Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Ковалевской В.В, Жуленко Н.Л.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0056-01-2019-001406-24 по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края, Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанностей
по кассационной жалобе Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В, выслушав объяснения представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 февраля 2020 г. - Максимовой Л.А, поддержавшей кассационную жалобу, представителя Правительства Красноярского края - Куренева Д.С, выразившего согласие с выводами судов о том, что предметом спора являются переданные органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации, при этом поддержавшего доводы кассационной жалобы о том, что меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий подлежат реализации за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, прокурора Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края, Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Федеральному агентству водных ресурсов, ссылаясь на то, что на территории г..Шарыпово ежегодно возникает угрозы наступления чрезвычайной ситуации в связи с поднятием уровня воды в р. Кадат, причинения вреда имуществу и жизни жителей г..Шарыпово, поскольку в зоне подтопления расположены земельные участки с домами и хозяйственными постройками, принадлежащие гражданам. В 2013, 2018 гг. администрация г..Шарыпово обращалась в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с ходатайством о содействии в укреплении береговой линии "адрес" вдоль "адрес" и для получения субсидии на реализацию мероприятий по направлению "Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений" в рамках государственной программы "адрес" "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов", которые не удовлетворены в связи с отсутствием полного комплекса необходимых документов. Прокуратурой неоднократно проводились проверки по обращениям местных жителей, выносились представления в адрес администрации "адрес", что не привело к разрешению спорного вопроса. Решением Шарыповского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации "адрес" края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по укреплению левого берега реки Кадат вдоль "адрес" и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по укреплению левого берега реки Кадат вдоль "адрес".
При этом, суд исходил из того, что обязанность по организации таких мероприятия должна быть возложена на "адрес" в части финансирования работ по выполнению проектных и изыскательских работ, а также в части предоставления в Министерство природных ресурсов и экологии РФ копии утвержденной региональной программы и заявки с приложением необходимых документов и соблюдением требований, предусмотренным Порядком проведения конкурсного отбора региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов; истцом не доказана угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с подъемом уровня воды и размыванием берега. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведены комиссионные послепаводковые обследования зоны негативного воздействия вод - берегообрушение реки Кадат в "адрес", по результатам которых установлено затопление части жилого сектора "адрес" водами "адрес", угроза жилым домам берегообрушением, необходимость разработки проектно-сметной документации и строительство сооружений инженерной защиты от берегообрушения и затопления, а также проведение комплекса мероприятий, в том числе по очистке русла реки Кадат. Стоимость выполнения проектно-изыскательских работ по берегоукреплению русла реки Кадат согласно информации ООО "Институт Красноярскгидропроект составляет 4 934 924, 70 рублей". Истец полагал, что осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и последствий их ликвидации относится к полномочиям субъекта РФ - "адрес". Непринятие мер по укреплению левого берега реки Кадат по "адрес" может привести к повреждению либо уничтожению имущества граждан, проживающих в зоне берегообрушения, а также повреждению ЛЭП, линий связи, дорог, что напрямую затрагивает права неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании изложенного с учетом уточнений требований просил обязать Правительство Красноярского края в 3-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование работ по выполнению проектно-изыскательских работ для укрепления левого берега реки Кадат по "адрес" края; обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края разработать проектную документацию по укреплению левого берега реки Кадат по "адрес" края в течение 2-х месяцев с даты поступления финансирования; обязать Енисейское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов при обращении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края согласовать мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Кадат по "адрес" края в перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений на очередной финансовый год; обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края осуществить мероприятия по берегоукреплению левого берега реки Кадат по "адрес" края путем осуществления мероприятий, предусмотренных проектом по укреплению берега реки Кадат в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.
Решением Центрального районного суда г.Красноярска от 14 февраля 2020 г. исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора удовлетворены частично. На Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края возложена обязанность осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта реки Кадат в районе "адрес" в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 августа 2020 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор указывает, что прокурор не представил обоснование выбора конкретной меры по предотвращению негативного воздействия вод, от которого зависит выбор способа финансирования мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении реки Кадат является переданным полномочием в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление которых предоставляется в виде субвенций из федерального бюджета; Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края решение о выделении финансирования на указанные мероприятия не принимает, не может быть признано надлежащим ответчиком. В целях реализации мероприятий государственных программ по направлению "защита от негативного воздействия вод (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегукрепительных сооружений) предусмотрено предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации; реализации мероприятий государственных программ предшествует конкурсный отбор программ, который осуществляет экспертная комиссия Минприроды России; Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края решение о выделении финансирования на указанные мероприятия также не выделяет.
