарной службы, с 18 июня 1990 г. по 21 августа 1998 г. - начальником караула Кутуликской части пожарной охраны (п. Кутулик) Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 21 августа 1998 г. по 16 сентября 1998 г. - пожарным Кутуликской части пожарной охраны (п. Кутулик) Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 16 сентября 1998 г. по 28 декабря 1999 г. - водителем Кутуликской части пожарной охраны (п. Кутулик) Отдела Государственной противопожарной службы УВД Усть- Ордынского Бурятского автономного округа; с 28 декабря 1999 г. по 1 февраля 2005 г. - пожарным Аларской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УРБАО; с 1 февраля 2005 г. по 1 августа 2007 г. - начальником караула N 3 ОГУ "Аларский отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть- Ордынскому Бурятскому автономному округу"; с 1 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. - начальник караула ПЧ N 2 (п. Забитуй) Отряда Государственной противопожарной службы N 2 МЧС России по Аларскому району; с 1 января 1999 г. по 1 июля 2004 г. ? командир отделения пожарной части N 13 ФГКУ "4 отряд федеральной противопожарной службы Иркутской области"; с 1 июля 2014 г. по 20 января 2015 г. - пожарный ПЧ-13 (по охране п. Кутулик) ФГКУ "4 отряд федеральной противопожарной службы Иркутской области".
Из справки о преобразованиях пожарной части N 13 (по охране п.г.т Кутулик) 5-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Иркутской области (с 1 января 2002 г. по 1 июля 2019 г.), выданной 19 февраля 2020 г. N Главным управлением МЧС России по Иркутской области, следует, что с 1 января 2002 г. - Аларская пожарная часть Отдела ГПС МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - передача ГПС МВД в ведение МЧС России, с 20 июля 2004 г. - Аларская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - реорганизация, с 21 марта 2005 г. - Окружное государственное учреждение "Аларская пожарная часть" Центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - реорганизация, с 1 июля 2006 г. - Окружное государственное учреждение "Аларский отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу" - переименование, с 10 августа 2007 г. - Отряд ГПС N 2 МЧС России по Арскому району - переименование, с 1 января 2009 г. - Государственное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" - реорганизация в форме слияния, с 30 ноября 2011 г. Федеральное государственное казённое учреждение "4 отряд ФПС по Иркутской области - переименование, с 1 июля 2019 г. - ФГКУ "4 отряд ФПС по Иркутской области" ликвидировано, в составе ГУ МЧС России по Иркутской области создано структурное подразделение - пожарно-спасательный отряд N 5.
Фастович С.Г, ДД.ММ.ГГГГ рождения, застрахован в системе обязательного пенсионного страхования с 30 июня 1999 г.
Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица Фастовича С.Г, спорные периоды с 1 января 2002 г. по 31 июля 2007 г. имеют льготную кодировку 28-ПЖ. При этом, страхователями являлись в период с 1 января 2002 г. по 31 октября 2002 г. Кутуликская пожарная часть МВД России, с 1 ноября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, 1 января 2003 г. по 30 апреля 2003 г. Аларская пожарная часть ОГПС МЧС России Усть-Одынского Бурятского автономного округа, с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 30 июня 2004 г. Аларская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. с 1 января 2005 г. по 17 апреля 2005 г. Аларская пожарная часть Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 18 апреля 2005 г. по 31 декабря 2005 г, с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г, с 1 января 2007 г. по 31 июля 2007 г. ОГКУ "Аларский отряд государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам государственной обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода трудовой деятельности Фастовича С.Г. с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г, суд руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что до 1 января 2005 г. пожарная охрана подразделялась на Государственную противоположную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны, с учётом данных индивидуального лицевого счёта, пояснений работодателя, содержащихся в письменном отзыве, пришёл к выводу, что в период с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. служба Фастовича С.Г. проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должностях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части основаны на подлежащих применению к спорным правоотношениям нормах права, подтверждаются материалами дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: водитель (шофёр) автомобиля (пожарного), пожарный (боец, респираторщик).
