Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Агафоновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Зинченко Сергея Владимировича на решение Преображенского районного суда г.Москвы от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Зинченко Сергея Владимировича к призывной комиссии района Сокольники города Москвы, объединенному военному комиссариату Преображенского района ВАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-0138/2020г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя административного истца по доверенности Мартынюк К.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика по доверенности Филитовича А.Н. возражавшего против отмены судебных актов, установила:
Зинченко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии района Сокольники города Москвы и Объединенному военному комиссариату Преображенского района города Москвы, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии от 14 октября 2019 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать административных ответчиков выдать ему военный билет.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что от призыва на военную службу не уклонялся; в период с 2014 по 2019 годы обучался в аспирантуре, в связи с чем полагал, что имел право на отсрочку от призыва; в период весеннего призыва 2019 года явился в военный комиссариат и предоставил медицинские документы, характеризующие его состояние здоровья, однако на дополнительное медицинское обследование направлен не был; его жалобы на состояние здоровья медицинской комиссией военного комиссариата были проигнорированы, в связи с чем, полагал, что оснований для вынесения оспариваемого заключения у призывной комиссии не имелось.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 10 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Зинченко С.В. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 09 ноября 2020 года, истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения районного суда с принятием нового решения об удовлетворении иска. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами были допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Зинченко С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате "адрес" ВАО "адрес".
Решением призывной комиссии района Сокольники г. Москвы от 08 ноября 2010 года (протокол N6) Зинченко С.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" до 2014 года в связи с обучением в ВУЗе (специалитет).
24 октября 2014 года Зинченко С.В. решением призывной комиссии предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2018 года на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 в связи с обучением по очной форме в аспирантуре ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет".
Решением призывной комиссии района Сокольники от 10 декабря 2018 года Зинченко С.В. определена категория годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; он был призван на военную службу.
Решением призывной комиссии г. Москвы от 28 декабря 2018 года (протокол N42) вышеуказанное решение о призыве на военную службу отменено как нереализованное.
С 12 марта 2019 года Зинченко С.В. на основании приказа N26/200 от 13 марта 2019 года отчислен из ФГОУ ВО НИИ МГСУ как не выполнивший учебную программу.
В период весенней и осенней призывной компании Зинченко С.В. призван не был.
ДД.ММ.ГГГГ года Зинченко С.В. исполнилось 27 лет.
Решением призывной комиссии района Сокольники г. Москвы от 14 октября 2019 года (протокол N1у) на основании подпункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Зинченко С.В. признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас ВС РФ с выдачей справки взамен военного билета. Основанием для принятия решения явилось уклонение Зинченко С.В. от прохождения медицинского освидетельствования.
Отказывая административному истцу в иске, суды обеих инстанций исходили из того, что Зинченко С.В. заявив о наличии заболевания не явился на медицинское обследование врачами-специалистами призывной комиссии, не представил медицинских документов, подтверждающих наличие у него заболевания не позволяющего проходить военную службу по призыву, что указывает на затягивание им своевременного (до достижения им 27-летнего возраста) решения административными ответчиками в отношении него вопроса о годности к военной службе по состоянию здоровья, в связи с чем заключение призывной комиссии о непрохождении военной службы по призыву, не имея на то законных оснований, соответствует закону и оснований для его отмены не имеется.
Судебная коллегия с такими выводами судебных инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а также за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по контролю за своевременным прохождением призывником медицинского освидетельствования, вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву. Материалы дела таких доказательств не содержат.
Выводы суда об уклонении административного истца от явки для прохождения медицинского освидетельствования и тем самым лишении возможности ответчиков до достижения им 27 лет решить вопрос о годности к военной службе по состоянию здоровья и принять решение о призыве на военную службу противоречат приведенным нормам закона и не основаны на фактических обстоятельствах по делу.
Из материалов личного дела призывника Зинченко С.В. следует, что все диагностические исследования, установленные пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 истцом были пройдены в установленные сроки и представлены в военкомат: карта медицинского освидетельствования, содержащая сведения о диагностических исследованиях, пройденных в мае 2019 года (л.д. 86), заверенная печатью заместителя главного врача выписка из амбулаторной карты по форме N 027/у от 16 мая 2019 года (л.д. 83-84), клинический анализ крови (л.д. 103), результаты осмотра терапевта (л.д. 105), результаты флюорографии (л.д. 104), анализ мочи, маркеры ВИЧ, сифилиса и гепатита С и В, ЭКГ - исследование (л.д. 77-79, 107).
То есть до момента следующей явки по повестке, назначенной на 20 мая 2019 года, Зинченко С.В. собрал все необходимые медицинские документы.
20 мая 2019 года в отношении Зинченко С.В. было проведено медицинское освидетельствование. В подтверждение этому в материалах личного дела Зинченко С.В. имеются отметки всех врачей специалистов (л.д. 39), с пометкой терапевта - АГ-впервые выявленная, ПК - перенести, СМАД, дата записи - 20 мая 2019 года.
В материалах дела имеется СМАД, датированный 04 июня 2019 года (л.д. 111), который Зинченко С.В. выполнил согласно требованиям врача и представил в военкомат, явившись по повестке 17 июня 2019 года, также им была представлена амбулаторная карта, в которой указан диагноз заболевания - "данные изъяты"
17 июня 2019 года он не был направлен на заседание призывной комиссии, направление на стационарное обследование выдано не было, а вручена повестка на 13 сентября 2019 года (л.д. 35).
13 сентября 2019 года было проведено медицинское освидетельствование, врач-терапевт поставил в графу запись "обследов?".
23 сентября 2019 года Зинченко С.В. выдана повестка на 14 октября 2019 года (л.д. 33), что исключало его призыв по независящим от него причинам, поскольку 27 лет ему исполнялось ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истцом представлялись медицинские документы в военкомат, он являлся по всем врученным ему повесткам, в связи с чем, выводы о недобросовестности действий Зинченко С.В. необоснованны.
Гипертоническая болезнь указана в статье 43 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565) и, согласно пояснениям к соответствующей статье предусматривает обследование в стационарных условиях, учет результатов документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
В листе медицинского освидетельствования, заполненном в отношении Зинченко С.В. 13 сентября 2019 года терапевт указывает, что данный гражданин подлежит обследованию (л.д. 61), об этом указано и в карте медицинского освидетельствования (л.д. 39, 87).
Подтверждение "данные изъяты", в свою очередь, влечёт на основании статьи 43 Расписания болезней признание гражданина ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") и освобождение от призыва в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Ответчиками в нарушение приведенных выше положений закона и иных нормативных актов не принято мер по своевременному медицинскому освидетельствованию призывника в целях решения вопроса о годности его к военной службе по состоянию здоровья, направлении на стационарное обследование при такой необходимости, в период весеннего и осеннего призывов 2019 года вплоть до исполнения 27 лет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиками не было представлено доказательств выполнения обязанности по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу в отношении Зинченко С.В, у судов не имелось оснований для признания законным оспариваемого решения призывной комиссии и отказа в удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия, установив, что неправильное применение норм материального права, повлекло принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, считает необходимым отменить решение районного суда и апелляционное определение и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по настоящему делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления Зинченко С.В.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Преображенского районного суда г.Москвы от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 06 августа 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Зинченко Сергея Владимировича удовлетворить.
Решение призывной комиссии района Сокольники города Москвы от 14 октября 2019 года о признании Зинченко Сергея Владимировича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признать незаконным и отменить.
Обязать объединенный военный комиссариат Преображенского района города Москвы выдать Зинченко Сергею Владимировичу военный билет.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.