Состояние левого берега реки Кадат в "адрес") свидетельствует о том, что берегообрушение может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации. В силу Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуациях на территории г..Шарыпово относится к вопросам местного значения, т.е. к компетенции муниципального образования г..Шарыпово; прокурором не доказано, что состояние берегов реки Кадат создает угрозу чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера, в связи с чем полагает, что осуществление мероприятий по защите населения города от чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе путем проведения работ по берегоукреплению, относится к полномочиям администрации муниципального образования г..Шарыпово. Также обращает внимание на невозможность исполнить решение в установленный судом срок в связи с длительностью выполнения проектно-изыскательских работ.
Иные лица, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, что река Кадат находится в федеральной собственности и расположена на территории одного субъекта РФ - Красноярского края.
Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от 14 декабря 2015 г. отказано в удовлетворении исковых требований Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Шарыпово Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по укреплению левого берега реки Кадат вдоль "адрес" и возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по укреплению левого берега реки Кадат вдоль "адрес".
Из комиссионного акта послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории г. Шарыпово отмечается два типа негативного воздействия вод реки Кадат: берегообрушение и затопление в период весеннего половодья. Комиссия по результатам визуального обследования установила, что русло реки Кадат в "адрес" частично заилено, заросло древесно-кустарниковой растительность, местами образовались островки; берега реки в основном пологие, местами обрывистые с пониженными участками, на которые при половодье поступает вода, частично заросли древесно-кустарниковой растительностью; затопление части жилого сектора г. Шарыпово водами р. Кадат происходит ежегодно. Сооружений инженерной защиты от затоплений нет. Берегообрушение угрожает жилым домам, особенно на вершинах меандр. Берегоукрепительных сооружений нет. Состояние левого берега реки Кадат в "адрес" - катастрофическое. Степень опасности - критическая. Ежегодно в опасной зоне будут оказываться все новые хозяйственные постройки и дома. Негативному воздействию вод подвержены: жилые дома с приусадебными участками, ЛЭП, линии связи, дороги. Необходима разработка проектно-сметной документации и строительство сооружений инженерной защиты от берегообрушения и затопления. При этом необходимо предусмотреть комплекс мероприятий, в том числе расчистку русла реки. В 2016 г. половодье произошло без опасных заторов и подъемов уровней до критических отметок.
Согласно комиссионному акту обследования берегов линий русла реки Кадат в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ вдоль территории земельных участков по "адрес"Б, 2В происходит берегообрушение (подмыв) береговой линии русла реки Кадат. Во избежание дальнейшего подмыва необходимо углубить русло реки в районе указанных земельных участков.
В соответствии с актом послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от ДД.ММ.ГГГГ на левом берегу "адрес" между устьями его притоков "адрес" в 10, 5-11, 5 км от устья выделен участок берегообрушения общей длиной 0, 9 км. Интенсивный размыв берега в весеннее половодье происходит вдоль ул. Вторая Набережная (д N составляет 5-20м, высота берега различная 1-5 м. Наибольшая интенсивность размыва отмечена на вершинах излучин в районе домов N: берег подмыт местами до вертикального уклона, наблюдаются вывалы массивов грунта, осыпи, трещины отрыва, идет размыв огородов, в отдельных местах кромка берега вплотную подошла к хозяйственным постройкам, заборам. Остальные результаты обследования и выводы соответствуют зафиксированным в акте комиссионного акта послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от ДД.ММ.ГГГГ
Актами послепаводкового обследования зоны негативного воздействия вод от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ также зафиксированы результаты обследования, согласующиеся с предыдущими актами за период с 2016 г.
