Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Казицкой Е.С. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Казицкой Е.С. к МКУ "Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска" об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги "Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казицкая Е.С. обратилась в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к МКУ "Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска" о признании незаконным решения от 8 ноября 2019 года N 199-016/06 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она проживает и зарегистрирована с четырьмя несовершеннолетними детьми в квартире, расположенной по адресу: "адрес", площадью 78, 2 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности ей и ее брату ФИО1 Отцом ее детей является ФИО2, с которым она состоит в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, однако, фактические брачные отношения с ним прекращены с середины 2018 года, с указанного времени она с детьми проживает отдельно от супруга. По ее адресу проживания ФИО2 не зарегистрирован.
Решением Департамента социальной политики администрации г. Южно-Сахалинска от 19 августа 2019 года N 19- 253 она и ее дети признаны малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. 16 октября 2019 года в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой многодетным семьям, она обратилась в МКУ "Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска" с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Решением от 8 ноября 2019 года в предоставлении муниципальной услуги "Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" отказано по причине непредставления сведений о признании ФИО2 в установленном порядке малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения, сведений о месте его регистрации и копии паспорта, что препятствует отправлению межведомственных запросов для определения его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку ФИО2 совместно с ней не проживает, следовательно, не является членом ее семьи, поэтому административный ответчик не вправе требовать предоставления сведений в отношении указанного лица.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Казицкой Е.С. отказано. Суды пришли к выводу о соответствии закону оспариваемого решения административного ответчика в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для постановки семьи административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
17 ноября 2020 года административным истцом Казицкой Е.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на необоснованность требования административного ответчика о предоставлении документов в отношении ФИО2, поскольку он не проживает совместно с ней и детьми, регистрации по месту их жительства не имеет.
Лица, участвующие деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанции таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Как следует из материалов дела, решением Департамента социальной политики администрации г. Южно-Сахалинска от 19 августа 2019 года N 19-253 Казицкая Е.С. и ее несовершеннолетние дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения.
16 октября 2019 года Казицкая Е.С. обратилась в МКУ "Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска" с заявлением о постановке ее и несовершеннолетних детей на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
8 ноября 2019 года МКУ "Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска" отказало Казицкой Е.С. в предоставлении муниципальной услуги "Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в связи с тем, что в представленных документах отсутствуют сведения о признании супруга ФИО2 в установленном порядке малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городском округе "город Южно-Сахалинск", а также сведения о месте регистрации ФИО2 по месту жительства и его паспорт, необходимые для отправления межведомственных запросов с целью определения нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно положениям статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (часть 3); с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
Пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Аналогичное основание к отказу в предоставлении муниципальной услуги установлено абзацем 2 пункта 2.8 Административного регламента администрации г. Южно-Сахалинска предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 28 декабря 2017 года N 3577-па (далее - Административный регламент).
Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, установлен пунктом 2.6.1 Административного регламента (в редакции, действовавшей на дату обращения), а именно:
- заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по установленной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Сахалинской области от 1 декабря 2015 года N 87-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", направляемое заявителем в Учреждение (приложение N 1), подписанное всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи, достигшими 14-летнего возраста;
- документы о составе семьи - свидетельство о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи (копии и оригиналы для обозрения, либо надлежаще заверенные копии);
- справка с места жительства с указанием совместно зарегистрированных и постоянно проживающих лиц (всех членов семьи гражданина);
- выписка из домовой книги (в случае если заявитель зарегистрирован в частном доме);
- паспорт гражданина РФ (паспорта всех членов семьи заявителя, достигших 14-летнего возраста) (копии и оригиналы для обозрения, либо надлежаще заверенные копии);
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о собственности) (копии и оригиналы для обозрения, либо надлежаще заверенные копии);
- правоустанавливающие документы на жилые помещения заявителя и всех членов его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (копии и оригиналы для обозрения, либо надлежаще заверенные копии);
- документы, подтверждающие наличие льгот (многодетная семья, инвалид, участник боевых действий и т.д.) (копии и оригиналы для обозрения, либо надлежаще заверенные копии);
- медицинская справка, подтверждающая наличие у члена семьи гражданина тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ним в одной квартире и которое включено в перечень, утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - предоставляется в случае наличия в составе семьи такого члена семьи;
- справка из органов опеки и попечительства о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно материалам дела с ДД.ММ.ГГГГ Казицкая Е.С. состоит в браке с ФИО2
Судами двух инстанций установлено и не оспаривалось заявителем, что в нарушение требований части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6.1 Административного регламента Казицкой Е.С. к заявлению о постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях не были представлены сведения в отношении ее супруга ФИО2, в частности, паспорт гражданина Российской Федерации и сведения о его регистрации по месту жительства (копии и оригиналы для обозрения, либо надлежаще заверенные копии).
При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 2 пункта 2.8 Административного регламента основания для отказа Казицкой Е.С. в принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем выводы судов о законности оспариваемого решения МКУ "Управление жилищной политики г. Южно-Сахалинска" от 8 ноября 2019 года N 199-016/06 являются правильными.
Доводы административного истца об отсутствии у нее обязанности представлять документы в отношении ФИО2 ввиду того, что он не является членом ее семьи, поскольку фактически брачные отношения между супругами прекращены и совместно они не проживают, судебной коллегией кассационного суда отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 марта 2020 года N 602-О указал, что предусмотренное частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации требование об определении уровня обеспеченности общей жилой площади исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам с учетом уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам.
С учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из предписаний статей 2, 31 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым, в их системном единстве, супруги являются членами одной семьи независимо от места их пребывания и проживания, при разрешении вопроса о принятии Казицкой Е.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях подлежит проверке обеспеченность ее супруга жильем, для чего необходимо представление в орган местного самоуправления паспорта ФИО2 и сведений о его регистрации по месту жительства, что заявителем не было выполнено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы административного истца правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не содержат. При рассмотрении настоящего дела судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 13 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Казицкой Е.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.