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно - технические научно - исследовательские учреждения и пожарно - технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установив, что Фастович С.Г. проходил службу с 1 января 2002 г. по 31 октября 2002 г. в Кутуликской пожарной части МВД России, с 1 ноября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, 1 января 2003 г. по 30 апреля 2003 г. в Аларской пожарной части ОГПС МЧС России Усть-Одынского Бурятского автономного округа, с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2003 г, с 1 января 2004 г. по 30 июня 2004 г. в Аларской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, с 1 июля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. с 1 января 2005 г. по 17 апреля 2005 г. в Аларской пожарной части Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о зачёте периода работы истца с 1 января 2002 г. по 17 апреля 2005 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период Фастович С.Г. работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, вместе с тем после 1 января 2005 г. сотрудники противопожарной службы субъекта Российской Федерации правом на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не имеют.
Суд апелляционный инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в данной части и принимая в указанной части новое решение о включении периода работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пункт 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации, статьи 3, 5, 6, 8.1, 11, 28 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", указал, что после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Суд апелляционной инстанции установил, что Фастович С.Г, застрахован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Фастовича С.Г. за период с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 28-ПЖ, в связи с чем пришёл к выводу, что пенсионный орган фактически признал, что спорный период включается в стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с 21 ноября 2014 г. пенсионный орган назначил истцу досрочную пенсию по старости, производил выплату пенсии по старости до 11 ноября 2019 г. Указав на отсутствие письменных доказательств, опровергающих достоверность сведений в лицевом счёте застрахованного лица Фастовича С.Г, отсутствие корректировки сведений данных лицевого счёта истца работодателем, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что спорный период работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. ответчиком необоснованно исключен из специального стажа истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что общий стаж на соответствующих видах работ с учётом периодов, зачтённых пенсионным органом, 19 лет 8 месяцев 29 дней, и периодов, подлежащих зачёту по решению суда, 5 лет 7 месяцев, составил 25 лет 03 месяца 29 дней на дату обращения Фастовича С.Г. с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости 21 ноября 2014 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 11 ноября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции и находит в указанной части заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы ответчика.
Действительно, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей на дату обращения Фастовича С.Г. в пенсионный орган).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведёнными правовыми нормами, пришёл к правильному выводу, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учёл, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряжёнными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2008 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г, от 4 марта 2009 г.)
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 28 января 2000 г. N 120-оз "О пожарной безопасности в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе" для решения задач по предупреждению и тушению пожаров, имеющих окружное значение, а также для организации управления, материально-технического обеспечения Государственной противопожарной службы округа создаётся подразделение Государственной противопожарной службы округа, финансируемое за счёт средств окружного бюджета.
Согласно Устава Окружного государственного учреждения "Аларская пожарная часть Центра по делам ГОЧС и ПБ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (далее - пожарная часть), где работал истец в период с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г, учредителем пожарной части является Центр по материально-техническому обеспечению мероприятий в области выполнения задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Основными источниками финансирования пожарной части являются средства, выделяемые в установленном порядке из окружного бюджета.
Как следует из нормы, содержащейся в пункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образам, для правильного разрешения спора в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода его работы с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом, являлось не только установление факта подтверждения спорного периода работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, но и факт работы истца в спорный период именно на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При таких обстоятельствах апелляционное определение в части признания незаконным решения УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области N от 15 мая 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения на УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области обязанности зачесть период работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить Фастовичу С.Г. досрочную страховую пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 ноября 2019 г, нельзя признать законным, что в соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения в указанной части и направления дела в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г. в части признания незаконным решения УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области N от 15 мая 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г, возложения на УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области обязанности зачесть период работы Фастовича С.Г. с 18 апреля 2005 г. по 31 июля 2007 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить Фастовичу С.Г. досрочную страховую пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 ноября 2019 г, отменить. В отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи А.В. Русинова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.