В комиссию по подготовке предложений о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на финансирование мероприятий отдельных программ государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" от администрации г. Шарыпово поступила заявка от 10 декабря 2018 г. N 02-/43170 с целью получения субсидии на реализацию мероприятия по направлению "Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений" в рамках подпрограммы "Использование и охрана водных ресурсов". В связи с несоответствием требованиям п. 9 Порядка предоставления данных субсидий, являющегося приложением N к Постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N-п, субсидии на 2019 г. не предоставлены.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края сообщило администрации г. Шарыпово об отказе в предоставлении субсидии, указано на отсутствие в составе заявки копии справки МЧС об установлении режима чрезвычайной ситуации и нанесенном ущербе в случае наличия фактов введения ЧС, фотоматериал с описанием дефектов.
Согласно ответу ООО "Институт Красноярскгидропроект" от ДД.ММ.ГГГГ N ИК18-85 стоимость проектно-изыскательских работ по берегоукреплению русла реки Кадат в "адрес" составляет 4 934 924 рубля 70 копеек, срок выполнения работ- 9 месяцев.
В 2019 г. Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края подготовило пакет документов для рассмотрения на комиссии заявки на разработку проектной документации по мероприятию "Расчистка русла реки Кадат в "адрес"". Согласно пояснительной записке, сметная стоимость работ составляет 5 807 980, 53 руб. Енисейским бассейновым водным управлением ДД.ММ.ГГГГ дано заключение о несоответствии представленных документов, обосновывающих мероприятие, требованиям Приказа, при этом подтверждено, что рассматриваемое мероприятие соответствует полномочиям Росводресурсов.
Администрацией г. Шарыпово 9 декабря 2019 г. повторно направлены документы с целью получения субсидии на реализацию мероприятия по направлению "Разработка проектно-сметной документации на капитальное строительство, реконструкцию гидротехнических сооружений", в рамках подпрограммы "Использование и охрана водных ресурсов" государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов".
Из пояснений представителя Министерства, на момент рассмотрения спора по существу заседание комиссии по рассмотрению заявок проведено, данной заявке присвоен второй номер в позициях нуждаемости; профинансирована в 2020 г. будет только одна заявка с первым номером. Протокол заседания комиссии не изготовлен, в связи с чем, в материалы дела не представлен.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 67, п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. 16 ст. 1, ч. 1 ст. 8, ст. 24, п. 3 ч. 1 ст. 26, ст. 39, ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О полномочиях органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды", подп. 11 п. 3.6 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N-п, п.2 примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N, п.п. 18, 20 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, исходил из того, что факт негативного воздействия вод реки Кадат, относящейся к федеральной собственности и расположенной на территории одного субъекта РФ, доказан; Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в течение длительного времени не реализует преданные Российской Федерацией в соответствии с действующим правовым регулированием полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении данного водного объекта; действующим законодательством предусмотрен комплекс мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, относящихся к полномочиям Министерства и реализуемых за счет выделяемых из федерального бюджета
субвенций, порядок предоставления которых четко регламентирован действующим законодательством, реализация данных мероприятий возможна и в рамках утвержденной целевой программы за счет субсидий из краевого бюджета, в связи с чем пришел к выводу, что выбор конкретного способа предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации их последствий является преждевременным и находится в компетенции Министерства, поскольку доказательств предотвращения затопления и берегообрушения в результате только мер по возведению объекта инженерной защиты, а также обоснованность выбора каких-то конкретных мер и достаточность для предотвращения негативного воздействия вод не доказаны.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Правительству Красноярского края и Енисейскому бассейновому управлению Федерального агентства водных ресурсов, суд руководствовался п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", исходил из того, что прокурором не доказано, что состояние реки Кадат и ее берегов является чрезвычайной ситуацией или создает угрозу ее наступления, Правительство Красноярского края не является главным распорядителем бюджетных средств РФ, из которых осуществляется финансирование данных мероприятий в рамках переданных полномочий, факт отказа Енисейского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов в согласовании мероприятий по берегоукреплению левого берега реки Кадат при представлении полного пакета необходимых документов и последующие его неправомерные действия по отказу в их выполнении не доказаны, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности факта нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц со стороны данных ответчиков
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с установленным судом сроком исполнения решения и фактически содержат требования о разъяснении порядка исполнения решения, которые основанием обмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не являются, могут быть рассмотрены в порядке ст. ст. 203, 203.1 ГПК РФ.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.