Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Агафоновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Трусова Владимира Григорьевича на решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 23 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 03 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области к Трусову Владимиру Григорьевичу о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-30/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
межрайонная ИФНС России N 4 по Тамбовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Трусову В.Г. о взыскании задолженности с транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы в размере 12 375 рублей и пени за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 180, 90 рублей.
Решением Токаревского районного суда Тамбовской области от 23 января 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 03 июня 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 ноября 2020 года, административный ответчик ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения суда первой инстанции с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 23 декабря 1994 года по 28 ноября 2018 года за Трусовым В.Г. был зарегистрирован "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак N, мощностью двигателя 165 лошадиных сил.
Налоговым органом ему был начислен транспортный за 2015, 2016, 2017 годы в сумме 12864 рублей и направлено налоговое уведомление N от 28 сентября 2018 по сроку уплаты 03 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой налога в срок Трусову В.Г. начислены пени за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в сумме 180, 90 рублей и направлено требование N от 30 января 2019 года с установлением срока оплаты до 15 марта 2019 года. Требование налогового органа Трусовым не было исполнено.
Мировым судьей Токаревского района Тамбовской области вынесен судебный приказ 08 мая 2019 года о взыскании недоимки по налогу и пени, определением мирового судьи от 24 мая 2019 года судебный приказ отменен в связи с возражением должника.
19 ноября 2019 года налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 357, 358, 362, 363, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Тамбовской области от 28 ноября 2002 года N 69-ФЗ "О транспортном налоге в Тамбовской области", установив, что Трусов В.Г, являвшийся собственником транспортного средства, которое было зарегистрировано за ним в установленном порядке, не выполнил в срок обязанность по уплате транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы, проверив правильность расчета налога и пени, соблюдение процедуры обращения налогового органа в суд, пришли к правомерному выводу об удовлетворении административного искового заявления о взыскании недоимки по налогу и пени.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального закона, фактических обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, имеющие экономическое основание (пункты 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения является в том числе имущество, под которым в Налоговом кодексе Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 38 названного выше кодекса).
Гражданский кодекс Российской Федерации к объектам гражданских прав относит вещи, включая движимое имущество (пункт 1 статьи 128 и пункт 2 статьи 130).
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 38 названного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом признаются наряду с другим движимым имуществом транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 357 упомянутого выше кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Основанием прекращения права собственности на вещь являются, в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи, право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
По смыслу приведенных законоположений в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", действовавших до 26 июня 2018 года, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, либо после его утилизации.
Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
В отношении утраченных, похищенных, а также вывезенных за пределы Российской Федерации транспортных средств регистрация прекращается на основании заявлений собственников (владельцев) транспортных средств.
Обязанность прекращения регистрации в связи с отчуждением, утилизацией, хищением также была предусмотрена и приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" (пункт 18 Правил).
В кассационной жалобе ответчик указывает на то, что судами при взыскании с него недоимки по налогу за 2015, 2016, 2017 годы не было учтено, что комбайн был утилизирован в 2002 году, что подтвердили свидетели.
Между тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что с регистрационного учета транспортное средство было снято Трусовым В.Г. только 28 ноября 2018 года.
При этом ответчиком в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций не приводились доводы об отсутствии у него объективной возможности, по каким либо причинам обратиться с заявлением в уполномоченный орган для снятия транспортного средства с регистрационного учета в связи с утилизацией либо по иным основаниям до 2018 года. Не имеется ссылки на такие обстоятельства и в кассационной жалобе.
Следовательно, с учетом приведенных выше положений закона и установленного факта регистрации транспортного средства за ответчиком до ноября 2018 года, суды обоснованно указали на наличие у него обязанности по уплате транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы.
Иным доводам жалобы судами была дана надлежащая правовая оценка, не согласится с которой, оснований не имеется.
В кассационной жалобе не содержится доводов, которые могли бы повлечь отмену апелляционного определения в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 23 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 03 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трусова Владимира Григорьевича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.