Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Возилова Владимира Владимировича на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 29 июня 2020 года (дело N 2а-508/2020) и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным Ивановского областного суда от 5 ноября 2020 года (дело N 33а-2392/2020), по административному делу по административному исковому заявлению Возилова В.В. о признании недействующими постановления Администрации города Шуя.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав объяснения Возилова В.В, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя Администрации городского округа Шуя Яровицына А.Л, заслушав заключение прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением 21 октября 2019 года Администрации городского округа Шуя от 21 октября 2019 года N 1184 утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, а также утвержден ее состав.
Постановлением от 30 октября 2019 года N 1240 утвержден порядок уведомления руководителями муниципальных учреждений городского округа Шуя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Постановлением Администрации городского округа Шуя от 30 декабря 2019 года N 1574 в постановление от 21 октября 2019 года N 1184 внесены изменения в части состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов.
Указанные постановления подписаны главой городского округа и опубликованы в официальном издании "Вестник городского округа Шуя" N 369 от 22 ноября 2019 года и N 376 от 31 января 2020 года, а также на официальном сайте городского округа Шуя www.okrugshuya.ru.
Возилов В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующими указанные постановления Администрации городского округа Шуя.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют и противоречат положениям закона, имеющего большую юридическую силу, затрагивают его права и законные интересы, как руководителя муниципального учреждения, нарушен порядок их принятия, выразившийся в отсутствии соответствующих полномочий у административного ответчика. Полагал, что отнесение руководителя муниципальных учреждений к кругу лиц, на которых законом возложена обязанность соблюдать антикоррупционные запреты и ограничения, основано ошибочном и субъективном толковании органом местного самоуправления требований закона, в связи с чем, издание оспариваемых нормативных правовых актов, предусматривающих установленные в них ограничение в части исполнения антикоррупционного законодательства, является незаконным и влечет признание таких актов недействующими.
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 29 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 5 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Возилова В.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Возилов В.В. просит об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, нарушения норм процессуального права. Указывает, что у административного ответчика отсутствуют полномочия на издание оспариваемых муниципальных актов, которые противоречат Федеральному закону "О противодействии коррупции", Федеральному закону "О коммерческих организациях", Трудовому кодексу Российской Федерации. Администрация городского округа Шуя не разграничивает понятия "конфликт интересов" и "сделка с заинтересованностью", не вправе создавать органы, которые не предусмотрены уставом и не включены в структуру администрации городского округа Шуя, не может передавать свои полномочия Комиссии и наделять её распорядительными функциями. Вывод суда о том, что административный истец занимает должность, включенную в перечень должностей, на которые распространяются запреты, ограничения и обязанности, не соответствует действующему законодательству.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 года кассационная жалоба Возилова В.В. принята к производству суда кассационной инстанции.
Проверив материалы административного искового заявления, выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения судами обеих инстанций не допущены.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального, городского округа федеральный законодатель отнёс к вопросам местного значения городского округа (пункт 42 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и "данные изъяты" детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (статьи 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
Согласно Уставу городского округа Шуя, принятого решением городской Думы городского округа Шуя от 24 августа 2005 года N 72 (далее - Устав), Администрация городского округа Шуя является органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в городском округе и наделенным в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ивановской области.
К вопросам местного значения городского округа Шуя относятся, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа (пункт 43 статьи 5 Устава).
Администрация городского округа осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе принимает меры по противодействию коррупции в границах городского округа (пункт 45 части 1 статьи 35 Устава).
На основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 42 Устава в систему муниципальных правовых актов городского округа входят постановления и распоряжения Главы городского округа Шуя и постановления, распоряжения администрации городского округа.
Исходя из системного анализа приведенного законодательства, вопросы разработки и утверждения антикоррупционного законодательства регулируются, в том числе, муниципальными правовыми актами, поскольку отнесены законом к вопросам местного значения.
Согласно Уставу администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного управления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного управления федеральными законами и законами Ивановской области.
Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа Шуя, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет городскую Администрацию (часть 7 статьи 29 Устава).
Глава городского округа в пределах полномочий руководителя Администрации городского округа, в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления Администрации городского округа Шуя по вопросам местного значения и связанные с исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Шуя федеральными законами и законами Ивановской области, а также распоряжения Администрации городского округа Шуя по вопросам организации её работы (пункт 11 части 2 статьи 30 Устава).
Глава городского округа Шуя, в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями городской Думы городского округа Шуя, издает постановления и распоряжения Администрации городского округа Шуя по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Шуя федеральными законами и законами Ивановской области, а также распоряжения Администрации городского округа Шуя по вопросам организации ее работы. Глава городского округа Шуя издает постановления распоряжения Главы городского округа Шуя по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами (части 1, 2 статьи 44 Устава).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Возилов В.В. является директором Муниципального учреждения культуры "Шуйский историко-художественный и мемориальный музей имени М.В. Фрунзе".
Постановлением Администрации городского округа Шуя от 21 октября 2019 года N 1184 создана комиссия по соблюдению к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов. Этим же постановлением утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов и состав комиссии (том 1 л.д. 91-96).
Постановлением 30 октября 2019 г. Администрации городского округа Шуя от 30 октября 2019 года N 1240 утвержден Порядок уведомления руководителями муниципальных учреждений городского округа Шуя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (том 1 л.д. 97-100).
Постановлением Администрации городского округа Шуя от 30 декабря 2019 года N 1574, внесены изменения в Постановление от 21 октября 2019 года N 1574 "О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов" (том 1 л.д. 89-90).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормам федерального законодательства, обоснованно констатировав, что оспариваемые нормативные правовые акта органа местного самоуправления приняты в пределах полномочий администрации городского округа Шуя с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов согласна, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированы в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу, направлены на иную правовую оценку относительно выводов судов, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Поскольку суды обеих инстанций правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шуйского городского суда Ивановской области от 29 июня 2020 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным Ивановского областного суда от 5 ноября 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Возилова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.